Дело №2-172/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2015 года п.Шушенское
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шимохиной Н.П.
при секретаре Рощупкиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З к администрации п.Шушенское, Департаменту строительства и ЖКХ Красноярского края о признании незаконным бездействия администрации п.Шушенское по расселению ветхого жилого помещения, признании незаконным постановления администрации п.Шушенское Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления жилого помещения по <адрес>, возложении обязанности,
У с т а н о в и л:
З обратилась в суд с указанным иском, в котором просит признать бездействие администрации п.Шушенское по расселению ветхого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным, обязать администрацию пос. Шушенское включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного ветхого жилья». Просит обязать Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края подать заявку в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на предоставление финансовой поддержки для переселения граждан П и П (несовершеннолетних детей - П и П) из аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивировала тем, что решением Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию п.Шушенское была возложена обязанность предоставить З и членам её семьи жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., но не менее <данные изъяты> кв.м. на человека, в связи с признанием занимаемого ими по договору социального найма жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным. До настоящего времени решение суда не истоплено по причине отсутствия финансирования, хотя в Российской Федерации действует программа переселения их аварийного жилья. Администрация п.Шушенское не исполнила обязанность по включению указанного ветхого жилого дома в региональную программу, не направила заявку в Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края заявку о наличии аварийного жилья. В случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилья у субъекта Российской Федерации возникает обязанность предоставить финансовую поддержку за счет средств Фонда обеспечить переселение граждан из аварийного жилья.
Заявленные требования истец дополнила, просит признать незаконным постановление администрации п.Шушенское № от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления жилого помещения по адресу: <адрес> в связи с тем, что данное жилое помещение не является благоустроенным. Уточнила требование о возложении обязанности на Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края подать заявку в Фонд Содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства на предоставление финансовой поддержки для переселения П из аварийного жилья. При этом в обоснование заявленных требований указывает на то, что З были предоставлены жилые помещения по адресам: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, на которое заключен договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, нанимателями по которому являются П, П и П. Не обеспечен жилым помещением остался один П.
В общей сложности З предоставлено четыре жилых помещения, расположенные по адресам:
-<адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.;
-<адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.;
-<адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.;
-<адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м;
Из присужденных судом <данные изъяты> к.м. администрацией п.Шушенское предоставлено <данные изъяты> кв.м., для исполнения решения суда администрация должна предоставить дополнительно жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. Согласно решению Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрация п.Шушенское обязана предоставить З и членам её семьи благоустроенное применительно к условиям Шушенского района жилое помещение на территории муниципального образования Шушенский район по договору социального найма, исходя из нормы предоставления жилой площади общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м на человека. Предоставленное жилое помещение по <адрес> не отвечает требования благоустроенного, так как оно расположено в общежитии, не обеспечено инженерными системами.
В судебном заседании представитель истца Р заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, и в дополнении к исковому заявлению. Дополнительно суду пояснила, что администрацией п.Шушенское одному из членов семьи З Б предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, которое не должно учитываться в составе общей площади, которая должна быть предоставлена З, так как оно предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения, то есть право распоряжения данным жилым помещением ограничено. При составлении кадастрового паспорта площадь предоставленного жилого помещений в <адрес> по договору социального найма значится <данные изъяты> кв.м., а фактически -<данные изъяты> кв.м.; в <адрес> по договору социального найма <данные изъяты> кв.м., а фактически <данные изъяты> кв.м. Жилое помещение по адресу: <адрес> нарушает права П на предоставление ему благоустроенного жилого помещения. Жилое помещение семье З предоставили по двум основаниям: как нуждающимся в улучшении жилищных условий и стоящим на очереди, и как расселение ветхого жилья. П проживал в квартире, а ему предоставляется комната в общежитии. У него двое детей, поэтому на момент предоставления ему жилого помещения должен учитываться состав его семьи.
