ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 апреля 2017 г. с.Турунтаево
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Бальжинимаевой Б.Д. рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Украины Линивенко М.В., <данные изъяты>, не работающего, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ. при проверке документов установлено, что гражданин Украины Линивенко М.В. не выехал за пределы Российской Федерации и своевременно не принял мер по продлению свидетельства о предоставлении временного убежища, срок которого истек ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушил п.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», в соответствии с которым иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания.
Начальник Отделения по вопросам миграции Отдела МВД России по <адрес> С.Ю.Н. просила привлечь Линивенко М.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждает, что Линивенко М.В. ДД.ММ.ГГГГ подал документы в ОВМ Отдела МВД России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ их передали в Управление, но для своевременного получения нового свидетельства о предоставлении временного убежища он должен был подать эти документы до ДД.ММ.ГГГГ.
Линивенко М.В. суду пояснил, что проживал в <адрес> с <данные изъяты>, после <данные изъяты> и начала боевых действий в соседнем <данные изъяты> социально-экономическая ситуация ухудшилась, начались проблемы с работой, он решил выехать в Россию, находится здесь с ДД.ММ.ГГГГ, проживает в <адрес> на съемной квартире, работает у частных лиц на домашнем хозяйстве, в связи с закрытием пункта УФМС в <адрес> и нехваткой денежных средств, чтобы ездить в <адрес>, он не смог вовремя пройти медосвидетельствование и подать документы на получение нового свидетельства о предоставлении временного убежища, подал их ДД.ММ.ГГГГ, планировал также подать документы на получение гражданства Российской Федерации, возвращаться в Украину не желает, опасается мобилизации, не желает участвовать в боевых действиях, вину в совершении правонарушения признает, в содеянном раскаивается.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного указанным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное пребывание, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 указанного Федерального закона.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, суд находит доказанным наличие в действиях гражданина Украины Линивенко М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ - нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ, вина Линивенко М.В. в его совершении подтверждается исследованными материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, копией свидетельства о предоставлении Линивенко М.В. временного убежища на территории РФ от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, копией миграционной карты, из которой следует, что Линивенко М.В. въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, талоном уведомления о постановке Линивенко М.В. на учет ТП УФМС по РБ в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания у С.Л.В.: <адрес>, сведениями из АС ЦБДУИГ России, согласно которому Линивенко М.В. находится на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, ему предоставлено временное убежище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями Линивенко М.В. в судебном заседании.
Таким образом, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оснований для пребывания на территории Российской Федерации у гражданина Украины Линивенко М.В. не имеется, срок временного пребывания Линивенко М.В. на территории Российской Федерации истек, самостоятельно он из Российской Федерации не выехал, на территории Российской Федерации находится незаконно.
Указанные доказательства суд оценивает как достоверные и допустимые, а в своей совокупности достаточные для установления виновности Линивенко М.В. в совершении указанного правонарушения.
Оснований для прекращения производства по делу и освобождения Линивенко М.В. от административной ответственности суд не усматривает.
При решении вопроса о назначении Линивенко М.В. наказания суд учитывает следующее.
В соответствии с общими правилами административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При этом согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
КоАП РФ основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации (ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ) В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статьей 7 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. о гражданских и политических правах установлено, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.
В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. ни одно государство - участник не должно высылать, возвращать (refouler) или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.
В соответствии со статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статьей 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.
В связи с этим судами могут учитываться, например, показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, действующий во исполнение Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. и т.д.).
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. №11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания».
В силу пп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным указанным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 названной статьи лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.
Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.
В силу пункта 4 указанной статьи лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. №11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 мая 2008 г. №8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств. Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. №4-П Конституционный Суд РФ также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции РФ идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Таким образом, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
При решении вопроса о назначении Линивенко М.В. наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное и семейное положение, длительность его нахождения на территории Российской Федерации с предоставлением временного убежища, а также то, что ранее он к уголовной, административной ответственности не привлекался. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Линивенко М.В., является признание вины в совершении правонарушения и раскаяние в содеянном. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Суд приходит к выводу, что предусмотренные ст. 3.1 КоАП РФ цели административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами - могут быть достигнуты в отношении Линивенко М.В. назначением административного штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку при рассмотрении дела не установлены какие-либо основания для вмешательства со стороны публичных властей (в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации с последующим запретом въезда в Российскую Федерацию в течение пяти лет - как единственной меры) в осуществление прав Линивенко М.В., закрепленных нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, не установлены какие-либо противоправные действия Линивенко М.В., направленные на нарушение интересов национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, не установлены основания для такого вмешательства со стороны публичных властей и в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Гражданина Украины Линивенко М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 2000 руб. без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Линивенко М.В. штраф перечислить на счет в Отделении НБ Республики Бурятия г. Улан-Удэ БИК 048142001, получатель УФК по РБ (МВД по Республике Бурятия), ИНН 0323055529, КПП 032601001, ОКТМО 81642000, расчетный счет 40101810600000010002, лицевой счет 04021086640, КБК 18811640000016020140 назначение платежа - административный штраф, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ).
Разъяснить правонарушителю, что квитанция об уплате штрафа должна быть предъявлена в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока судья направляет в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, и санкция данной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Горковенко С.В.