Решение по делу № 33а-4032/2021 от 12.07.2021

Судья Мишарина И.С. Дело № 33а-4032/2021

(номер дела в суде первой инстанции 2а-2081/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Голикова А.А.,

судей Попова В.В., Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июля 2021 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе Никулина А.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Никулина А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.

Заслушав доклад судьи Санжаровской Н.Ю., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми (далее - Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Никулину А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 5110 рублей, пени на указанную недоимку за период с 03.12.2019 по 12.02.2020 в сумме 76 рублей 05 копеек, мотивируя требования тем, что ответчик, имея в собственности транспортные средства и являясь плательщиком транспортного налога, своевременно не исполнил обязанность по его уплате. Выставленное в адрес налогоплательщика требование от 12.02.2020 <Номер обезличен> об уплате недоимки по налогу и пени в установленный срок ответчиком не исполнено. Вынесенный 28.08.2020 мировым судьей Димитровской судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми судебный приказ о взыскании с Никулина А.В. задолженности по налогу и пени отменен 14.09.2020 на основании возражений административного ответчика, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим иском.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми участие не принимал.

Административный ответчик Никулин А.В. с административными исковыми требованиями не согласился.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 апреля 2021 года административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Никулину А.В. о взыскании задолженности перед бюджетом по обязательным платежам удовлетворено.

Взыскана в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми с Никулина А.В., зарегистрированного по адресу: г. Сыктывкар, ул. <Адрес обезличен>, задолженность перед бюджетом по обязательным платежам в общем размере 5 186 рублей 05 копеек, в том числе: задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 5110 рублей, пени за период с 03.12.2019 по 12.02.2020 в размере 76 рублей 05 копеек.

Взыскана с Никулина А.В. в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственная пошлина в размере 400 рублей 00 копеек.

В апелляционной жалобе Никулин А.В. просит об отмене состоявшегося решения как незаконного и необоснованно, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что заявление подано ненадлежащим налоговым органом, при отсутствии у него права на обращение в суд с настоящим иском, поскольку налогоплательщик состоит на учете по месту жительства в ИФНС России по г. Сыктывкару, сумма задолженности не превышает 10 000 рублей.

В письменных возражениях Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не заявили.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 2 статьи 44, статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу частей 1, 2 статьи 52, части 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Вместе с тем, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении транспортных средств, исчисляется налоговыми органами.

Исчисленный размер налога доводится до налогоплательщика посредством направления налогового уведомления.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

За уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки статьей 75 Налогового кодекса РФ предусмотрена уплата пени.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Процедура взыскания недоимки по налогам и страховым взносам с должника регламентируется положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обязательств), в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

На основании абзаца 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения обязательств), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

При этом налоговое законодательство устанавливает также специальный порядок обращения в суд с исковым заявлением, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, сначала путем подачи заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Никулин А.В. в 2018 году являлся собственником транспортных средств: марки а/м 1, государственный регистрационный знак <Номер обезличен>; марки а/м 2, государственный регистрационный знак <Номер обезличен>, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ.

Инспекцией ФНС по г. Сыктывкару направлено в адрес Никулина А.В. налоговое уведомление <Номер обезличен> от 25 июля 2019 года о необходимости уплаты транспортного налога за 2018 год в сумме 5110 рублей в срок до 02 декабря 2019 года.

В связи с неисполнением Никулиным А.В. обязанности по уплате транспортного налога налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование <Номер обезличен> от 12.02.2020 об уплате недоимки по налогу за 2018 год в сумме 5110 рублей и пени за период с 03.12.2019 по 11.02.2020 в сумме 76 рублей 05 копеек в срок до 27 марта 2020 года.

Поскольку в срок, установленный в требовании, налог и пени административным ответчиком не были уплачены, Инспекция ФНС по г. Сыктывкару обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Никулина А.В. суммы недоимки по транспортному налогу за 2018 год и пени. Мировым судьей Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми 28 августа 2020 года выдан судебный приказ на взыскание с Никулина А.В. недоимки по транспортному налогу и пени.

Определением мирового судьи Димитровского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 14 сентября 2020 года вынесенный судебный приказ по заявлению должника отменен.

Исковое заявление подано в суд Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми 14 января 2021 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок.

Разрешая настоящий спор, установив вышеуказанные фактические обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами налогового законодательства, суд первой инстанции с учетом отсутствия доказательств добровольной уплаты недоимки по транспортному налогу и пени пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент предъявления административного искового заявления в суд) обоснованно отклонен судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ) в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ, пункт 9 статьи 1 названного Закона, которым в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с 23 декабря 2020 года.

При этом Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ не предусмотрено, что положения пункта 9 статьи 1, изменяющего статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют обратную силу и распространяются на расчет общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица до 23 декабря 2020 года.

Срок исполнения требования <Номер обезличен> от 12.02.2020 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5110 рублей и пени за период с 03.12.2019 по 11.02.2020 в сумме 76 рублей 05 копеек истек 27 марта 2020 года, то есть до вступления в силу пункта 9 статьи 1 названного Федерального закона.

Поскольку, общая сумма налога и пеней, с которой законодатель связывает возможность налогового органа обратиться в суд с заявлением о ее взыскании с Никулина А.В., превысила 3000 рублей до вступления в силу пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ, то положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент предъявления административного искового заявления в суд) на спорные правоотношения не распространяются.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административное исковое заявление предъявлено ненадлежащим административным истцом, обоснованно отклонен судом как основанный на неверном толковании норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей права налоговых органов, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, с 01 октября 2020 года функции по урегулированию задолженности в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в рамках статей 45-48, 69, 77 Налогового кодекса РФ на территории Республики Коми переданы Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми.

Учитывая изложенное и принимая во внимание положения статьи 30 Налогового кодекса РФ, согласно которым налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, передача полномочий по взысканию обязательных платежей специализированной инспекции, входящей в структуру Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми, само по себе не влияет на состояние правоотношений налогоплательщика с налоговыми органами. Поэтому по направленному ранее и не исполненному налогоплательщиком требованию <Номер обезличен> от 12.02.2020 об уплате сумм налога и пени Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми наделена правом на предъявление заявления в судебный орган на принудительное взыскание задолженности по обязательным платежам в отношении административного ответчика.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с обжалуемым решением суда, однако выводов суда не опровергают и не сдержат правовых оснований, которые могут повлечь отмену решения суда первой инстанции.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и согласуются с указанными выше нормами законодательства о налогах и сборах.

Оснований для отмены решения суда не имеется. Нарушения норм материального и процессуального права судом не допущены. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Никулина А.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.

Апеляционное определение составлено 19 июля 2021 года.

Председательствующий-

Судьи-

33а-4032/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ИФНС России №8 по Республике Коми
Ответчики
Никулин Андрей Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Санжаровская Н.Ю.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
19.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2021Передано в экспедицию
19.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее