Решение по делу № 2-266/2021 от 14.08.2020

Дело № 2-266/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(полный текст)

06 апреля 2021 года                             город Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Лемешко А.С.;

при секретаре – Гумперенко Л.К.,

с участием прокурора – Василенко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Врадий ФИО12 о возложении обязанности устранить нарушения, запрете предпринимательской деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ИП Врадий ФИО12., в котором просит запретить индивидуальному предпринимателю осуществлять деятельность «Севастопольского зоопарка» и оказывать населению услуги зоопарка, в том числе платные, содержать и разводить диких и сельскохозяйственных животных на земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>; а также обязать ответчика устранить нарушения земельного законодательства в части нецелевого использования земельного участка площадью 606 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что ответчик организовал на земельном участке площадью 606 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства» деятельность «Севастопольского зоопарка», которая заключается в содержании животных, в том числе диких, и оказании платных услуг зоопарка гражданам. В ходе проверки деятельности индивидуального предпринимателя Врадий ФИО12. выявлены многочисленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, законодательства в сфере ветеринарии. Установленные в ходе проверки нарушения исключают возможность осуществления ответчиком предпринимательской деятельности при оказании услуг «Севастопольского зоопарка» и содержание животных на земельном участке, находящемся в зоне сложившейся жилой застройки индивидуальных домовладений, в отсутствие санитарно-защитной зоны между земельным участком, расположенным по адресу: г. Севастополь, <адрес> и соседними домовладениями.

В связи с невозможностью исполнения ответчиком требований пункта 7.1.11 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а также неустранимостью выявленных в ходе проверки нарушений, в связи с наличием угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, прокурора считает, что деятельность индивидуального предпринимателя Врадий ФИО12. по содержанию животных на земельном участке, не отведенном для этих целей, подлежит запрету.

Ответчик индивидуальный предприниматель Врадий ФИО12. и его представитель Благовидов ФИО12. в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, ранее в судебных заседаниях представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на письменные возражения.

Выслушав пояснения прокурора, изучив доводы иска и доводы возражений против заявленных требований, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности: 1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания; 2) ответственность человека за судьбу животного; 3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным; 4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Частью 1 ст. 9 ФЗ № 498-ФЗ определено, что к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся: 1) обеспечение надлежащего ухода за животными; 2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии; 3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; 4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок; 5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 15 ФЗ № 498-ФЗ использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию определяются условия их использования, соблюдение которых позволяет обеспечивать наиболее эффективное использование таких животных в соответствии с биологическими (видовыми и индивидуальными) особенностями, не причиняя вреда их жизни и здоровью, требования к местам содержания таких животных и лицам, осуществляющим их использование. Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, допускается в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации. Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными, не допускается.

В соответствии с пунктом 9 ст. 15 ФЗ № 498-ФЗ деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, указанную в ч. 9 ст. 15 обязаны получить соответствующую лицензию до 01.01.2022. После 01.01.2022 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Требования к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека регламентированы в положениях СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Согласно требований пункта 7.1.11 (КЛАСС V – санитарно-защитная зона 50 м) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона для хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов должна составлять 50 метров.

В соответствии с пунктом 7.1.11 (КЛАСС IV – санитарно-защитная зона 100 м) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона для хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 100 голов должна составлять 100 метров.

В свою очередь согласно пункту 7.1.11 (КЛАСС III – санитарно-защитная зона 300 м) санитарно-защитная зона для звероферм должна составлять 300 метров.

Кроме того, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязан: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательств о градостроительной деятельности; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Установленные ч. 1 ст. 1065 ГК РФ положения выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав. Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены веские доказательства неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда, или нежелания их устранить.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок площадью 606 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> принадлежит на праве долевой собственности (по 1/3 доле) Врадий ФИО12, Врадий ФИО12 и Врадий ФИО12.

Согласно выписке из ЕГРН от 28.09.2018 года указанный земельный участок относится к категории земель – «земли населенного пункта» и имеет вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1).

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 29 ноября 2018 года ответчик Врадий ФИО12. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. При этом основными видами деятельности ответчика являются: деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков (91.04); торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (47.19).

Указанные выше виды деятельности осуществляются ответчиком на земельном участке, площадью 606 кв.м. с кадастровым номером , расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес> («Севастопольский зоопарк»).

04 августа 2020 года прокуратурой Нахимовского района города Севастополя с привлечением специалистов Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, Управления ветеринарии города Севастополя, территориального отдела по городу Федерального значения Севастополю Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Врадием ФИО12. требований санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, санитарно-ветеринарных и зоогигиенических требований при использовании и содержании животных, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения, а также принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, при осуществлении деятельности «Севастопольского зоопарка» по <адрес> в городе Севастополе.

В ходе проведенной проверки в деятельности индивидуального предпринимателя Врадия ФИО12. были выявлены многочисленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, а также законодательства в области ветеринарии.

Так, согласно справке Управления ветеринарии города Севастополя от 05.08.2020 на момент проведения проверки на земельном участке по адресу: г. Севастополь, <адрес> находились следующие животные в количестве 163 головы, ВТО числе дикие животные: енот – 3 (2 взрослых и 1 детеныш); носуха -2; собаки – 2; сурикат – 4; дикобраз – 4 (2 взрослых и 2 детеныша); белки – 4 (3 взрослых и 1 детеныш); кролики – 7; лемур Ката -6 (3 взрослых и 3 детеныша); мартышка Гусар – 2; обезьяна Капуцин – 4; мартышка Верветка – 3; обезьяна Беличий Саймири – 2; обезьяна Белоухая Игрунка – 3 (2 взрослых и 1 детеныш); лань европейская – 2 (1 взрослый и 1 детеныш); лама – 1; лошадь тяжеловес – 1; страус африканский – 2; страус Эму – 2; павлины – 2; шетлендский пони – 4; перепелки – 30; попугаи -30; лебедь – 1; черепахи – 2; пеликаны – 4; морские свинки – 19 (14 взрослых и 5 детенышей); утки – 10 (4 взрослых и 6 детенышей); голуби «Бриллиантовая горлица» - 6 (4 взрослых и 2 детеныша). Согласно пункту 4.13 ВП 13.31103-96 Ветеринарных правил «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных» все животные вакцинированы против бешенства. В нарушение ст. 13 Закона РФ № 4979-I от 14.05.1993 «О ветеринарии», Приказа Министерства сельского хозяйства РФ № 589 от 27.12.2016 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» ветеринарные сопроводительные документа на корма к проверке не представлены. Хранение кормов животных осуществляется на придомовой территории под открытым небом в свободном доступе, что не соответствует требованиям пункта 9 Постановления Правительства РФ № 1937 от 30.12.2019 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержании».

Вольеры для содержания страусов не соответствуют требованиям, указанным в приложении №6 к Постановлению Правительства РФ №1937 от 30.12.2019 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержании».

Согласно справке специалистов Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) от 05.08.2020 животных, входящих в Перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 №795 в «Севастопольском зоопарке» не выявлено. При проведении проверки установлено, что на территории не допускается контактов с животными, угрожающих здоровью и жизни людей, в том числе посредством размещения посетителей на безопасном расстоянии от животных, установления предохранительных барьеров в виде решеток и сеток между посетителями и местом демонстрации животных (манежем, сценой и др.), а также посредством информирования (устного или письменного) посетителей об опасности несанкционированных контактов с животными. Вместе с тем, как установлено проверкой, на отдельные виды животных ответчиком не были представлены документы, подтверждающие право собственности (4 особи Пеликана розового).

Также в ходе проверки установлено, что особи Пеликана розового в нарушение Требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержании, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1937 от 30.12.2019 содержатся в уличном вольере, площадь которого составляет 14,7 кв.м. Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов №162 от 24.03.2020 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» Пеликан розовый является объектом Красной книги РФ. Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги «Выдача разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации», утвержденным приказом Минприроды России от 18.02.2013 №60 осуществляется при наличии соответствующего разрешения. Вместе с тем, разрешение на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ (особей Пеликана розового) у ответчика на момент проведения проверки отсутствовало.

Из представленной в материалы дела справки, составленной специалистом Территориального отдела по городу федерального значения Севастополя Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Республике Крым и городу федерального значения Севастополя Пинчуком Е.В. усматривается, что в ходе обследования территории индивидуального домовладения по адресу: г. Севастополь, ул. Бирюлева, д.34 было выявлено, что на территории данного домовладения располагается «Севастопольский зоопарк», в котором находятся разнообразные животные (сельскохозяйственные и дикие) в количестве около 159 голов.

