Дело № 2а- 776/ 2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Николаевск-на-Амуре 24 ноября 2020г.
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Ковадло О.Д.,
с участием представителя администрации Николаевского муниципального района по доверенности от 14.05.2020г. Ямниковой А.И.,
заместителя начальника ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю Ищенко Ж.С., действующей на основании доверенности от 26.08.2020г.
при секретаре Бигаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края к заместителю начальника ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Ищенко, ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, освобождения от уплаты исполнительского сбора, заинтересованное лицо: Николаевский-на-Амуре городской прокурор,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Николаевского муниципального района обратилась в суд с административным иском к заместителю начальника ОСП по Николаевскому району Ищенко Ж.С. о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, освобождении от уплаты исполнительского сбора, ссылаясь на то, что заместителем начальника ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Ищенко Ж.С., при рассмотрении материалов исполнительного производства от 07.08.2019г. № 31391/19/27020-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Николаевским-на-Амуре городским судом по деле №2-980/2018, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края. Указанным постановлением от 20.10.2020г. на администрацию района наложен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. На основании Уставов Николаевского муниципального района и городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» из структуры органов местного самоуправления городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» исключена местная администрация. 23.01.2019г внесена запись в ЕГРЮЛ о реорганизации администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» путем присоединения к администрации Николаевского муниципального района. Правопреемником по всем правам и обязательствам администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» в порядке универсального правопреемства, является администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края. Полномочия администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» исполняются администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края с 23.01.2019 года. Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу № 2-980/2018 от 26.12.2018г., вступившем в законную силу 29.01.2019г, на администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» возложена обязанность в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по адресам: ул. М. Горького д. 45 кв.1, протяженностью 80 метров, ул. М. Горького д. 68, протяженностью 45 метров, ул. Кирова д.47, протяженностью 60 метров, как бесхозяйных объектов путем направления заявления в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом Минэкономразвития от 10.12.2015г. №931. В целях исполнения решения Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу № 2-980/2018, Комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района заключен муниципальный контракт от 07.05.2019 г. № Ф.2019.220686 с ООО «Бюро кадастра недвижимости» (Подрядчик) на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимости – тепловые сети согласно приложению к контракту, в том числе на тепловые сети по адресу: ул. М. Горького д. 45 кв.1, протяженностью 80 метров, ул. М. Горького д. 68, протяженностью 45 метров, ул. Кирова д.47, протяженностью 60 метров. Технические планы были изготовлены и направлены в Комитет. Комитетом поданы заявления на сайте управления Росреестра по Хабаровскому краю о постановке сетей теплоснабжения на кадастровый учет с приложением к заявлениям изготовленных технических планов на первые 30 сетей теплоснабжения. 12.09.2019г. Росреестром Комитету возвращены документы в связи с несоответствием технических планов установленным требованиям. Подача заявлений по остальным сетям теплоснабжения была нецелесообразна, так как технические планы изготовлены с аналогичной ошибкой.
13.09.2019г. Подрядчику в рамках гарантийных обязательств по контракту направлено письмо на электронную почту о внесении изменений в технические планы согласно требованиям, указанных в уведомлениях Росреестра, о направлении в адрес Комитета всех исправленных технических планов для повторной подачи заявлений о постановке сетей теплоснабжения на кадастровый учет. Ответ не поступил.
20.09.2019г. Подрядчику направлено заказное письмо о внесении изменений в технические планы согласно требованиям, указанных в уведомлениях Росреестра, о приведении в соответствие остальных технических планов согласно приложению к контракту, а также направлении в адрес Комитета всех исправленных технических планов для повторной подачи заявлений о постановке сетей теплоснабжения на кадастровый учет. Ответ так же не поступил.
15.11.2019г. Подрядчику направлено заказное письмо с претензией о невыполнении условий контракта и требованием предоставить исправленные технические планы в адрес Комитета. Ответ не получен.
С целью взыскания с ООО «Бюро кадастра недвижимости» денежных средств и заключения нового контракта на изготовление технических планов на сети теплоснабжения, 23.01.2020г. в Арбитражный суд Хабаровского края Комитетом направлено исковое заявление о взыскании с ООО «Бюро кадастра недвижимости» уплаченных денежных средств.
Решением от 20.04.2020г.Арбитражным судом Хабаровского края по делу № А73-949/2020 в удовлетворении исковых требований отказано, так как Комитетом был подписан акт приемки выполненных работ. Несмотря на подписание акта приемки выполненных работ, Подрядчик свои обязательства по контракту надлежащим образом не выполнил..
Администрация района является бюджетной организацией, бюджет Николаевского муниципального района дотационный.
С целью исполнения решения Николаевского-на-Амуре городского суда от 26.12.2018 по делу № 2-980/2018, 23 июня 2020 Комитет направил МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений» предложения о внесении изменений в проект бюджетной сметы на 2021 год и просил предусмотреть статью расходов на проведение технической инвентаризации по изготовлению технических паспортов объектов недвижимости сетей теплоснабжения в размере 1 200 000 рублей для проведения торгов по выбору нового Подрядчика для заключения контракта на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимости – тепловые сети.
05.10.2020г. Комитет направил письмо в финансовое управление Администрации района о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на принятие мер к постановке на кадастровый и бесхозяйный учет тепловых сетей.Финансовое управление Администрации района в письме от 09.10.2020 представило ответ, что при выполнении доходной части бюджета городского поселения данный вопрос будет вынесен на Совет депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре». После заключения контракта на изготовление технических планов на сети теплоснабжения, Комитетом повторно будут направлены заявления в Росреестр для постановки на учет сетей теплоснабжения. Администрация района исполняла свои обязательства в установленный судом срок, а ненадлежащее исполнение Подрядчиком своих обязательств по контракту, не может свидетельствовать о бездействии со стороны Администрации района. Администрация района не может исполнить указанное решение суда по объективным причинам. Просят отменить постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Ищенко Ж.С. от 20.10.2020г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, освободить администрацию Николаевского муниципального района от уплаты исполнительского сбора.
Представитель администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по доверенности Ямникова А.И. в судебном заседании поддержала административные исковые требования, ссылаясь на основания, изложенные в заявлении, ссылаясь на то, что имеются аналогичные административные дела, по которым судом принято решение об уменьшении исполнительского сбора.
Заместитель начальника ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Ищенко Ж.С. в судебном заседании не согласилась с административным иском, указывая на то, что постановление является законным и обоснованным. Предоставила письменный отзыв, из которого следует, что исполнительное производство № 31391/19/27020 возбуждено 07.08.2019г., постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником. В п. 2 постановления установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником постановления о возбуждении. Пунктом 3 постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не представления доказательств того, что исполнение невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор. 16.08.2019г. в ОСП поступила информация от должника, что изготовление технических планов по ул. М. Горького. 68, протяженностью 45 м, не представляется возможным, так как тепловеы сети не подключены к тепловым сетям либо отсутствуют на местности. Изготовлены технические планы на остальные сети и комитетом по управлению имуществом проводится работа по постановке этих сетей на учет. В связи с тем. что решение не было исполнено, а также информация в адрес ОСП по Николаевскому району об исполнении решения суда или причинах неисполнения решения суда не поступала, 01.10.2019г. направлен запрос об исполнении решения суда. От должника поступил ответ от 10.10.2019г. о том. что комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района поданы заявления на сайте управления Росреестра по Хабаровскому краю. Была произведена оплата выполненных работ. 12.09.2019г. получено уведомление от Росреестра о возврате документов по причине несоответствия технических планов установленным требованиям.13.09.2029г. подрядчику направлено письмо о внесении изменений в технические планы. Ответа не поступило. После предоставления исправленных технических планов, комитетом будет проведена работа по постановке сетей теплоснабжения на кадастровый и бесхозяйный учет. 08.05.2020г. направлен запрос о предоставлении информации об исполнении решения суда. Ответ на запрос поступил 06.06.2020г. идентичный предоставленному ранее от 10.10.2019г. с указанием того, что сеть по ул. М.Горького, 68 отсутствует. О чем составлен акт. В связи с тем, что сети так и не были поставлены на учет, 20.10.2020г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Исполнительский сбор является первичной мерой привлечения должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа и должна побуждать должника к исполнению решения суда. При этом, в п. 78 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015г. № 50 отмечено, что должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены сразу после истечения срока для добровольного исполнения. Просят в удовлетворении заявления отказать.
Николаевский-на-Амуре городской прокурор в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО 07.08.2019г. года на основании исполнительного документа серии ФС № 018659760 возбуждено исполнительное производство № 31391/19/27020-ИП в отношении администрации Николаевского муниципального района об обязании принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения. Расположенных в г. Николаевск-на-Амуре
В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства от 07.08.2019г. должнику администрации Николаевского муниципального района установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
На запросы ОСП по Николаевскому району о предоставлении информации об исполнении решения суда от 01.10.2019г., 08.05.2020г. поступил ответ. Что постановка на учет сетей теплоснабжения как бесхозяйных невозможна из-за технических планов на сети, которые не соответствуют установленным требованиям.
20.10.2020г. заместителем начальника ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника администрации Николаевского муниципального района в связи с неисполнением исполнительного документа.
Согласно статье 2 Закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со статьей 4 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Согласно части 11 статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 указанной статьи, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 3 статьей 112 Закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации, и в размере 50000 рублей с организации по неимущественным требованиям.
Из вышеизложенного следует, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Поскольку должник администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края не исполнила в добровольном порядке требования, указанные в исполнительном документе в установленный в постановлении срок, то в соответствии со статьей 112 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан взыскать с должника исполнительский сбор.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 20.10.2020г. вынесено уполномоченным лицом - заместителем начальника ОСП по николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Ищенко Ж.С. Размер взысканного исполнительского сбора соответствует требованиям части 3 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве".
Исходя из положений части 6 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
В ходе рассмотрения дела судом, доказательств, которые могли бы служить основанием для освобождения администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от уплаты исполнительского сбора представлено не было, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований административного иска в части освобождения от исполнительского сбора..
Между тем, что в силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд считает возможным уменьшить сумму исполнительского сбора в соответствии с положениями ст. 112 Закона об исполнительном производстве.
Руководствуясь ст. ст. 177-180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска администрации Николаевского муниципального района к заместителю начальника ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Ищенко Ж.С., ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, отказать.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением заместителя начальника ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Ищенко Ж.С. от 20.10.2020г. с администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края на одну четверть от размера. Установленного в соответствии с частью 3 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», то есть на 12 500 (двенадцать тысяч пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда через Николаевский-на-Амуре городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 ноября 2020г.
Судья Ковадло О.Д.