Решение по делу № 33-160/2015 от 22.12.2014

№ 33-160 Судья Алексеев С.А. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 января 2015 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Козловой Е.В.,

судей Котовой Н.А. и Цветкова В.В.

при секретаре судебного заседания Цховребадзе Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Цветкова В.В.

дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Андреапольского районного суда Тверской области от 22 октября 2014 года, которым постановлено:

«ФИО2 в удовлетворении исковых требований к ТОСЗН Андреапольского района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области, третье лицо: МУ администрация Волокского сельского поселения Андреапольского района Тверской области, о признании ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, не реализовавшим свое право на обеспечение жильём, о восстановлении за ней права быть признанной нуждающейся в обеспечении жильём в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», о возложении обязанности выдать заключение о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, - отказать».

Судебная коллегия

установила:

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения Андреапольского района Тверской области (далее – ТОСЗН Андреапольского района), Министерству социальной защиты населения Тверской области (далее – Минсоцзащиты Тверской области) о признании её лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, не реализовавшим своё право на обеспечение жильём, восстановлении права быть признанной нуждающейся в обеспечении жильём в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ № 159-ФЗ), возложении обязанности на ТОСЗН Андреапольского района выдать заключение о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении на Минсоцзащиты Тверской области обязанности включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Требования мотивировала тем, что решением Молоковского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ её родители ФИО5 и ФИО8 были признаны ограниченно дееспособными. Она, являясь несовершеннолетним ребёнком, оставшимся без попечения родителей, достигнув возраста 18 лет, обратилась с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося и предоставлении жилого помещения в администрацию Волокского сельского поселения и отдел опеки и попечительства Андреапольского района Тверской области, где ей дали разъяснения об отсутствии у неё такого права. В возрасте 19 лет она родила ребёнка и была занята уходом за ним и воспитанием. На её обращение летом 2014 года по вопросу реализации права на жильё Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка дал ответ о наличии у неё такого права. В июне 2014 года она повторно обратилась с соответствующим заявлением в администрацию Волокского сельского поселения, где вновь получила устный отказ со ссылкой на отсутствие права на предоставление жилого помещения ввиду достижения ею 25-летнего возраста. Полагает, что отсутствие разъяснительной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в органах опеки и попечительства и органах местного самоуправления является виной должностных лиц данных органов и не может приводить к нарушению законных прав несовершеннолетних.

В судебном заседании истец ФИО2 и её представитель ФИО6 исковые требования поддержали. Истец ФИО2 пояснила, что в 2007 году в период обучения в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 50» в <адрес> она по вопросу обеспечения её жилым помещением как ребёнка-сироты лично обращалась в отдел опеки к ФИО7 за консультацией, которая ответила, что та (ФИО2) такого права не имеет.

Ответчик Минсоцзащиты Тверской области, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительной причине его неявки не сообщил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал. Из представленного отзыва следует, что Минсоцзащиты Тверской области просит отказать в удовлетворении иска, так как положения ФЗ № 159-ФЗ на ФИО2 не распространяются. Право на внеочередное предоставление жилья истцом утрачено, поскольку она не встала на учёт до достижения 23-летнего возраста, а восстановление срока постановки на льготный учёт законом не предусмотрено.

Представитель ответчика ТОСЗН Андреапольского района ФИО7 в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на утрату истцом права на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ. Пояснила, что постановлением главы администрации <адрес> <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> поэтому иного жилого помещения на территории Андреапольского района Тверской области за ней закреплено быть не может. Ни ФИО2, ни её опекун в установленном законом порядке по вопросу о включении ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в ТОСЗН <адрес> не обращались.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Волокского сельского поселения Андреапольского района Тверской области, извещённая о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила, представив ходатайство о разбирательстве дела в его отсутствие.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе истца ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано на то, что она относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Достигнув возраста 18 лет, она обращалась с соответствующим заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в администрацию Волокского сельского поселения и отдел опеки и попечительства Андреапольского района Тверской области. При этом ей были даны разъяснения об отсутствии такого права, получив которые и не имея достаточных знаний для защиты своих прав, она фактически пребывала в неведении относительно возможности реализации своего права.

Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте его рассмотрения, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, поэтому в силу части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (абзац 2 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ).

В соответствии со статьёй 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Принятое по делу решение суда не отвечает приведённым требованиям закона.

Установлено, что ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Её родители ФИО8и ФИО19 решением Молоковского районного суда Тверской области от 05 ноября 1993 года признаны ограниченно дееспособными.

Постановлением главы Андреапольского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней ФИО2 назначена ФИО9

Постановлением главы администрации Молоковского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней ФИО2 закреплена жилая площадь по месту прописки в д. <адрес> <адрес> <адрес>.

Решением Молоковского районного суда <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 отказано в удовлетворении требования об отмене ограничения в родительских правах в отношении несовершеннолетней дочери ФИО2

Из материалов дела следует, что истец ФИО2 в 2004 году получила основное общее образование в Жихаревской основной общеобразовательной школе д. <адрес> <адрес> <адрес>. В 2007 году окончила полный курс государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 50» в <адрес> на базе основного общего образования с получением начального профессионального образования по профессии «Продавец, контролёр-кассир». В 2007 году окончила муниципальное общеобразовательное учреждение «Андреапольская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирована по месту жительства опекуна ФИО9 в д. <адрес> <адрес> <адрес>.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на то, что с заявлением об обеспечении жилым помещением ФИО2 обратилась после достижения 23-летнего возраста, когда она уже не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определённой в статье 1 ФЗ № 159-ФЗ, имела возможность с момента достижения совершеннолетия реализовать своё право на указанную меру социальной поддержки и не представила сведений об уважительных причинах, препятствующих такому своевременному обращению.

Судебная коллегия находит приведённый вывод суда первой инстанции ошибочным, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном толковании положений действующего законодательства по следующим основаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях на то, что провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно абзацу 4 статьи 1 ФЗ № 159-ФЗ к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьёй 8 ФЗ № 159-ФЗ, сохраняются за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ).

Как следует из материалов дела, ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ относилась к указанной категории лиц и имела в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на предоставление жилого помещения по месту жительства вне очереди.

Согласно показаниям допрошенной в судебном заседании ФИО9 -сестры ФИО2, являвшейся опекуном последней, до достижения ФИО2 совершеннолетия она не обращалась в установленном порядке с заявлением в интересах истца о постановке той на учёт для бесплатного обеспечения жильём как ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Из показаний свидетеля ФИО10 – матери мужа ФИО9 следует, что она устно обращалась в орган опеки и попечительства <адрес> по вопросу обеспечения ФИО2 жилым помещением, когда той было 16-17 лет. Там ей сказали, какие необходимо собрать документы. Поскольку ей (ФИО10) было тяжело этим заниматься, то она сказала ФИО2 собирать документы самой.

Свидетель ФИО11 – мать мужа ФИО2 пояснила, что с 2012 года знакома с ФИО2, которой она говорила, что ей положено жильё как ребёнку-сироте. Она (ФИО11) лично обращалась по этому вопросу к сотруднику ТОСЗН <адрес> ФИО7, которая сообщила, что ФИО2 не имеет права на бесплатное обеспечение жилым помещением.

Обстоятельства обращения ФИО11 в интересах ФИО2 в судебном заседании подтвердила и представитель ТОСЗН <адрес> ФИО7

При этом материалы накопительного дела на ФИО2, представленные ТОСЗН <адрес>, не содержат сведений о разъяснении истцу либо его опекуну права на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном ФЗ № 159-ФЗ, а также сведений об имевших место устных обращениях по этому вопросу и принятых уполномоченным органом по этим обращениям решениях и мерах.

Изложенное свидетельствует о том, что ни опекун, ни орган опеки и попечительства как по месту выявления истца, оставшегося без попечения родителей, так и по месту его проживания с опекуном, обязанный в силу статей 121, 123 Семейного кодекса Российской Федерации выявлять и вести учёт детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлять защиту их прав и интересов, а также последующий за их устройством контроль за условиями их содержания, воспитания и образования, не принял надлежащих мер к обеспечению защиты жилищных прав истца.

Вследствие этого ФИО2, оставшейся без попечения родителей и нуждающейся в обеспечении жилым помещением, проживавшей по месту жительства опекуна, добросовестно заблуждавшейся относительно надлежащего обеспечения своих жилищных прав, не был соблюдён заявительный характер реализации права на обеспечение жилым помещением, предусмотренный положениями ФЗ № 159-ФЗ и ЖК РФ.

Материалами дела подтверждена нуждаемость ФИО2 в обеспечении жилым помещением, так как она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

Так согласно акту обследования закреплённого за ФИО2 <адрес> д. <адрес> <адрес> <адрес>, составленному ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией Молоковского сельского поселения <адрес> <адрес> <адрес>, указанный деревянный дом имеет общую площадь 36 кв.м, в том числе жилую – 30 кв.м, в нём зарегистрированы ФИО21., ФИО2., ФИО23., отопительные печи разрушены, электропроводка, водоснабжение, стекла в оконных блоках отсутствуют, полы и стены частично выпилены, вследствие чего это помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о правах ФИО2 на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Справкой Селижаровского филиала государственного унитарного предприятия Тверской области «Тверское областное бюро технической инвентаризации» (имеющего обособленное подразделение в <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено отсутствие сведений о приобретении недвижимого имущества ФИО2 до 1998 года.

Судебная коллегия также принимает во внимание то обстоятельство, что в возрасте 19 лет ФИО2 родила ребёнка – ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», изменившим редакцию статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ, установлен новый порядок предоставления указанной категории лиц жилых помещений, предусматривающий, в частности, однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; отнесение данной гарантии к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Кроме того, статьёй 4 этого Федерального закона действие нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления этого закона в силу (с 01 января 2013 года), в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу этого закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, действующей с 01 января 2013 года) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (Список).

Согласно пункту 7 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, действующей с 01 января 2013 года) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается в размере не менее 28 квадратных метров общей площади (абзац 5 статьи 4 Закона Тверской области от 17 апреля 2006 года № 39-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области»).

Законом Тверской области от 06 февраля 2013 года № 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (часть 1 статьи 3) обязанность по формированию Списка возложена на исполнительный орган государственной власти Тверской области, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве социальной защиты населения Тверской области, утверждённого Постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 71-пп, Минсоцзащиты Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, проводящим государственную политику в сфере социальной поддержки различных категорий и групп населения и осуществляющим отраслевое управление и является органом опеки и попечительства на территории Тверской области, который реализует полномочия по опеке и попечительству в отношении лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве.

Следовательно, ФИО2 должна быть обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 28 кв.м на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес> <адрес>.

С учётом изложенного решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ФИО2 к Минсоцзащиты Тверской области о возложении обязанности включить в Список нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене в указанной части с принятием решения об удовлетворении исковых требований.

Поскольку включение ФИО2 в Список является необходимым и достаточным для реализации её права на обеспечение жилым помещением, то отсутствуют основания для возложения обязанности на ТОСЗН <адрес> выдать заключение о включении ФИО2 в этот Список, в связи с чем удовлетворению данное требование не подлежит.

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Андреапольского районного суда Тверской области от 22 октября 2014 года в части отказа в удовлетворении требования ФИО2 к Министерству социальной защиты населения Тверской области о её включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отменить.

Принять по делу в указанной части новое решение, которым возложить на Министерство социальной защиты населения <адрес> обязанность включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку деревни <адрес>, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В остальной части решение Андреапольского районного суда Тверской области от 22 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий Е.В.Козлова

Судьи областного суда Н.А.Котова

В.В.Цветков

33-160/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Крылова Е.Н.
Ответчики
Министерство социальной защиты Тверской области
ТОСЗН Андреапольского района Тверской области
Другие
Синатов К.А.
МУ администрация Волокского сельского поселения Андреапольского района Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Цветков Валерий Валентинович
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
27.01.2015Судебное заседание
09.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2015Передано в экспедицию
27.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее