Дело № 2-159/2015
Мотивированное решение изготовлено 05.05.2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красногорское 27 апреля 2015 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
судьи Коноваленко Л.В.
при секретаре: Злобиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой Н.М., Осипова С.С. к Администрации Красногорского района Алтайского края о признании права на получение финансовой помощи на ремонт жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае- июне 2014 года и требующего капитального ремонта, признании незаконным решения Администрации Красногорского района Алтайского края по отказу во включении истцов в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате поводка в мае- июне 2014года на территории Красногорского района Алтайского края и требуют капитального ремонта, возложении обязанности по включению в список граждан на получение финансовой помощи на ремонт жилых помещений, которые повреждены в результате паводка в мае- июне 2014 года и требуют капитального ремонта,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд к Администрации Красногорского района Алтайского края с указанным иском.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживают по адресу: <адрес>.
В период с 29 мая по 04 июня 2014 года на территории Соусканихинского сельского совета Красногорского района произошло чрезвычайное стихийное бедствие – наводнение.
Жилое помещение, в котором проживают истцы, оказалось в зоне подтопления. На основании акта обследования жилого дома, проведенного межведомственной комиссией созданной при администрацией Соусканихинского сельсовета Красногорского района Алтайского края дом, в котором проживают истцы, имеет повреждения в виде трещин в фундаменте, стенах, деформацию половых реек, дом признан требующим проведения капитального ремонта.
Обратившись в Администрацию Красногорского района с заявлением о включении в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате поводка в мае- июне 2014года на территории Красногорского района Алтайского края и требуют капитального ремонта, получили отказ с указанием в качестве причины отказа- отсутствие регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации и отсутствие документов, подтверждающих право собственности на домовладение.
С учетом изложенного, истцы просили признать за ними право на получение финансовой помощи на ремонт жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае- июне 2014 года и требующего капитального ремонта, признать незаконным решение Администрации Красногорского района Алтайского края по отказу во включении истцов в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате поводка в мае- июне 2014года на территории Красногорского района Алтайского края и требуют капитального ремонта, возложении обязанности по включению в список граждан на получение финансовой помощи на ремонт жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае- июне 2014 года и требующего капитального ремонта.
В судебное заседание истец Осипов С.С. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, суду представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Истец Осипова Н.М. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, по существу спора пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ совместно с супругом Осиповым С.С. постоянно проживают по <адрес>, также проживали по указанному адресу и в период чрезвычайной ситуации- паводка, произошедшего в мае- июне 2014года. Каких-либо правоустанавливающих документов на дом у истцов не имеется, дом был приобретен в ДД.ММ.ГГГГ по частной расписке. Ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на дом, истцы не имеют возможности встать на регистрационный учет по месту жительства по указанному адресу. Состоят на регистрационном учете по <адрес>. Квартира, расположенная по <адрес> принадлежит матери истца Осиповой Н.М.- Неверовой В.Ф. Указанная квартира также пострадала от паводкового наводнения и признана нуждающейся в проведении капитального ремонта, ввиду чего истцы, совместно с Неверовой Н.Ф. и их сыном Осиповым П.С. включены в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка и требуют проведения капитального ремонта с указанием адреса жилого помещения требующего проведения капитального ремонта- <адрес>. Фактически же истцы проживают в доме по <адрес> и полагают, что должны быть включены в списки граждан, жилые помещения, которых повреждены и требуют капитального ремонта по указанному адресу, по месту фактического проживания.
Представитель ответчика в лице Администрации Красногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела имеется расписка. Согласно представленного в материалы дела отзыва Главы Администрации района Дайбова М.И., Администрация Красногорского района Алтайского края не согласна с заявленными исковыми требованиями, поскольку истцы были включены в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой имущества по <адрес>. Кроме того, согласно представленной Главным Управлением строительства, транспорта и жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края дорожной карте по подготовке документов по капитальному ремонту домов, пострадавших в результате паводка, истцы должны представить сведения, подтверждающие регистрацию по месту жительства в доме, требующем капитального ремонта, а также документы, подтверждающие право собственности на дом.
Третье лицо Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлениям, имеющимся в материалах дела, представитель третьего лица в судебное заседание не явился, возражений по иску, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представлено.
Учитывая надлежащее извещение лиц участвовавших в деле, а также мнение истца, суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав истца, допросив свидетелей Астаеву А.Н. и Жданову Т.Н., подтвердивших, что истцы с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживают по <адрес>, исследовав письменные материалы дела, оценивая собранные и исследованные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему:
В соответствии с положениями части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с частью 2 указанной статьи, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что из-за сильных осадков, выпавших в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и в г. Бийске уровень воды в реках превысил критические отметки, Администрацией Алтайского края постановлением от 29 мая 2014 года № 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с подтоплением жилых домов на территории Красногорского района, постановлением Администрации Красногорского района Алтайского края от 30 мая 2014 года № 293а на территории Красногорского района Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно списка подтопленных улиц и домов на территории муниципального образования Соусканихинский сельсовет Красногорского района Алтайского края, в период дождевого паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, дома по <адрес> включены в указанный список.
Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2014 г. N 1365 утверждены Правила предоставления в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации( далее Правила).
Указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2014 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края (далее - субъекты Российской Федерации) на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно п.4,5,7,8,9 Правил трансферты предоставляются для реализации мероприятий и (или) погашения бюджетного кредита, предоставленного Министерством финансов Российской Федерации бюджету субъекта Российской Федерации и использованного на финансирование мероприятий (далее - бюджетный кредит).
Предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий;
б) наличие списков граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы (в части подтверждения регистрации граждан по месту жительства);
Трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий:
а) по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения (далее - меры поддержки);
в) по предоставлению средств бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилищного фонда.
Финансовое обеспечение реализации мероприятий осуществляется однократно в отношении одного жилого помещения и (или) многоквартирного дома.
Трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий в размере, определяемом исходя из стоимости капитального ремонта 1 кв. метра поврежденного жилищного фонда, но не более 5 тыс. рублей.
В случае если нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации размер стоимости капитального ремонта 1 кв. метра поврежденного жилищного фонда установлен выше значения, предусмотренного пунктом 9 настоящих Правил, финансирование мероприятий в части, превышающей это значение, за счет трансферта не допускается.
Из изложенного следует, что государством гарантируется финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае- июне 2014года, гражданам, которые имели жилое помещение на праве собственности, проживали в нем на законных основаниях и состояли в нем на регистрационном учете. При этом финансовая помощь предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии с требованиями статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N5242-1 (ред. от 28.12.2013) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно положениям ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.12.2013) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства; под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, законодательно определено понятие жилого помещение, как место, где гражданин не только постоянно проживает, но и зарегистрирован по месту жительства, в противном случае помещении не признается жилым и граждане, проживающие в таком помещении без регистрации по месту жительства, не могут по общим правилам жилищного законодательства претендовать на обеспечение жилыми помещениями за счет государственного и муниципального жилищных фондов, поскольку такая помощь может осуществляться только при условии нуждаемости гражданина именно в жилом, а не каком-то ином помещении.
Постановлением Администрации Алтайского края от 23 декабря 2014 г. N 576 утвержден Порядок реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка.
В соответствии с п.4,5,6 указанного Порядка перечень видов работ по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда утверждается Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (далее - "уполномоченный орган"). Главным распорядителем иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, является уполномоченный орган. Уполномоченный орган в порядке межбюджетных отношений перечисляет средства городским округам и муниципальным районам, пострадавшим от паводка, на основании документов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка.
Согласно п.9 Порядка по жилым помещениям муниципального жилищного фонда и многоквартирным домам администрация городского округа или муниципального района направляет в уполномоченный орган:
-акты обследования межведомственными комиссиями поврежденных многоквартирных домов и жилых помещений муниципального жилищного фонда;
-список граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых помещениях муниципального жилищного фонда, жилые помещения которых подлежат капитальному ремонту, утвержденный главой администрации городского округа или муниципального района.
