Судья – Артеменко И.С. дело № 33-8439/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 26 июня 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Веркошанской Т.А.,
судей Горковенко В.А. и Волковой И.А.,
при секретаре судебного заседания Фирсовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Альшука Ю. К. к акционерному обществу «АльфаСтрахование» о восстановлении должного значения КБМ, взыскании переплаченной суммы по полису ОСАГО, морального вреда, неустойки, судебных расходов, штрафа
по апелляционной жалобе акционерного общества «АльфаСтрахование»
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 марта 2019 года, которым постановлено:
обязать АО «АльфаСтрахование» внести в автоматизированную систему страхования РСА сведения о наличии у Альшука Ю. К. водительского класса № 13 (КБМ 0,5) при заключении договора ОСАГО по полису МММ № <...> на начало годового срока страхования.
Взыскать с АО «АльфаСтрахование» в пользу Альшука Ю. К. излишне уплаченную страховую премию в размере 3 747 рублей 38 копеек, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, расходы на представителя 3 000 рублей, почтовые расходы 53 рубля 50 копеек, штраф в размере 2 123 рубля 60 копеек, отказав в удовлетворении остальной части исковых требований.
Взыскать с АО «АльфаСтрахование» в пользу бюджета муниципального образования г. Волгоград государственную пошлину в размере 700 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Горковенко В.А., выслушав пояснения представителя Альшука Ю.К. по доверенности Кузнецовой Е.С., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Альшук Ю.К. обратился в суд с иском к АО «АльфаСтрахование» о восстановлении должного значения КБМ, взыскании переплаченной суммы по полису ОСАГО, морального вреда, неустойки, судебных расходов, штрафа.
В обоснование заявленных требований указал, что между ним и АО «АльфаСтрахование» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, на основании которого выдан полис серия МММ № <...> сроком действия с 03 декабря 2018 года до 02 декабря 2019 года, при заключении договора страхования ответчик неверно указал КБМ при расчете страховой премии и внес неверные сведения в АИС РСА указав КБМ = 1, вместо правильного КБМ 0,5.
18 декабря 2018 года истец обратился к ответчику с досудебной претензией, в которой просил внести изменения КБМ в базу РСА и вернуть излишне оплаченную страховую премию. Ответчик не удовлетворил претензию.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд обязать АО «АльфаСтрахование» внести в автоматизированную систему страхования РСА сведения о наличии у Альшука Ю. К. водительского класса №13 (КБМ 0,5) при заключении договора ОСАГО по полису МММ № <...> на начало годового срока страхования. А также взыскать с АО «АльфаСтрахование» в пользу Альшука Ю. К. излишне уплаченную страховую премию в размере 3 747 рублей 38 копеек, неустойку в размере 3 260 рублей 18 копеек с перерасчетом на дату рассмотрения дела, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя 10 000 рублей, почтовые расходы 53 рубля 50 копеек, штраф в размере 50% от взысканной судом суммы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе АО «АльфаСтрахование» оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит решение суда отменить, принять новое решение которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с п. п. 1 и 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.
Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В силу п. 2.1 Положения о Правилах ОСАГО, страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.
Согласно пп. «а» п. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО один из коэффициентов, входящих в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
Пунктом 2 приложения 2 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что один из коэффициентов страховых тарифов находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КБМ). Данным приложением утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, которые определяются началом годового срока страхования и концом годового срока страхования, начиная с «М», «0», «1», «2»... до «13», влияя ежегодно на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая ее размер.
В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия применения КБМ.
Согласно ст. 9 Закона об ОСАГО страховщик обязан применять при расчете страховой премии действительные коэффициенты КБМ.
На основании п. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В целях применения КБМ в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона об ОСАГО создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования, оператором которой является Российский Союз Автостраховщиков.
Согласно п. 3 ст. 30 Закона об ОСАГО, автоматизированная информационная система обязательного страхования создается, в том числе, в целях применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, и содержит сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах и иные необходимые сведения об обязательном страховании. Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.
В силу ст. 10.1 Закона об ОСАГО при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Согласно п. 1.8 Правил ОСАГО, при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
В силу п. 1.10 Правил ОСАГО, изменения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования информацию об изменении сведений, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении договора обязательного страхования, вносит страховщик.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 30 ноября 2018 года между истцом и АО «АльфаСтрахование» заключен договор ОСАГО, в подтверждение чего страховщиком выдан полис серии МММ № <...> в отношении ограниченного числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством – Киа Рио, государственный регистрационный знак А 052 ЕС 134 – Альшук Ю.К., на период с 03 декабря 2018 года по 02 декабря 2019 года.
Стаж вождения истца исчисляется с 1994 года, что подтверждается водительским удостоверением серии № <...> (л.д. 15).
Между тем, при заключении договора ОСАГО истцом оплачена страховая премия в размере 7 494 рубля 76 копеек, рассчитанная страховщиком исходя из значения КБМ 1, класс 3.
18 декабря 2018 года истец обратился к страховщику с досудебной претензией, содержащей требования о внесении изменений в автоматизированную систему страхования Российского союза автостраховщиков путем указания верного значения КБМ, перерасчете страховой премии и возврате ее переплаты, которые ответчиком не исполнены.
Решением Центрального районного суда от 12 июля 2018 года, вступившим в законную силу, АО «АльфаСтрахование» было обязано внести в автоматизированную систему страхования РСА сведения о наличии у Альшук Ю.К. водительского класса № 13 (КБМ 0,5) при заключении договора ОСАГО по полису ЕЕЕ № <...> на начало годового срока страхования. Также с АО «АльфаСтрахование» в пользу Альшук Ю.К. были взысканы излишне уплаченная страховая премия в размере 7548 рублей 29 копеек, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы на представителя в размере 5000 рублей, почтовые расходы в размере 66 рублей 96 копеек, расходы на доверенность в сумме 1500 рублей, штраф в размере 4274 рубля 15 копеек.
Из сведений с официального сайта РСА на запрос о расчете КБМ № <...> от 07 февраля 2019 года следует, что для водителя Альшук Ю.К. КБМ равен 1 (л.д. 23).
Суд первой инстанции, разрешая спор и установив вышеприведенные по делу обстоятельства, верно исходил из того, что при заключении договора ОСАГО с учетом безаварийной езды истца, ответчику необходимо было применять пониженный КБМ равный 0,5, при котором сумма страховой премии составляла 3 747 рублей 38 коп.
Принимая во внимание, что при заключении договора ОСАГО вопреки приведенным законоположениям ответчиком при расчете страховой премии применялось неверное значение КБМ, что повлекло безосновательное увеличение размера страховой премии, судом принято правильное решение о взыскании с АО «АльфаСтрахование» в пользу Альшук Ю.К. сумму переплаты в размере 3747 рублей рубля 38 копеек.
Также, в рамках приведенных положений Закона об ОСАГО и Правил ОСАГО, предусматривающих обязанность страховщика по внесению сведений о верном значении КБМ в автоматизированную систему страхования Российского союза автостраховщиков, судом обоснованно возложена на АО «АльфаСтрахование» соответствующая обязанность в рамках договора ОСАГО МММ № <...> на начало годового срока страхования.
Применительно к положениям ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающей компенсацию потребителю морального вреда, причиненного вследствие нарушения его прав, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, установив, что вышеприведенные действия страховщика, безусловно свидетельствуют о нарушении прав истца, как потребителя страховой услуги, суд верно взыскал с ответчика в пользу истца такую компенсацию в размере 500 рублей. Размер компенсации морального вреда в полной мере отвечает критериям ст. 1101 ГК РФ.
Не вызывают сомнения и выводы суда о взыскании с ответчика в пользу истца штраф.
Применительно к положениям ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» судом верно взыскан с ответчика в пользу истца штраф в размере 50% от присужденных сумм – 2 123 рубля 60 копеек.
По правилам главы 7 ГПК РФ судом верно распределены судебные издержки по делу.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца штрафа, компенсации морального вреда судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку, страховщиком, не удовлетворившим требования досудебной претензии истца, допущены нарушения прав Альшука Ю.К., как потребителя, ввиду чего приведенные меры ответственности, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей» применены судом верно.
Доводы апеллянта о снижении размера штрафа судебная коллегия находит необоснованными, поскольку оснований для снижения взысканного штрафа в размере 2123 рубля 60 копеек не установлено.
Несостоятельным судебная коллегия признает довод апелляционной жалобы о завышенном размере оплаты услуг представителя, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре. Взыскание фактически понесенных судебных расходов не зависит от способа определения размера вознаграждения и условий его выплаты, однако размер расходов, подлежащих взысканию, должен определяться с учетом разумных пределов и фактически совершенных исполнителем действий.
Учитывая категорию возникшего спора, его сложность, объем правовой помощи, оказанной представителем истца и руководствуясь принципом разумности и справедливости, соотношением баланса интересов сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу истца возмещения расходов на оплату услуг представителя в указанном размере.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, в апелляционной жалобе не приводится.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда, постановленного в соответствии с исследованными обстоятельствами дела, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «АльфаСтрахование» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи