10 марта 2021 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Шимковой Е.А., при секретаре Ксинтарис Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области к Дмитриченко Виталию Валерьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области (далее – административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование своих требований административный истец указал, что Дмитриченко В.В. (далее – административный ответчик) состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика имущества физических лиц, поскольку, имеет на праве собственности объекты недвижимого имущества. Налоговый орган, руководствуясь положениями ч. 2, 3 ст. 52, ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации, исчислил в отношении недвижимого имущества налогоплательщика сумму налога за 2017 и 2018 гг. в общем размере 719 431 руб. Налог исчислен на объекты налогообложения, указанные в налоговом уведомлении, направленном в адрес налогоплательщика в порядке п. 1 и п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, с сообщением о необходимости уплатить исчисленную сумму налога. В связи с неуплатой налога к установленному в налоговом уведомлении сроку, налогоплательщику начислены пени в размере 3225,46 руб. (образованы от суммы недоимки за 2018 год). По правилам ст.ст.69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлено требование об уплате налога и пени. В срок, установленный в требовании, налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджет соответствующей задолженности. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. По заявлению ответчика судебный приказ был отменен, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
На основании изложенного, административный истец просил взыскать с административного ответчика в доход бюджетов задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017-2018 гг. в сумме 719 431 руб., пени в сумме 3225,46 руб.
В порядке подготовки, а также определением суда от 03.02.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Финансовый управляющий должника Дмитриченко В.В. – Тебенко Е.А.; Инспекция ФНС России по Кировскому району г.Екатеринбурга.
Представитель административного истца по доверенности Чиков А.В. в судебном заседании отказался от требований в отношении задолженности за 2017 год, а также уточнил исковые требования за 2018 год, согласно которым, задолженность ответчика составляет 329005 руб., пени в ранее заявленной сумме.
Определениями суда принят отказ от иска в части требований за 2017 год, производство по делу в указанной части прекращено; а также принято уточнение иска в части 2018 года, согласно которым, задолженность за 2018 год составила 329005 руб. за два объекта налогообложения.
Административный истец в судебном заседании согласился с уточненными исковыми требованиями в части основной суммы долга и с размером пени.
Представитель заинтересованного лица – ИФНС России по Кировскому району г.Екатеринбурга – в суд не явился, направил письменный отзыв, а также ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо: Финансовый управляющий должника Дмитриченко В.В. – Тебенко Е.А. – в суд не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Учитывая, что уточнения требований приняты в сторону уменьшения, с согласия стороны истца и ответчика суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца и ответчика, исследовав материалы настоящего дела, а также дело №2а-1129/2020 по заявлению о выдаче судебного приказа, иные представленные сторонами доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что ответчику принадлежат на праве собственности следующие объекты налогообложения: 1) иные строения, помещения и сооружения по адресу: ***, кадастровый номер *** площадью 249 кв.м, 2) иные строения, помещения и сооружения по адресу: ***, кадастровый номер ***, площадью 278,40 кв.м.
Налоговым органом за 2017, 2018 год был исчислен налог в общей сумме 719 431,00 руб., а именно: за 2017 год произведен перерасчет налога по объекту: кадастровый номер *** на сумму 296879 руб., что с учетом ранее оплаченной суммы в размере 101 66 руб., составила задолженность в размере 195213 руб.; за 2018 год исчислен налог по этому же объекту в сумме 296879 руб., по объекту: кадастровый номер *** на сумму 227339 руб.
Указанная задолженность зафиксирована в налоговом уведомлении *** от 15.08.2019, которое направлено ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении, со сроком исполнения до 02.12.2019.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога до указанной даты, ответчику на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ направлено требование *** со сроком исполнения – до 03.02.2020.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно выписке из ЕГРИП ответчик 02.03.2021 как индивидуальный предприниматель исключен из ЕГРИП, как недействующий ИП.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств использования объектов в предпринимательской деятельности.
В порядке п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Судебный приказ о взыскании задолженности вынесен 25.03.2020, отменен по заявлению ответчика 07.10.2020, с настоящим иском истец обратился 05.11.2020, что с соблюдением сроков, установленных ст. 48 НК РФ и ст. 256 КАС РФ.
Согласно статье 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налоговая база определяется в соответствии со ст. ст. 52-54, 404 НК РФ, в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Сведения об инвентаризационной/кадастровой стоимости получает налоговый орган в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ от органов, осуществляемых государственный кадастровый учет, в данном случае, БТИ и Росреестр. Сведения о кадастровой/инвентаризационной стоимости также имеются в свободном доступе при получении выписки из ЕГРН.
Величина коэффициента-дефлятора установлена Приказами Минэкономразвития «Об установлении коэффициентов-дефляторов на каждый год».
Для расчета суммы налога ставки налога на имущество физических лиц (ст. 399 НК РФ) в муниципальном образовании «город Екатеринбург» установлены Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.11.2014 № 32/24 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
В соответствии с п.1 ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу п.2 ст.403 данной статьи, в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда в порядке, установленном ст.24.18 ФЗ от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», сведения о кадастровой стоимости, установленной таким решением учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кроме того, аналогичными положениями ст.24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной таким решением применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ (включая цели налогообложения), с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. При этом, измененная кадастровая стоимость не может быть применена к налоговым периодам, предшествующим подаче заявления в комиссию или суд.
Как следует из материалов дела, изменения кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр в 2018 году по решению Свердловского областного суда от 25.06.2018 по делу № 3а-217/2018, а потому перерасчет налога на имущество, исходя из установленной решением суда кадастровой стоимости объектов налогообложения, производится при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, при этом, измененная кадастровая стоимость не может быть применена к налоговым периодам, предшествующим подаче заявления в комиссию или суд.
Согласно указанному решению Свердловского областного суда, датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости объектов считать 22.12.2017. Исходя из установленной решением суда кадастровой стоимости объектов налогообложения, при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (в рассматриваемом случае 2017 год), но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, при этом, измененная кадастровая стоимость не может быть применена к налоговым периодам, предшествующим подаче заявления в комиссию или суд.
Из материалов дела установлено, что в отношении ответчика в Арбитражном суде Свердловской области находится дело № А60-52748/2018 о признании должника несостоятельным (банкротом) по заявлению ИФНС России по Кировскому району г.Екатеринбурга. В рамках указанного дела в реестр требований кредиторов Дмитриченко В.В. включены требования ИФНС по требованию № 7 от 17.01.2019, сформированному Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области, на сумму 259 390 руб. и 44 411,18 руб. - неустойки. При этом, из представленного суду ответчиком налогового уведомления *** от 14.09.2018 установлено, что налог за 2017 год начислен на те же объекты, что и заявлены в настоящем деле и были погашены ответчиком за период 2017 год.
Кроме того, учитывая, что 19.07.2019 в отношении ответчика введена процедура банкротства реструктуризация долгов (публикация о процедуре в СМИ «Коммерсант» от 14.09.2019), следовательно, срок для предъявления требований о взыскании указанной в данном иске задолженности за 2017 и 2018 гг. в арбитражный суд в дело о банкротстве – до 14.11.2019, тогда как задолженность была начислена 02.12.2019. При таких обстоятельствах, истец правильно заявил требования в суд общей юрисдикции.
Таким образом, исходя из принятых судом уточнений исковых требований, за период за 2018 год задолженность ответчика составляет 329 005 руб., а именно, за объект налогообложения: 1) иные строения, помещения и сооружения по адресу: ***, кадастровый номер *** площадью 249 кв.м – 101666,00 руб., за объект налогообложения: 2) иные строения, помещения и сооружения по адресу: ***, кадастровый номер ***, площадью 278,40 кв.м – 227339,00 руб.
Задолженность в указанной сумме ответчиком не оплачена, с размером задолженности ответчик в судебном заседании согласился.
В порядке ст.75 НК РФ Инспекцией за неисполнение обязанностей по уплате налога в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, административному ответчику начислены пени, образовавшиеся от суммы недоимки за 2018 г. в размере 3225,46 руб.
Начисление пени произведено на законных основаниях, в связи с неуплатой ответчиком налога на имущество за 2018 год в срок, установленный в налоговом уведомлении.
Учитывая, что расчет налога и пени произведен налоговым органом арифметически верно, с указанной задолженностью ответчик полностью согласился, оснований для освобождения ответчика от уплаты заявленных ко взысканию сумм не установлено.
При таких обстоятельствах, заявленные уточненные требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом изложенного, с ответчика подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 329005 руб. и пени в размере 3225,46 руб.
На основании ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку судом удовлетворены требования административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины за подачу иска, на общую сумму 332230,46 руб. (налог+пени), следовательно, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 6522,30 руб., определенная судом на основании ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из общей суммы удовлетворенных требований.
Согласно ч. 2 ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны:
1) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства;
2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 31 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░***, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 31 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 329 005 ░░░. (░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ***, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ *** ░░░░░░░░ 249 ░░.░ ░ ░░░░░ 101 666,00 ░░░.; ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ***, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ***, ░░░░░░░░ 278,40 ░░.░ ░ ░░░░░ 227 339,00 ░░░.) ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3225,46 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6522,30 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░