дело № 2-1-388/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерацииг. Козьмодемьянск 26 июня 2018 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Шабалиной В.Н.,
с участием истца Немцевой С.В., ее представителя Кудряшова А.Г.,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) Рипановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Немцевой С.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы,
установил:
Немцева С.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) (далее - УПФР в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное)), просила признать отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж педагогической деятельности периоды работы в должности заместителя директора по безопасности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины В обоснование иска указала, что решением УПФР в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Немцевой С.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа в связи с педагогической деятельностью, в специальный стаж не включены, в том числе вышеуказанные периоды. Полагает отказ ответчика в назначении страховой пенсии незаконным, не соответствующим положениям пенсионного законодательства.
В суде истец Немцева С.В. и ее представитель Кудряшов А.Г. заявленные требования поддержали по изложенным выше доводам, представитель истца дополнительно пояснил, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Немцева С.В. совмещала работу в должности заместителя директора по безопасности с работой учителя физкультуры, имела учебную нагрузку 18 часов в неделю, что соответствует норме рабочего времени учебной нагрузки, в связи с чем названные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Представитель ответчика УПФР в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) Рипанова М.В., возражая против удовлетворения иска, пояснила, что работа в должности заместителя директора по безопасности не подлежит включению в специальный стаж в связи с осуществлением педагогических деятельности, поскольку наименование указанной должности Списком не предусмотрено. Доказательств того, что спорные периоды Немцева С.В. замещала штатную должность учителя, не представлено. В спорные периоды обучения на курсах повышения квалификации истица непосредственно не осуществляла педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, а обучалась с отрывом от основного места работы, т.е. в период, не дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Притом, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном исчислении.
Суд, заслушав сторон, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Часть 3 статьи 30 указанного Федерального закона предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии определен подпунктом «м» пунктом 1 и пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно указанным нормам при определении стажа на соответствующих видах работ и исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости педагогическим работникам, подлежат применению список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список 2002 года), Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила 2002 года), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Немцева С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в УПФР в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии Немцевой С.В. было отказано в связи с отсутствием у неё необходимого для назначения пенсии 25-летнего стажа педагогической работы.
При подсчете стажа истицы не были засчитаны периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по безопасности МОУ «Лицей г. <адрес> а также периоды нахождения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По расчету ответчика стаж истицы в связи с педагогической деятельностью на ДД.ММ.ГГГГ составил 15 лет 0 месяцев 28 дней.
Трудовой книжкой Немцевой С.В. подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица работает в МОУ «Лицей <адрес> (ранее <адрес>): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вожатой, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на работу учителем физкультуры, с ДД.ММ.ГГГГ назначена заместителем директора по воспитательной работе, с ДД.ММ.ГГГГ переведена заместителем директора по безопасности, с ДД.ММ.ГГГГ переведена заместителем директора по воспитательной работе.
Выданной МОУ «Лицей <адрес>» справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе № от ДД.ММ.ГГГГ изложенные в трудовой книжке сведения подтверждаются.
В то же время из акта проведенной ответчиком проверки обоснованности и правильности предоставленной работодателем справки о стаже работы для назначения пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, тарификационных списков руководящих, педагогических и иных работников МОУ «Лицей <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ следует, в 2014-2016 г.г. Немцева С.В. совмещала работу заместителя директора с работой учителя физкультуры, вела 18 часов в неделю.
В соответствии с пунктом 4 Правил 2002 года периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке 2002 года, начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Правил 2002 года в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Принимая во внимание, что Список 2002 года включены должность учителя, а также наименование общеобразовательного учреждения - лицей, работа в должности учителя лицея с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии выполнения нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки,установленной за ставку заработной платы.
В соответствии с пунктом 2.8.1 Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным), составляет 18 часов в неделю.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, совмещая работу в должностях заместителя директора по безопасности и учителя физкультуры МОУ «Лицей <адрес>», имея педагогическую нагрузку 18 часов в неделю, в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица фактически выполняла работу, предусмотренную Списком 2002 года, а потому подлежащую включению в специальный стаж.
Довод ответчика о том, что спорные периоды работы истицы не может быть включен в специальный стаж, поскольку Немцева С.В. не занимала штатную должность учителя, суд находит не состоятельным.
Фактически допустив истицу к ведению уроков и выплачивая ей за это заработную плату, работодатель тем самым заключил с ней трудовой договор о принятии её на должность учителя по совместительству. То обстоятельство, что работодатель не оформил надлежащим образом совмещение истцом должностей заместителя директора по безопасности и учителя, не может лишать её права на включении указанного периода в специальный стаж, притом, что работа учителя истцом исполнялась в действительности.
При таких обстоятельствах исковые требования истицы о признании решения ответчика незаконным и возложении обязанности включить в специальный стаж Немцевой С.В. период ее работы в должности заместителя директора по безопасности и учителя в МОУ «Лицей <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому периоды нахождения в курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Предоставленной работодателем МОУ «Лицей <адрес>» справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость по льготной работе, от ДД.ММ.ГГГГ № направление на курсы переподготовки и квалификации кадров в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается.
Поскольку в указанные периоды Немцева С.В. в работала в должности, период которой включены в специальный стаж работы, то должны быть зачтены в специальный стаж и спорные периоды, так как за истицей в то время сохранялось место работы и заработная плата, с которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Довод ответчика о том, что спорные периоды нахождения не подлежат включению в специальный стаж, поскольку это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, является несостоятельным. Отсутствие в этих Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нахождения лица на курсах повышения квалификации не является основанием для исключения данных периодов из стажа педагогической деятельности, поскольку они фактически приравнены законодательством к периодам трудовой деятельности.
Ссылка ответчика на невыполнение истицей в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации нормы рабочего времени не может быть принята во внимание, поскольку с учетом всех иных обстоятельств и смысла правовых норм, гарантирующих право на социальное обеспечение, получение досрочной страховой пенсии, данное обстоятельство не влияет на правомерность включения таких периодов в специальный стаж.
При таких обстоятельствах суд полагает обоснованным обязать УПФР в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорные периоды работы истицы как в должности заместителя директора по безопасности в МОУ «Лицей <адрес>», так и периоды обучения ее на курсах по переподготовке и квалификации кадров.
Однако, учитывая, что при включении спорных периодов в специальный стаж последний не достигнет необходимых 25 лет и основания для назначения истице страховой пенсии по старости досрочно не возникнут, исковые требования Немцевой С.В. о признании отказа ответчика в назначении истице такой пенсии незаконным удовлетворению не подлежат.
В связи частичным удовлетворением иска, учитывая его неимущественный характер, расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Немцевой С.В. удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Немцевой С.В. в должности заместителя директора по безопасности и учителя в МОУ «Лицей <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения ее на курсах по переподготовке и квалификации кадров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Немцевой С.В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 27 июня 2018 г.