Дело (УИД)№29RS0026-01-2021-001555-07
Производство №2-492/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Холмогоры 23 декабря 2021 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А., при секретаре Жгилёвой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» «Холмогорская Водоочистка» о возложении обязанности обеспечить водоснабжение надлежащего качества,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области обратилось с иском к ответчикам, содержащим требования:
обязать администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям д. Анашкино Холмогорского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации в срок до 01 декабря 2022 года;
обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» «Холмогорская Водоочистка» (далее – МУП «Холмогорская Водоочистка») получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект – протока Курья реки Курополка, из которого осуществляется забор воды для водоснабжения потребителей в д. Анашкино Холмогорского района Архангельской области в срок до 01 декабря 2022 года;
обязать МУП «Холмогорская Водоочистка» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на зону санитарной охраны водного объекта – протока Курья реки Курополка, из которого осуществляется забор воды для водоснабжения потребителей в д. Анашкино Холмогорского района Архангельской области в срок до 01 декабря 2022 года;
обязать МУП «Холмогорская водоочистка» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям д. Анашкино Холмогорского района Архангельской области из протоки Курья реки Курополка с 01 декабря 2022 года до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения;
обязать администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» организовать обеспечение населения и иных потребителей д. Анашкино Холмогорского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», на период запрета использования водоисточника.
От требования обязать администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям д. Анашкино Холмогорского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации в срок до 01 декабря 2022 года истец отказался, отказ принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
Свои требования обосновывает тем, что в нарушение Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002года №10, п.3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта, источника водоснабжения протоки Курья реки Курополка в д. Анашкино осуществляется в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на зону санитарной охраны водного объекта и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что не допустимо,
Представитель Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик МУП «Холмогорская Водоочистка» извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, представил возражения, в которых указывает, что исковые требования признает частично, поскольку водоснабжение д. Анашкино изначально осуществлялось забором воды из протоки Курья без дополнительной очистки и выполнено задолго до наделения МУП «Холмогорская Водоочистка» статусом гарантирующей организации по водоснабжению, тарифными решениями не предусмотрено затрат на улучшение качества воды в д. Анашкино, поясняет, что в случае принятия судом решения о прекращении водоснабжения в д. Анашкино МУП «Холмогорская Водоочистка» незамедлительно произведет отключение насоса на точке водозабора протоки Курья и прекратит обслуживание сети водоснабжения.
Ответчик администрация МО «Холмогорский муниципальный район» в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве с иском в части обязать администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям д. Анашкино Холмогорского района Архангельской области из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации в срок до 01 декабря 2022 года, прекращенной определением суда, не согласен.
Представитель третьего лица администрации МО СП «Холмогорское» извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, мнения по существу заявленных требований не выразил.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федерального закона № 52-ФЗ) закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п.п. 3,5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. (Пункты 1,3 ст. 39 того же Закона).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 введены в действие санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» СанПиН 2.1.4.1110-02 которые определяют санитарно – эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п.1.2).
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Проект ЗСО с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.6, 1.12, 1.13).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены и действуют с 01.03.2021 требования и нормативы по качеству и безопасности воды:
СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
На основании ч.1 п.4, ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч.1-3 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п.3 ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ и ч.3 ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Порядок получения СЭЗ регламентирован Приказом Роспотребнадзора от 05 ноября 2020 года №747 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2021 № 63840).
В соответствии с п.16 регламента для получения СЭЗ заявитель предоставляет в территориальный орган Роспотребнадзора заявление о выдаче СЭЗ и экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» (результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке).
Источником водоснабжения д. Анашкино Холмогорского района Архангельской области является протока Курья реки Курополка.
СЭЗ на использование данного объекта в целях питьевого водоснабжения организацией МУП «Холмогорская Водоочистка» эксплуатирующей в настоящее время водоочистные сооружения и другими организациями не получено, не выдавалось.
СЭЗ на зону санитарной охраны водного объекта – протока Курья реки Курополка, из которого осуществляется забор воды для водоснабжения потребителей в д. Анашкина не получено, не выдавалось.
С учетом приведенных положений п.1. ч.1 ст.6, ч.2,3 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ, п.3,5 ст. 18, Федерального закона № 52-ФЗ, требования, предъявленные к ответчикам, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» «Холмогорская Водоочистка» о возложении обязанности обеспечить водоснабжение надлежащего качества удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» «Холмогорская Водоочистка» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект – протока Курья реки Курополка, из которого осуществляется забор воды для водоснабжения потребителей в д. Анашкино Холмогорского района Архангельской области в срок до 01 декабря 2022 года.
Обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» «Холмогорская Водоочистка» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на зону санитарной охраны водного объекта – протока Курья реки Курополка, из которого осуществляется забор воды для водоснабжения потребителей в д. Анашкино Холмогорского района Архангельской области в срок до 01 декабря 2022 года.
Обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» «Холмогорская Водоочистка» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям д. Анашкино Холмогорского района Архангельской области из протоки Курья реки Курополка с 01 декабря 2022 года до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения.
Обязать администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» организовать обеспечение населения и иных потребителей д. Анашкино Холмогорского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», на период запрета использования водоисточника.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» «Холмогорская Водоочистка» в доход бюджета муниципального района государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Холмогорский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Коневец
(Решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2021 года)