Дело № 2-93/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2016 года город Сельцо
Сельцовский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Прудниковой Н.Д.,
при секретаре Новиковой Е.В., с участием истца Борисов Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисов Ю.В. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Отделу социальной защиты населения города Сельцо Брянской области об обязании предоставить санаторно-курортную путевку за 2015 год в санаторий «Кавказских минеральных вод»,-
УСТАНОВИЛ:
Борисов Ю.В. обратился в суд с иском к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Отделу социальной защиты населения города Сельцо Брянской области об обязании предоставить санаторно-курортную путевку за 2015 год в санаторий «Кавказских минеральных вод».
В обоснование заявленных требований указал, что он является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году в санаторий «Кавказских минеральных вод» в соответствии со справкой формы 070/у-04 от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению Борисов Ю.В., ответчиком нарушено его право на получение мер социальной поддержки, предусмотренное Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", поскольку ответчик незаконно отказал в предоставлении санаторной путевки на 2015 год в связи с истечением срока действия справки от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить его в соответствии с медицинскими показаниями путевкой для прохождения санаторно-курортного лечения за 2015 год в санаторий «Кавказских минеральных вод».
В судебном заседании истец Борисов Ю.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. При этом так же пояснил, что является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС. И ему необходимо пройти лечение в санатории «Кавказских минеральных вод». А поскольку ответчики в своем возражении указывают, что нет недостаточного финансирования на приобретения путевок, полагал отказ в предоставлении путевки именно в санаторий «Кавказских минеральных вод» необоснованным. Так же указал, что действительно он в 2014 году ему дважды предоставлялись путевки в санатории «Кавказский минеральных вод», но все путевки ему предоставлялись на основании решений суда.
В судебное заседании представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области уведомленный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В направленных письменных возражениях просил в удовлетворении требований Борисов Ю.В. отказать. При этом указал, что Борисов Ю.В. включен в областной реестр граждан, имеющих право на получение путевок на санаторно-курортное лечение с момента подачи им заявления с ДД.ММ.ГГГГ и состоит под номером №. Ранее по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Борисов Ю.В. предоставлялась путевка с датой заезда ДД.ММ.ГГГГ в санаторий г. Пятигорска, так же ему предоставлялась путевка ДД.ММ.ГГГГ с санаторий г. Пятигорска. Таким образом, полагал, что в действиях Департамента не усматривается нарушений прав истца, поскольку право на оздоровление в санатории его никто не лишал, очередная путевка на санаторно-курортное лечение ему будет предоставлена в порядке сложившейся очередности на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель Отдела социальной защиты населения г. Сельцо Брянской области уведомленный о месте и времени надлежащим образом не прибыл. В направленных ранее возражениях просил в удовлетворении требований отказать, указав, что законодательством не предусмотрено предоставление путевки истцу за прошлый год, так как не предусмотрено внеочередное предоставление путевок среди инвалидов. Борисов Ю.В. будет предоставлена путевка в порядке сложившейся очередности на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Находя возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела в отсутствие не прибывших лиц, выслушав истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
Судом установлено, что Борисов Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Данное обстоятельство подтверждается удостоверением серии Р №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
В рамках Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и администрацией Брянской области, утвержденного распоряжениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2420-р и от 14 декабря 2012 г. N 2375-р, управлением социальной защиты населения Брянской области с 1 января 2011 года осуществляется реализация части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение.
Указом Губернатора Брянской области от 4 февраля 2013 г. N 98 управление социальной защиты населения Брянской области переименовано в департамент семьи социальной и демографической политики Брянской области.
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. № 256.
Справка для получения путевки действительна в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Согласно сообщению начальника отдела социальной защиты населения г.Сельцо, ДД.ММ.ГГГГ Борисов Ю.В. направлено напоминание о том, что истекает срок действия медицинской справки для получения санаторно-курортной путевки.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что срок действия справки формы № 070/у-04 от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ. Согласно действующему законодательству, Борисов Ю.В. имел право стоять на учете на получение санаторно-курортной путевки в течение 6 месяцев с момента истечения срока действия указанной справки.
Согласно письма Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ Борисов Ю.В. снят с очередности на получение санаторно – курортной путевки по причине не обновления медицинской справки формы № 070/у.
Как видно из сообщения главного врача Сельцовской городской больницы от ДД.ММ.ГГГГ, Борисов Ю.В. неоднократно проходил санаторно-курортное лечение: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Борисов Ю.В. выдана справка на санаторно-курортное лечение.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из письма Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что Борисов Ю.В. состоит на учете в областном реестре на получение санаторно-курортного лечения.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Таким образом, предоставив Борисов Ю.В. путевку на санаторно-курортное лечение на основании справки от ДД.ММ.ГГГГ без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, будут нарушены права иных граждан – получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Брянской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Борисов Ю.В. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Заявление Борисов Ю.В. о предоставлении санаторно-курортной путевки было рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке, он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением по профилю заболевания с момента подачи им заявления - с ДД.ММ.ГГГГ и состоит под номером №.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Борисов Ю.В. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
На основании изложенного, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления Борисов Ю.В.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░», - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░