В отзыве на исковое заявление ответчик администрация п.Шушенское заявленные требования не признали, мотивируя тем, что в соответствии с федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилья распространяется только на многоквартирные дома, а дом по <адрес>, в котором ранее проживали истцы и который был признан аварийным, не может быть включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья, так как не относится к многоквартирным домам, состоит из одной квартиры. Данное положение закона истцу известно было в ДД.ММ.ГГГГ как это следует из приложенного ею к данному иску решения Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда о возложении обязанности предоставить истцу жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. исполнено администрацией п.Шушенское в полнм объёме. Истцу и членам её семьи предоставлено вне очереди пять жилых помещений общей площадью <данные изъяты> кв.м. Кроме того, муниципальным образованием Шушенский район Б, указанной в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ г., предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ В дополнение к отзыву указывают на то, что жилой дом по <адрес> не является общежитием, статус общежития оно утратило на основании постановления администрации Шушенского района № от ДД.ММ.ГГГГ г., переведено в статус жилых домов. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ комитета по управлению муниципальным имущество администрации Шушенского района в казну муниципального образования <адрес> жилое помещение по <адрес> передано как квартира и значится в реестре муниципального имущества как квартира. Данное жилое помещение истцу выделено по договору социального найма. Жилищные условия истца улучшились, так как истец проживала в полностью неблагоустроенном доме. Степень благоустройства выделенного жилого помещения соответствует требованиям жилищного законодательства. Истцу и членам её семьи предоставлено в общей сложности <данные изъяты> кв.м. жилой площади.
В судебном заседании представитель ответчика М (по доверенности) возражал против удовлетворения иска, поддержал доводы отзыва. Кроме того, считает, что требования истца об обеспечении жильём конкретно П вообще не имеет законного основания, так как жилые помещения выделяются не конкретному члену семьи, а семье вцелом. Истец вправе была не согласиться на получение нескольких жилых помещений, а требовать предоставления ей единого жилого помещения площадью не менее <данные изъяты> кв.м. и ожидать, когда такое помещение у администрации п.Шушенское появится. Истец неверно трактует положение о благоустроенном жилом помещении в виде отдельной квартиры в многоквартирном благоустроенном доме, в решении суда указано, что жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям района, а большая часть жилого фонда в районе вообще не благоустроенное, в п.Шушенское также половина жилья неблагоустроенное. Жилое помещение истца, признанное аварийным также не было благоустроенным. Предоставленное жилое помещение по <адрес> отвечает требованиям к благоустройству относительно жилого фонда Шушенского района вцелом. По уровню благоустройства предоставляемое жилое помещение значительно выше, нежели аварийное жилое помещение, которое не имеет никакого благоустройства. В предоставляемом жилом помещении имеется центральное отопление, электроснабжение, канализация, отапливаемый коридор, оборудованная общая кухня, в которой имеется горячее и холодное водоснабжение.
В отзыве на исковое заявление заинтересованное лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства заявленные требования считают необоснованными, просят в их удовлетворении отказать. При этом в обоснование своих возражений ссылаются на то, что правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и распространяются только на многоквартирные дома, а жилой дом истца является одноквартирным одноэтажным жилым домом. Данное обстоятельство не позволяет в рамках Закона и Программы предоставит финансовую поддержку по переселению граждан из этого дома.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценивая доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно ст.2 п.2 указанного закона аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года или применительно к положениям главы 6.3 настоящего Федерального закона после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (п. 2 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
На территории Красноярского края на 2013-2017 годы разработана региональная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная постановлением правительства Красноярского края №228 от 06 мая 2013 года. Целью Программы является переселение граждан из всех жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийный жилищный фонд).
Таким образом, требование истца о возложении обязанности на администрацию п.Шушенское включить жилой дом по адресу: <адрес> в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда», о возложении обязанности на Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края подать заявку в Фон содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства на предоставление финансовой поддержки для переселения П из аварийного жилого дома не подлежат удовлетворению, так как жилой дом не является многоквартирным.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательным для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площади <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, в котором З с членами своей семьи проживала на основании договора социального найма, является аварийным, в связи с чем на администрацию п.Шушенское была возложена обязанность предоставить З и членам её семьи П, П, П, Б, П, З, З, Б благоустроенное применительно к условиям Шушенского района жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. на территории муниципального образования Шушенский район по договору социального найма, исходя из нормы предоставления жилой площади общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м на человека, так как семья была признана малоимущей и состояла на учете в администрации п.Шушенское в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленных доказательств и истцом не отрицается, в связи с переселением из аварийного жилого дома по <адрес> семье З предоставлено пять жилых помещений по договорам социального найма:
-Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (фактическая площадь согласно кадастровому паспорту <данные изъяты> кв.м.)
-постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (фактическая площадь согласно кадастровому паспорту <данные изъяты> кв.м);
-постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.;
-постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м; и по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Общая площадь выделанных жилых помещений согласно постановлениям администрации составила <данные изъяты> кв.м., с учетом фактической площади согласно кадастровым паспортам -<данные изъяты> кв.м
При этом на все жилые помещения, кроме находящегося по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., заключены договоры социального найма.
В соответствии со ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Таким образом, предметом договора социального найма является изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилищным кодексом названо три основных критерия, по которым то или иное помещение может быть отнесено к числу жилых: изолированность, пригодность для постоянного проживания (последняя определяется совокупностью установленных санитарных, технических и иных норм и правил), а также отнесение жилого помещения к числу недвижимого имущества.
Изолированность жилого помещения (например, квартиры, комнаты) определяется наличием у него выхода (входа) либо в помещения общего пользования, либо (например, жилого дома, части жилого дома) на улицу.
Пригодность жилого помещения для постоянного проживания определяется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.1002-00. Эти Правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, за исключением гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков.
Названные Правила и нормативы предусматривают: гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении, к жилым помещениям и помещениям общественного назначения, размещаемым в жилых зданиях, к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений, к естественному и искусственному освещению и инсоляции, к уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений, ионизирующего излучения, к внутренней отделке жилых помещений, к инженерному оборудованию, к водоснабжению и канализации, к удалению бытовых отходов и мусора, к содержанию жилых помещений.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленным Правительством РФ. В настоящее время действует Положение от 28 января 2006 г. N 47 о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Данных о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> не отвечает требованиям СанПиН, не представлено.
Утверждение представителя истца, что жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. является комнатой в общежитии, противоречит представленным доказательствам.
Согласно постановлению администрации Шушенского района № от ДД.ММ.ГГГГ в целях приведения жилищных правоотношений в соответствии с действующим законодательством статус общежития по адресу: <адрес> изменен на статус жилых домов, в связи с чем поручено МУП «Шушенское МПО ЖКХ» провести его инвентаризацию и заключить договоры социального найма с нанимателями жилых помещений в указанном жилом доме. Постановлением администрации <адрес> № о ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> в муниципальную собственность <адрес>, в приложении к постановлению под номером № значится квартира по <адрес> жилой площадью <данные изъяты> кв.м.
При оценке равноценности указанного жилого помещения занимаемому ранее истцом З жилым помещением по <адрес>, следует признать, что по уровню благоустройства оно значительно выше, так как имеется центральное отопление, электроснабжение и другие элементы благоустройства.
Что касается утверждений представителя истца, что предоставлением жилого помещения по адресу: <адрес> будут нарушены права П на получение жилого помещения большей площади, так как у него имеется двое детей, то данное обстоятельство при переселении из аварийного жилого дома не может учитываться, поскольку жилые помещения выделяются З, вопрос о том, кто из членов семьи и в какое конкретное помещение переселяется, решает сам истец. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Жилое помещение, в которое истец отказывается переселяться, было предоставлено им в связи с расселением аварийного дома, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.
Доводы представителя истца Р о том, что не должно учитываться жилое помещение предоставленное Б по договору специализированного договор найма жилого помещения, не состоятельны.
Размер общей площади, которую необходимо было предоставить З и членам её семьи, рассчитывался с учетом нормы предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, в том числе и на Б, которая в соответствии с федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" была обеспечена жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в виде отдельной благоустроенной квартиры площадью <данные изъяты> кв.м. для временного проживания в нем на срок 5 лет, причем по истечении указанного срока она не подлежит выселению, а с нею заключается договор социального найма. Для Б отпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким о образом, бездействия администрации <адрес> по расселению ветхого жилого помещения не установлено, решение Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исполнено в полном объёме. Законных оснований для признании незаконным постановления администрации <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления жилого помещения по <адрес> не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РФ, суд -
Р е ш и л:
Иск З к администрации п.Шушенское, Департаменту строительства и ЖКХ Красноярского края о признании незаконным бездействия администрации п.Шушенское по расселению ветхого жилого помещения; возложении обязанности включить жилой дом по адресу: <адрес> в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда»; о возложении обязанности на Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края подать заявку в Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства на предоставление финансовой поддержки для переселения П из аварийного жилого дома; признании незаконным постановления администрации <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления жилого помещения по <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шушенский районный суд.
Председательствующий Н.П.Шимохина
Решение принято в окончательной форме 03 апреля 2015 г.