РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2019 года город Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе судьи Дятлова А.Ю., при секретаре Терехиной О.А., помощнике судьи Сергеевой В.К., с участием старшего помощника прокурора Лаврухиной Л.Н., ответчиков по первоначальному иску Гайворонского А.Н., Гайворонской Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1241/2019 по иску Министерства обороны РФ к Гайворонскому Александру Николаевичу, Гайворонской Людмиле Владимировне, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних «данные изъяты», к Гайворонскому Денису Александровичу о признании прекращенным право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, сдачи жилого помещения, по встречному иску Гайворонского Александра Николаевича, Гайворонской Людмилы Владимировне, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних «данные изъяты» к Министерству обороны РФ о признании решения незаконным, признании нуждающимися в служебных жилых помещениях, о признании договора найма жилого помещения действующим, о признании соглашения о сдаче жилого помещения расторгнутым
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны обратилось с данным иском, мотивируя свои требования тем, что на основании договора найма служебного жилого помещения от «данные изъяты» и в связи с прохождением службы в Вооруженных Силах РФ, Гайворонскому А.Н. и членам его семьи было предоставлено жилое помещение по адресу: «данные изъяты», которое является государственной собственностью и включено в число служебных (специализированных) жилых помещений Министерства обороны Российской Федерации. Решением ФГКУ «Центральное управления жилищного обеспечения» МО РФ от 00.00.0000 ответчикам предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения в размере 00 руб. и решением от 00.00.0000 семья ответчика сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. 00.00.0000 с ответчиками заключено соглашение о том, что они обязуются в течение 4 месяцев после перечисления денежных средств освободить служебное жилое помещение, сняться с регистрационного учета и сдать жилое помещение. Однако, до настоящего времени данные обязательства ответчиками не исполнены, в связи с чем, просят суд прекратить право ответчиков пользования жилым помещением по адресу: «данные изъяты», выселить ответчиков из данного жилого помещения, снять их с регистрационного учета, обязать сдать жилое помещение.
Ответчики обратились со встречным иском, мотивируя свои требования тем, что Гайворонский А.Н. продолжает военную службу по контракту, Гайворонская Л.В. состоит в трудовых отношениях с в/ч «данные изъяты», нуждаются в жилом помещении. Кроме того, субсидия предоставляется для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения, а не по месту прохождения военной службы, служебное жилое помещение изначально предоставлялось на период прохождения военной службы. Кроме того, Гайворонский А.Н. не расписывался в получении решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. С учетом изложенного, просят суд признать решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания незаконным, признать их нуждающимися в служебных жилых помещениях по месту прохождения военной службы, признать договор найма от 00.00.0000 действующим, признать соглашение о сдаче жилого помещения расторгнутым и не имеющим законной силы.
Представитель истца Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, ходатайствуют о рассмотрении дела без участия их представителя.
Ответчики по первоначальному иску Гайворонский А.Н., Гайворонская Л.В. в судебном заседании исковые требования не признали, встречный иск поддержали в полном объеме.
Ответчик по первоначальному иску Гайворонский Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц ФГКУ «Центральное региональное управления жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явились, ходатайствуют о рассмотрении дела без участия их представителей.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со статьёй 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду и типовых договорах найма специализированных жилых помещений», договор найма служебного жилого помещения прекращается наряду с иными основаниями и в случае окончания срока службы.
В случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Положениями, содержащимися в части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций) (пункт 1 Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»).
Представленными документами подтверждается, что на основании договора найма военнослужащим ВС РФ служебного жилого помещения «данные изъяты», Гайворонскому Александру Николаевичу была предоставлена квартира по адресу: «данные изъяты». В договор в качестве членов семьи нанимателя включены супруга Гайворонская Л.В., дети «данные изъяты».
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» квартирно-эксплуатационные части были расформированы, полномочия по распределению жилья перешли региональным управлениям жилищного обеспечения.
В связи с подачей данного искового заявления на обращение Гайворонской Л.В. начальником 7 отдела (нормативного обеспечения деятельности) Департамента жилищного обеспечения МО РФ 00.00.0000 дан ответ о том, что департаментом проработан вопрос, касающийся обоснованности исключения военнослужащих из списков на предоставление служебных жилых помещений. В ответе указано, что получение военнослужащим жилых помещений или приобретение ими жилых помещений посредством денежных средств не по месту прохождения военной службы не является основанием для исключения военнослужащих из списков на предоставление служебных жилых помещений, а также выселения из занимаемых жилых помещений по месту прохождения военной службы, за исключением случаев получения (приобретения) жилых помещений в близлежащих населенных пунктам к месту прохождения службы. Ответчикам было рекомендовано обратиться в ФГКУ «Центррегионжилье» для заключения дополнительного соглашения к действующему договору найма служебного жилого помещения.
Во исполнение данных разъяснений ответчики 00.00.0000 обратились в 3 отдел (г.Иркутск) ФГКУ «Центррегионжилье», с Гайворонским А.Н. было подписано дополнительное соглашение от «данные изъяты» к договору найма служебного жилого помещения «данные изъяты», согласно которому установлен срок действия договора найма – до 00.00.0000, то есть на срок действия контракта, в договор в качестве члена семьи нанимателя также включена дочь «данные изъяты».
Кроме того, начальник 7 отдела (нормативного обеспечения деятельности) Департамента жилищного обеспечения МО РФ письмом от 00.00.0000 в адрес Гайворонской Л.В. сообщил, что с целью прекращения производства по данному делу 00.00.0000 было направлено в адрес ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» МО РФ (представитель истца) обращение о необходимости исключения занимаемого Гайворонским А.Н. и членами его семьи жилого помещения из перечная жилых помещений, подлежащих освобождению в судебном порядке.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что дополнительное соглашение заключено после соглашения о сдаче жилых помещений, следовательно, стороны изменили условия данного соглашения, жилое помещение предоставлено ответчикам на новый срок – до 00.00.0000 года, в договор найма включен новый член семьи – дочь Гайворонская А.А., следовательно, оснований для выселения ответчиков и признания их утратившими право пользования спорным жилым помещением суд не усматривает.
При этом, суд не усматривает оснований и для удовлетворения встречных исковых требований, поскольку условия соглашения о сдаче жилого помещения фактически изменены заключением дополнительного соглашения, стороны согласовали, что договор найма «данные изъяты» является действующим до 00.00.0000, обязательство о сдаче жилого помещения прекращено в связи с заключением дополнительного соглашения, ответчики в настоящее время обеспечены жилым помещением по месту прохождения службы, правовых последствий удовлетворение встречных исковых требований не повлечет. Заявленное в просительной части встречного искового заявления требование о предоставлении подлинника решения о снятии с учета фактически является ходатайством, а не требованием материально-правового характера, которое рассмотрено в ходе судебного заседания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ к Гайворонскому Александру Николаевичу, Гайворонской Людмиле Владимировне, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних «данные изъяты», к Гайворонскому Денису Александровичу о признании прекращенным право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, сдачи жилого помещения, а также в удовлетворении встречных исковых требований Гайворонского Александра Николаевича, Гайворонской Людмилы Владимировне, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних «данные изъяты» к Министерству обороны РФ о признании решения незаконным, признании нуждающимися в служебных жилых помещениях, о признании договора найма жилого помещения действующим, о признании соглашения о сдаче жилого помещения расторгнутым – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Усольский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 06.09.2019.
Судья А.Ю. Дятлов