Дело № 2а-257/2021( УИД №) КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации17 сентября 2021 года с. Троицкое
Нанайский районный суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Фроленковой Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Коробенко М.Н.,
с участием помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края Чупруновой И.В..
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по административному исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Хабаровского края к Администрации Арсеньевского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского (в порядке ст. 39 КАС РФ) о возложении обязанности произвести очистку загрязненных земельных участков,анайского мунципального района Хабаровского края ьского поселения и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Арсеньевского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края, в котором просит обязать администрацию с. Арсеньево принять меры к устранению нарушений природоохранного законодательства, произвести очистку на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилого дома, адрес ориентира: <адрес>, от отходов производства и потребления.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Гласного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - главное управление), главой сельского поселения с. Арсеньево Нанайского района, специалистом управления Росреества по Хабаровскому краю, помощником лесничего Троицкого участкового лесничества, в с. Арсеньево Нанайского муниципального района, на земельном участке с кадастровым номером №, расположенным по адресу: примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилого дома, адрес ориентира: <адрес>, принадлежащем на праве собственности субъекту Хабаровского края - Нанайского муниципального района с. Арсеньево, выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления в виде отходов полиэтилена, пленки и пакетов, тар пластиковых, тар стеклянных, полипропиленовых мешков отработанных автомобильных шин, мелкой и крупной бытовой техники, отходов мебели из разнородных материалов, отходы строительства и ремонта, боя шифера и др. Также присутствуют следы сжигания вышеуказанных отходов.
Несоблюдение администрацией требований природоохранного законодательства, создает экологическую угрозу землям и лесам, что в свою очередь подвергает опасности флору и фауну лесов, жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Загрязнение, отравление или заражение объектов окружающей среды может повлечь существенное ее ухудшение, оказать негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическую обстановку в муниципальном образовании.
В судебное заседание представитель административного истца - помощник прокурора административное исковое заявление поддержала, дополнительно суду пояснила, что для устранения выявленных нарушений, просит для административного ответчика установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик - глава администрации Арсеньевского сельского поселения нанайского муниципального района Хабаровского края, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о причинах, препятствующих явке в суд не сообщил, ходатайств об отложении не заявлял.
В соответствии с нормами ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав представителя административного истца, изучив, представленные в суд письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. При этом неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.
В соответствии со ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охраны окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «об охране окружающей среды»).
В силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнение работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации
от 10.01.2002 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды естественных экологических систем и здоровью человека.
В силу ч. 1 СТ. 22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию размещению, условия и способы, которые должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны быть осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно СТ. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники
земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из материалов дела, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением природоохранного законодательства выявлены нарушения лесного и земельного законодательства, а также законодательства об отходах производства и потребителя, требующие принятия мер к устранению.
Так ДД.ММ.ГГГГ Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой, в ходе проверки, совместно со специалистом Главного управления, главой сельского поселения с. Арсеньево Нанайского района, специалистом управления Росреестра по Хабаровскому краю, помощником лесничего Троицкого участкового лесничества, в с. Арсеньево Нанайского муниципального района, на земельном участке с кадастровым номером №, расположенным по адресу: примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилого дома, адрес ориентира: Хабаровский край, район Нанайский, <адрес>, принадлежащем на праве собственности субъекту Хабаровского края -Нанайского муниципального района с. Арсеньево, выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления в виде отходов полиэтилена, пленки и пакетов, тар пластиковых, тар стеклянных, полипропиленовых мешков отработанных автомобильных шин, мелкой и крупной бытовой техники, отходов мебели из разнородных материалов, отходы строительства и ремонта, боя шифера и др. Также присутствуют следы сжигания вышеуказанных отходов.
В случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, на территории которых эти отходы находятся. Фактическое бездействие по ликвидации несанкционированных свалок может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, что недопустимо и должно быть устранено (примечанием к п. 7.8 «ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»,
введенному постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст).
Несоблюдение администрацией требований природоохранного законодательства, создает экологическую угрозу землям и лесам, что в свою
очередь подвергает опасности флору и фауну лесов, жизнь и здоровье
неопределенного круга лиц.
Следовательно, загрязнение, отравление или заражение объектов окружающей среды может повлечь существенное ее ухудшение, оказать негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическую обстановку в муниципальном образовании.
При совокупности исследованных доказательств по делу, суд находит заявленные административные требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению, с установлением срока исполнения заявленные требований, с учетом разумности и целесообразности, до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь статьей 177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Хабаровского края к Администрации Арсеньевского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского (в порядке ст. 39 КАС РФ) о возложении обязанности произвести очистку загрязненных земельных участков, удовлетворить.
Обязать администрацию Арсеньевского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края принять меры к устранению нарушений природоохранного законодательства, произвести очистку на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилого дома, адрес ориентира: <адрес>, от отходов производства и потребления, до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение месяца, со дня вынесения решения в окончательной форме,18 сентября 2021 г.
Судья Фроленкова Е.Е. _______________________