Дело № 2 – 57/2018г.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Альменево 11 апреля 2018 года
Альменевский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Хабирова Р.Н.,
при секретаре Галимове С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Альменевского района Курганской области к МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился прокурор Альменевского района Курганской области с вышеуказанным иском. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности в деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа». Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» - правовую основу противодействия терроризму составляет Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Согласно ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ). В соответствии с п. «д» ч. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечении я, а также мест массового пребывания людей. Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 9 ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 41 Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. В силу требований ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Согласно п. 20 ст. 2 Закона, пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Часть 1 ст. 6 Закона предусматривает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, а пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона, в случае, если положениями Закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, которая была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. В ч. 7 ст. 83 Закона, содержащую требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации при эксплуатации зданий и сооружений, указано, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Согласно ч. 1 ст. 32 Закона, к классу Ф1.1 относятся здания дошкольных образовательных организаций, к классу Ф4.1 относятся здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей. Из смысла вышеприведенных норм законодательства следует, что в зданиях дошкольных, общеобразовательных организаций, а также организаций дополнительного образования детей должна быть система пожарной сигнализации, которая бы обеспечивала подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. В нарушении вышеуказанных норм закона в МКОУ «Танрыкуловская СОШ» система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. В образовательной организации не созданы условия, гарантирующие необходимый уровень антитеррористической защищенности. Неисполнение обозначенных требований закона отрицательно сказывается на обеспечении должного уровня антитеррористической защищенности объекта, что влечет за собой нарушение законодательства о противодействии терроризму. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности в детском учреждении ставят под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, преподавателей, обслуживающего персонала, чем нарушают их права на безопасность жизни и здоровья. Кроме того, указанное учреждение посещают граждане, не обучающиеся и не работающие в нем, что также, в случае возникновения пожара, создает определенную угрозу для их жизни и здоровья. В соответствии с уставом учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников организации во время образовательного процесса. Однако установленные при проверке нарушения в школе нарушают права несовершеннолетних, посещающих учреждение на безопасность жизни и здоровья. Ссылаясь на изложенное, прокурор Альменевского района просил суд признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа», выраженное необеспечении дублирования системами пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации и возложить обязанность обеспечить дублирование системами пожарной сигнализации сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Представитель ответчика – директор МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» Зарипова Ф.А. в суд не явилась, представив заявление о полном признании иска прокурора, просила рассмотреть дело без ее участия. Представители третьих лиц – Администрации Альменевского района, Главного управления МЧС России по Курганской области, отдела образования Администрации Альменевского района - в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании заместитель прокурора Шерстнев С.В. от исковых требований в части признания бездействия незаконным отказался, в остальной части исковые требования поддержал, ссылаясь на указанные в иске доводы. С учетом объема работ и финансирования устранения указанных в иске нарушений пожарной безопасности просил принять решение об удовлетворении заявленных требований с предоставлением ответчику срока исполнения исковых требований – до 1.09.2018 года.
В связи с тем, что прокурор отказался от исковых требований в части признания бездействия МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» незаконным, определением суда производство в данной части прекращено.
Выслушав заместителя прокурора, изучив письменные материалы дела, суд считает, что окончательные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что дублирование системами пожарной сигнализации сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» отсутствует.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В силу п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения, функционально связанные между собой по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: Ф1.1 – здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; Ф4.1 – здания образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.
Таким образом, ответчик является общеобразовательной организацией, здание школы является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения и относятся к классу функциональной пожарной безопасности Ф4.1.
В соответствии с частью 7 статьи 83 указанного выше Закона, системы сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной опасности Ф4.1 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
На основании пункта 14.4 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 175 на объектах класса функциональной опасности Ф1.1 и Ф4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.
Отсутствие дублирования сигналов систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей сигналы организации в учебных учреждениях нарушает вышеприведенные требования законодательства, права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в частности их безопасного пребывания в нем.
Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности образовательных учреждений, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Также данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. В связи с чем, требования прокурора о возложении обязанности на ответчика устранить нарушение правил пожарной безопасности, а именно обеспечить дублирование системами пожарной сигнализации сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, вышеуказанные обстоятельства и все исковые требования ответчик полностью признал.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск; суд может не принять признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Из письменного заявления представителя ответчика следует, что исковые требования прокурора он признает полностью.
Согласно ст. 68 ч. 2 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
С учетом доводов прокурора о сроке исполнения указанных в иске требований суд считает возможным установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей в срок до 1.09.2018 года.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Альменевского района к МКОУ «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить дублирование системами пожарной сигнализации сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Танрыкуловская средняя общеобразовательная школа» обеспечить дублирование системами пожарной сигнализации сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в срок до 1.09.2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2018 года.
Судья Хабиров Р.Н.