Размещение зоопарка обозначено соответствующими опознавательными знаками (вывеской) «Севастопольский зоопарк». При этом в ходе проверки были выявлены следующие нарушения: ввиду отсутствия централизованного водоотведения, сбор нечистот осуществляется в выгребную яму, документация, подтверждающая герметичность (водонепроницаемость) выгребной ямы не представлена, что является нарушением требований пункта 2.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; не представлены сведения об обращении с отходами производства и потребления, что является нарушением требований пункта 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», части 1 статьи 22 Федерального закона №52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; отсутствует спецодежда персонала, защитная обувь, запас средств индивидуальной защиты (перчатки), отсутствуют сведения о прохождении предварительного медицинского осмотра работников, имеющих непосредственный контакт с животными, что является нарушением пунктом 2.11, 2.12 и 2.13 СП 2.2.21327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудования и инструменту», статьи 34 Федерального закона №52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; работники, имеющие непосредственный контакт с животными, не привиты против бешенства, что является нарушением пунктов 9.2., 10.4.4 СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей» и статьи 35 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, не представлены сведения о выполнении программы производственного контроля, что является нарушением требования пункта 1.5. СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», статьи 32 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; не представлена документация, подтверждающая проведение мероприятий по дезинсекции и дератизации, что является нарушением пунктом 1.2, 2.2, 2.3, 3.3. СанПиН 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», статьи 24 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; в нарушение пункта 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» зоопарк («Севастопольский зоопарк») по <адрес> расположен в сложившейся жилой застройке индивидуальных домовладений Нахимовского района г. Севастополя, расстояние до ближайших жилых домов менее 50 метров.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, индивидуальный предприниматель Врадий ФИО12. осуществляет деятельность зоопарка «Севастопольский зоопарк» на территории индивидуального домовладения по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

В ходе проведения проверки деятельности ИП Врадий установлены многочисленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ряд выявленных в ходе проверки нарушений в деятельности ответчика являются неустранимыми.

Так, в частности, проведенной проверкой установлено, что в нарушение пункта 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» зоопарк («Севастопольский зоопарк») по <адрес> расположен в сложившейся жилой застройке индивидуальных домовладений Нахимовского района г. Севастополя. С правой стороны зоопарк непосредственно граничит с забором индивидуального домовладения по <адрес>; с тыльной стороны непосредственно граничит с забором индивидуального домовладения по <адрес>; с левой стороны граничит с индивидуальным домовладением по <адрес>, часть ограждения отсутствует, расстояние до ближайших жилых домов менее 50 метров.

Кроме того, в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», земельный участок с разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства» может использоваться для: размещения жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного назначения, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивания сельскохозяйственных культур; размещения индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Размещение зданий и сооружений для цирков, зверинцев, зоопарков, зоосадов, океанариумов и осуществление сопутствующих видов деятельности по содержанию диких животных в неволе допускается на земельных участках с такими разрешенными видами использования как: «культурное развитии» (код 3.6), «цирки и зверинцы» (код 3.6.3).

Вместе с тем, использование ответчиком земельного участка по адресу: г. Севастополь, <адрес> с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в целях организации деятельности зоопарка, в том числе содержания диких животных, свидетельствует о нарушении ст. 42 Земельного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование истца о запрете деятельности ИП Врадий ФИО12. является соразмерным перечисленным в иске нарушениям способом защиты прав.

Руководствуясь ст.ст. 56-57, 88-98, 103, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Запретить индивидуальному предпринимателю Врадий ФИО12 () осуществлять деятельность «Севастопольского зоопарка» и оказывать населению услуги зоопарка, в том числе платные, содержать и разводить диких и сельскохозяйственных животных на земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер .

Обязать индивидуального предпринимателя Врадий ФИО12 () устранить нарушения земельного законодательства в части нецелевого использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер .

Взыскать с индивидуального предпринимателя Врадий ФИО12 () в доход государственного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нахимовский районный суд города Севастополя.

Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2021 года.

Судья Нахимовского районного

Суда г. Севастополя                            А.С. Лемешко

2-266/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нахимовского района города Севастополя
Ответчики
Врадий Ремигиюс Викторович
Другие
Территориальный отдел по городуФедерального значения Севастополя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю
Управлени е государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Лемешко Алла Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
14.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2020Передача материалов судье
14.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2020Подготовка дела (собеседование)
15.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2020Судебное заседание
15.12.2020Судебное заседание
28.01.2021Судебное заседание
18.02.2021Судебное заседание
06.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.07.2021Судебное заседание
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее