Дело № 2-2503/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«09» октября 2018 года город Иваново
Фрунзенский районный суд города Иванова
в составе председательствующего судьи Чайки М.В.,
при секретаре Бровкиной Ю.Л.
с участием истца Игнатьевой Л.В., представителя ответчика Мишагиной Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Игнатьевой Л.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию
установил
Игнатьева Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации ( государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права на том основании, что ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области не были включены в специальный стаж следующие периоды:
- с 01.08.1991г. по 31.12.1993г. - работа в должности воспитателя в детском комбинате № 67 Ивановского производственного объединения по выпуску чесальных машин,
- с 13.02.2012г. по 02.03.2012г.- обучение на курсах повышения квалификации.
Игнатьева Л.В. считает решение Управления незаконным, в связи с тем, что в период работы в детском комбинате, который фактически являлся детский садом, она осуществляла педагогическую деятельность, а прохождение курсов повышения квалификации было связано с трудовыми отношениями. В связи с чем, просит данные периоды включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, назначить пенсию с момента возникновения права, взыскать с ответчика расходы по госпошлине в размере 300 рублей, также по оплате услуг представителя по составлению искового заявления в сумме 2500 рублей.
Истец Игнатьева Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в период работы в детском комбинате №67 в ноябре и декабре 1993г. имели место простои, которые она просит не включать в специальный стаж.
Представитель ответчика УПФР в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области Мишагина Е.Ю. исковые требования не признала, поддержала отзыв на исковое заявление, ссылаясь на обстоятельства, в нем изложенные, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам гражданина и гарантируется статьёй 39 Конституции Российской Федерации.
Положения статьи 6 части 2, статьи 15 части 4, статьи 17 части 1, статей 18, 19 и 55 части 1 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
В соответствии с пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список N 781 и Правила N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
-список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее по тексту - Список N 463);
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Судом установлено, что Игнатьева Л.В. обратилась в УПФР в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области 07 мая 2018 года с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в УПФР в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Игнатьевой Л.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях ».
Как следует из вышеуказанного решения специальный стаж истца на момент обращения за пенсией составил 22 года 6 месяцев 26 дней.
При этом ответчиком в специальный стаж истицы, в том числе, не включены периоды:
- с 01.08.1991г. по 31.12.1993г.- работа в должности воспитателя в детском комбинате № 67 Ивановского производственного объединения по выпуску чесальных машин, в связи с тем, что представленные истицей документы содержат противоречивые сведения о наименовании организации, из-за чего не представилось возможным определить вид учреждения;
- с 13.02.2012г. по 02.03.2012г -курсы повышения квалификации, в связи с тем, что согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 ФЗ « О страховых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж, дающий права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а п.5 указанных Правил, не предусматривает включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Как следует из записей в трудовой книжке Игнатьева ( Осипова) Л.В. 01.08.1991г. принята в я/с № 67 воспитателем, приказом Комитета по управлению гос. имуществом Администрации Ивановской области №1 от 05.01.1993г. гос. предприятие « Ивановский завод чесальных машин» преобразован в акционерное общество «Ивановский завод чесальных машин», дошкольное учреждение № 67 с 01.01.1994г. передано на баланс отдела образования администрации Советского района, ясли –сад № 67 принят на баланс отдела образования администрации Советского района, 07.06.1999г. ДОУ № 67 переименовано в МДОУ детский сад № 67 комбинированного вида, 07.07.2011г. МДОУ детский сад № 67 комбинированного вида переименован в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 67, где истица работает по настоящее время.
Согласно акта приема-передачи детских дошкольных учреждений № 103,111,139,60,94,21,19,42 АО « Меланж» и № 172,67 АО « Ивчесмаш», на баланс отдела образования администрации Советского района г. Иваново было передано в том числе, детское учреждение со зданием -детский ясли-сад № 67.
Как следует из Постановления Главы администрации г. Иваново от 21.03.1994г. № 179 был передан в муниципальную собственность администрации Советского района ясли-сад № 67.
Из представленных архивных справок от 02.07.2018г. № И-2594/511-Э и от 04.05.2018г № И-1757, выданных ГБУ Ивановской области «Государственный архив Ивановской области», следует, что в архивном фонде ОАО «Ивчесмаш» ( ранее Ивановское производственное объединение по выпуску чесальных машин, АООТ « Ивановский завод чесальных машин»), в расчетных ведомостях, в лицевых счетах имеются сведения о работе и заработной плате Осиповой Л.В.- воспитателя д/к № 67, также отражены периоды простоя в ноябре и декабре 1993г.
Спорные периоды работы истицы в детском комбинате относятся к тому времени, когда действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397. В разделе "наименование учреждений" Перечня предусмотрены детские сады и объединенные ясли-сады. Также в спорные периоды работы истицы действовал Список, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, содержащий наименование учреждений "все типы детских дошкольных учреждений".
Согласно классификатору отраслей народного хозяйства Государственного комитета по статистике, Государственного планового комитета СССР, Государственного комитета СССР по стандартам, утвержденному 1 января 1976 года, с последующими изменениями, утвержденными Госстандартом СССР и РФ и действовавшему до 01.01.2003 г., в 1991-1993 годах к учреждениям дошкольного типа относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Следовательно, детский комбинат не являлся самостоятельным видом дошкольного учреждения, данное наименование соответствует наименованию "детский ясли- сад", которое содержится как в Списках, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, так и в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Таким образом, в периоды работы истицы в детском комбинате эти учреждения приравнивались к детским садам, яслям-садам и были наряду с ними предусмотрены в качестве дошкольных детских учреждений, в связи с чем, суд приходит к выводу о включении спорного периода работы истицы с 01.08.1991г. по 31.12.1993г ( за исключением дней простоев в ноябре 1993г. и в декабре 1993г.) в ее специальный стаж.
Также суд считает, что пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и наименования учреждения, в котором они работают, в связи с чем, в данном случае разночтения, содержащиеся в представленных документах относительно наименования учреждения, значения не имеют и в том числе в связи с тем, что как детский комбинат, так и детский сад, ясли-сад являются дошкольными детскими учреждениями.
Игнатьевой Л.В. заявлено требование о включении в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с 13.02.2012г. по 02.03.2012г.
Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает сохранение за работником места работы и средней заработной платы на период направления его для повышения квалификации с отрывом от работы. При этом с сохраненной заработной платы за работником работодатель обязан произвести отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из справки, уточняющей право на досрочное назначение страховой пенсии педагогическим работникам, Игнатьева Л. В. во время нахождения на курсах повышения квалификации продолжала работать, трудовой договор на эти периоды с ней не расторгался. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы вне учреждения и оплачиваются исходя из среднего заработка, с которого работодатель производит отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
Подтверждением прохождения повышения квалификации также является свидетельство о прохождении повышения квалификации.
Учитывая изложенное, период прохождения Игнатьевой Л.В. курсов повышения квалификации с 13.02.2012г. по 02.03.2012г. подлежит включению в специальный страховой стаж. Также суд учитывает, что повышение квалификации является обязательной частью трудовой деятельности педагогического работника.
Суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что не подлежат включению в специальный стаж спорные периоды, в связи с тем, что они не отражены в выписке из индивидуального лицевого счета.
Обязанности правильного и точного предоставления сведений о характере работы застрахованного лица в органы Пенсионного фонда РФ, в силу закона возложена на работодателя, поэтому отсутствие в данных персонифицированного учета указанный сведений за спорный период работы истца не может повлечь исключение данного периода работы из специального трудового стажа, дающего право на досрочное обеспечение по старости.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истица Игнатьева Л.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 07.05.2018 г. На момент обращения, стаж истицы, дающий право на досрочную пенсию по старости, составил 22 года 6 месяцев 26 дней. Следовательно, с учетом зачтенных судом периодов, а также учитывая, что истица после обращения в УПФР продолжает осуществлять педагогическую деятельность по настоящее время, без отвлечений по основному месту работы, стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на момент рассмотрения данного дела будет составлять более 25 лет.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области назначить Игнатьевой Л.В. досрочную пенсию по старости с момента возникновения права.
ГПК РФ (статья 98) исходит из того, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом с проигравшей стороны, а в случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Истцом при подаче заявления были понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, также согласно копии квитанции серия АА№ 000832 Игнатьевой Л.В. было оплачено 2500 рублей за составление искового заявления, которые в соответствии со ст. 94 ГПК РФ, отнесены к судебным расходам.
Таким образом, суд полагает возможным взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Игнатьевой Л.В. судебные расходы по уплате государственно пошлины в сумме 300 рублей, а также расходы по оплате услуг представителя по составлению искового заявления в сумме 2500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Игнатьевой Л.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области удовлетворить.
Признать за Игнатьевой Л.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г.№ 400-ФЗ
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж Игнатьевой Л.В., дающий права на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ следующие периоды:
с 01.08.1991г. по 31.12.1993г.( за исключением дней простоев в ноябре 1993г. и в декабре 1993г.) – работа в должности воспитателя в детском комбинате № 67 ( ясли-саду) Ивановского производственного объединения по выпуску чесальных машин;
с 13.02.2012г. по 02.03.2012г. –нахождение на курсах повышения квалификации.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области назначить Игнатьевой Л.В. досрочную пенсию в соответствии с п.п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г.№ 400-ФЗ с момента возникновения права.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации ( государственного учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Игнатьевой Л.В. расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя по составлению иска в сумме 2500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Чайка
Полный текст решения изготовлен судом 15.10.2018.
Председательствующий: М.В. Чайка