Согласно п.11,13 Порядка Уполномоченный орган:
а) проверяет предоставленные администрациями городских округов и муниципальных районов документы и формирует перечень многоквартирных домов, в которых требуется проведение капитального ремонта жилых помещений и (или) общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, и список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации и нуждающимися в капитальном ремонте;
б) направляет документы, указанные в пунктах 12, 13 настоящего Порядка, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Алтайского края на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
Список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации и нуждающимися в капитальном ремонте, подлежит согласованию с Главным управлением МВД России по Алтайскому краю, Управлением Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю и утверждается Губернатором Алтайского края.
Согласно акту обследования поврежденного индивидуального жилого дома в результате паводка в мае- июне 2014года на территории Алтайского края, составленному межведомственной комиссией Администрацией Соусканихинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по <адрес> имеются трещины по фундаменту, по стенам, дом просел, половые рейки повело., необходимо проведение капитального ремонта.
Из уведомления главы Администрации района Алтайского края М.И. Дайбова от ДД.ММ.ГГГГ на имя Осиповой Н.М. следует, что Администрация Красногорского района Алтайского края приняла решение не включать истца Осипову Н.М. в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка в мае- июне 2014года и требуют капитального ремонта, поскольку регистрация по месту жительства ( <адрес>) не совпадает с местом фактического проживания ( <адрес>).
Из паспортных данных истцов следует, что они с 2011 года состоят на регистрационном учете по месту жительства по <адрес>
Из справки Администрации Соусканихинского сельсовета Красногорского района Алтайского края следует, что Осипов С.С. и Осипова Н.М. фактически проживают по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки ФГУП « Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о ранее зарегистрированных правах на жилой дом по <адрес> в указанном предприятии не имеется.
Из уведомления Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости по <адрес> не имеется.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска Осиповой Н.М. и Осипову С.С. к Тихоновой С.И. о признании права собственности на дом по <адрес> отказано.
Таким образом, истцы Осипова Н.М. и Осипов С.С. собственниками домовладения по <адрес> не являются, на регистрационном учете по указанному адресу не состоят.
При этом, как усматривается из списков граждан нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в результате паводка, произошедшего в мае- июне 2014года, истцы были включены в указанные списки, с указанием места проживания- <адрес>. Из акта обследования утраченного имущества граждан от ДД.ММ.ГГГГ, также следует, что имущество, утраченное истцами в период паводка находилось по <адрес>
С учетом указанных обстоятельств, у суда отсутствует возможность сделать единственно верный вывод о проживании истцов по <адрес> в период чрезвычайной ситуации.
Губернатором Алтайского края № 426 и № 427 от 25.07.2014г. утвержден список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка в мае- июне 2014года на территории Алтайского края и требуют капитального ремонта. По Красногорскому району Алтайского края в указанный список включены Осипова Н.М. и Осипов С.С., проживающие по <адрес>, что свидетельствует о реализации предоставленного истцам права на получение финансовой помощи для проведения капитального ремонта жилого помещения, пострадавшего в результате паводка в мае- июне 2014 года., которая, как указано выше, предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу совокупность тех фактов, с которыми закон связывает наступление у граждан права на получение финансовой помощи на проведение капитального ремонта жилого помещения, пострадавшего в результате паводка, не нашла своего подтверждения.
Принимая во внимание, что в судебном заседании не установлен факт регистрации и факт постоянного проживания истцов по <адрес>, отсутствуют правоустанавливающие документы о праве собственности на поврежденное жилое помещение, а также то обстоятельство, что истцы уже реализовали свое право на получение финансовой помощи на проведение капитального ремонта по адресу: <адрес>, исковые требования Осиповой Н.М. и Осипова С.С. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Осиповой Н.М., Осипова С.С. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Красногорский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Л.В. Коноваленко
.
.