г. Звенигово 28 сентября 2018 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием истца Ильиной И.В., ее представителя по ордеру № от <дата> адвоката Павлова И.В., представителя ответчика по доверенности № от <дата> Засорина Н.Н., представителя третьего лица Отдела образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» по доверенности Черновой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Ильиной Е. А. к муниципальному образованию «Звениговский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» о расторжении договора найма жилого помещения и обязании предоставить иное жилое помещение, суд
У С Т А Н О В И Л:
Ильина Е.А. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) к муниципальному образованию «Звениговский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» (далее администрация района), в котором просит расторгнуть договор найма жилого помещения для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от <дата>, обязать предоставить ей иное жилое помещение взамен предоставленного.
В обоснование иска Ильина Е.А. указала, что как лицо из числа детей-сирот на условиях договора найма от <дата> получила в пользование квартиру общей площадью 29,5 кв.м., расположенную на первом этаже пятиэтажного дома, которая неоднократно затоплялась. Полагает данное жилое помещение непригодным для проживания ввиду его расположения в подвальном этаже.
Истица Ильина Е.А., ее представитель Павлов И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные изложенным в иске. Указывали, что в материалах гражданского дела № имеется заключение эксперта № РГУП «<.....>», согласно которому спорная квартира не соответствует строительным нормам и правилам для жилых помещений в части нахождения объекта в цокольно-подвальном этаже. Данное заключение эксперта просили принять в качестве доказательств не соответствия предоставленной Ильиной Е.А. квартиры строительным, санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам для жилых помещений.
Представитель ответчика администрации района Засорин Н.Н. полагал требования не подлежащими удовлетворению. При заключении договора истица осматривала квартиру и никаких замечаний не имела.
Представитель третьего лица Отдела образования администрации МО «Звениговский муниципальный район» Чернова О.П. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставляла на усмотрение суда.
Третье лицо Министерство образования и науки, должным образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва не представило.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного заседания по правилам ст.ст. 113, 167 ГПК РФ.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, материалы гражданского дела №, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Федеральный закон № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 вышеуказанного закона, ст. 1, 2 Закона Республики Марий Эл № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а равно право на включение в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений, либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Ильина Е.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Квартира с кадастровым номером №, общей площадью 29,5 кв.м., этаж 1, назначение: жилое, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Звениговский муниципальный район» на основании муниципального контракта № на приобретение жилого помещения (квартиры) для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от <дата>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации № от <дата>.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Статьей 15 ЖК РФ определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч. 2).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ч. 1 ст. 16 ЖК РФ).
В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 01.09.2014г. № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями», органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл наделены отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Согласно ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 ЖК РФ.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением (ст. 100 ЖК РФ).
Договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным ЖК РФ основаниям.
В силу п. 1 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п. 2 ст. 676 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Ильиной Е.А. на условиях договора № от <дата> найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенного с администрацией муниципального образования «Звениговский муниципальный район», предоставлено во временное владение и пользование жилое помещение – квартира <адрес>, общей площадью 29,5 кв.м.
Согласно п. 15 ч. 3 вышеуказанного договора наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, являющееся благоустроенным применительно к условиям Звениговского района.
Между тем, как было установлено в результате судебного разбирательства, администрацией МО «Звениговский муниципальный район» принятые на себя обязательства по договору найма жилого помещения № от <дата> перед Ильиной Е.А. не выполнены.
По материалам дела установлено, что спорная квартира расположена в цокольно-подвальном этаже многоквартирного жилого дома, уровень отметки от земли в котором выше уровня пола, поэтому она не может быть отнесена к жилому фонду.
Из имеющегося в материалах дела № заключения эксперта № РГУП «<.....>» <.....> И.А.А. следует, что квартира <адрес> не соответствует строительным нормам и правилам в части нахождения объекта в цокольно-подвальном этаже. В связи с расположением квартиры на цокольно-подвальном этаже, привести указанное жилое помещение в соответствии с нормативно-техническими требованиями не представляется возможным.
Экспертиза содержит подробным образом мотивированную исследовательскую часть. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет соответствующее образование, квалификацию и стаж работы по специальности.
Изложенное позволяет отметить, что экспертные исследования были проведены объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Оснований сомневаться в достоверности выводов эксперта у суда не имеется.
Таким образом, предоставленное администрацией МО «Звениговский муниципальный район» по договору найма Ильиной Е.А. жилое помещение, не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Принимая во внимание то обстоятельство, что спорная квартира расположена в цокольно-подвальном этаже, что исключает отнесение ее к жилому фонду, и по правилам ст. 450 Гражданского кодекса РФ это является основанием для расторжения договора найма № от <дата> и предоставления истице Ильиной Е.А. иного жилого помещения на аналогичных условиях. Предоставлению Ильиной Е.А. в соответствии с п. 7 ст. 3 Закона Республики Марий Эл от 10.12.2012 N 79-З (ред. от 29.04.2015) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежит специализированное жилое помещение в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Ильиной Е.А. удовлетворить.
Расторгнуть договор № от <дата> найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенный между администрацией муниципального образования «Звениговский муниципальный район» и Ильиной Е. А..
Возложить на муниципальное образование «Звениговский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» обязанность предоставить Ильиной Е. А. иное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2018 года.