Решение по делу № 2-768/2018 от 07.03.2018

Дело № 2-768/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2018 года

с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи

Самусенко Е.В.,

при секретарях

Степанян А.Ш.,

Вадзинска К.Р.,

с участием:

представителя истца Черняковой М.В. – Воробей Н.С., действующей на основании доверенности от 02.03.2016 года,

представителя ответчика Булыщенко В.И., действующего на основании доверенности от 30.12.2016 года,

представителей третьих лиц Тимофеева Е.В. – Дитятьевой Т.Е., действующей на основании доверенности от 21.06.2017 года,

представителя Котляр А.Н. – Погорелова А.В., действующего на основании доверенности от 18.04.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Черняковой М.В к Главному управлению лесами Челябинской области о восстановлении в Едином государственном реестре недвижимости сведений о государственном кадастровом учете земельного участка, признания права собственности на земельный участок, в границах ранее существовавшего земельного участка,

установил:

Чернякова М.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ лесами по Челябинской области, в котором просит снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым №, площадью 61090 кв.м., расположенный по АДРЕС; признать право собственности Черняковой М.В. на земельный участок 51000 кв.м., расположенный по АДРЕС, в границах земельного участка с кадастровым №, существовавших по состоянию на 10.12.2014 года (л.д. 5-6).

В обоснование исковых требований истцом указано на следующие обстоятельства. На основании Постановления Главы администрации Сосновского района Челябинской области от 28.06.1993 г. № 496 АОЗТ «Митрофановское» был выдан государственный акт ЧXIX № 8-00320 о предоставлении 12490 гектаров земель в коллективную собственность бесплатно. Постановлением главы администрации Сосновского района Челябинской области от 09.06.1994 года № 508 был утвержден список собственников земельных долей АОЗТ «Митрофановское». Согласно ст. 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 494-I «О земельной реформе» колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную собственность. Постановлением главы администрации Сосновского района Челябинской области от 09 июня 1994 года № 508 утвержден список собственников земельных долей АОЗТ «Митрофановское». Платонов П.Н. осуществил выдел участка в счет земельной доли из земель АОЗТ «Митрофановское» в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». 13.10.2012 года выделенный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового №, с отнесением к землям сельскохозяйственного назначения. Указанный земельный участок состоял из четырех обособленно расположенных контуров. 01.12.2012 года между Платоновым П.Н. и Черняковой М.В. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, право собственности Черняковой М.В. зарегистрировано 13.12.2012 года. Прокурор Сосновского района Челябинской области обратился в суд с иском к Платонову П.Н. и Черняковой М.В. о признании недействительным выдела земельного участка с кадастровым номером №, о признании недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, заключенный между Черняковой М.В. и Платоновым П.Н., о прекращении права собственности Черняковой М.В. на указанный земельный участок и истребовании из незаконного владения Черняковой М.В. земельного участка. Также ОАО «Челябинскгоргражданстрой» обратилось в суд с требованием к Черняковой М.В. о признании недействительным договора купли продажи земельного участка, признании отсутствующим права собственности Черняковой М.В. на земельный участок. Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 24.07.2014 года требования прокурора удовлетворены, требования ОАО «Челябинскгоргражданстрой» удовлетворены, признан недействительным выдел земельного участка с кадастровым номером №, признан недействительным договор купли-продажи земельного участка от 01.12.2012 года, исключена из ГКН запись о земельном участке, прекращено право собственности Черняковой М.В. на указанный земельный участок, земельный участок истребован из незаконного владения Черняковой М.В. Основанием для удовлетворения требований прокурора послужил вывод суда о том, что выделенный земельный участок образован из земель лесного фонда. Согласно сведениям публичной карты и ЕГРН на территории, частично совпадающей с территорией земельного участка с кадастровым номером № был сформирован и 09.02.2016 года поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым №, площадью 61090 кв.м., категория земель: земли лесного фонда, расположенный АДРЕС. На основании определения Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2017 года в ЕГРЮЛ были внесены сведения о ликвидации ОАО «Челябинскгоргражданстрой». Поскольку право собственности Черняковой М.В., ранее зарегистрированное на земельный участок сельскохозяйственного назначения, было прекращено на основании того, что данный земельный участок находится в границах лесничества, данный факт имел место до принятия и вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ, который определил правила установления принадлежности земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, истец просит признать в судебном порядке ее права собственности на принадлежавший ей земельный участок (л.д. 5-6).

В судебном заседании истец Чернякова М.В. не участвовала, извещена о судебном заседании надлежащим образом.

Представитель истца Воробей Н.С., действующая на основании доверенности от 02 марта 2016 года в судебном заседании участвовала, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ лесами по Челябинской области Булыщенко В.И., действующий на основании доверенности от 30.12.2016 года, в судебном заседании участвовал, возражал против удовлетворения исковых требований, представив письменный отзыв на исковое заявление.

Представители третьих лиц Тимофеева Е.В. - Дитятьева Т.Е., действующая на основании доверенности от 21.06.2017 года, Котляр А.Н.- Погорелов А.В., действующей на основании доверенности от 18.04.2018 года, в судебном заседании участвовали, возражали против удовлетворения исковых требований.

Третьи лица МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской области, Управление Росреестра по Челябинской области, ФГБУ «ФКП Росрееста» по Челябинской области в судебном заседании не участвовали, извещены о судебном заседании надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы сторон в судебном заседании, изучив доводы стороны ответчика, изложенные в письменном отзыве, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в силу ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В судебном заседании установлено, что Платонов П.Н., являясь собственником № долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения ОАЗТ «Митрофановское» произвел в 2012 году выдел и постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, площадью 51000 кв.м, расположенный по АДРЕС (л.д. 75-80).

Согласно проекту межевания земельных участков видно, что сформирован четырехконтурный земельный участок (л.д. 66-74).

Согласно договору купли-продажи от 01.12.2012 года Платонов П.Н. передал в собственность Черняковой М.В. за 80000 рублей указанный земельный участок с кадастровым № (л.д. 157 оборот -158).

Право собственности Черняковой М.В. зарегистрировано 13.12.2012 года.

Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 24.07.2014 года требования прокурора удовлетворены, требования ОАО «Челябинскгоргражданстрой» удовлетворены, признан недействительным выдел земельного участка с кадастровым номером №, признан недействительным договор купли-продажи земельного участка от 01.12.2012 года, исключена из ГКН запись о земельном участке, прекращено право собственности Черняковой М.В. на указанный земельный участок, земельный участок истребован из незаконного владения Черняковой М.В. Основанием принятия данного судебного акта явилось то обстоятельство, что выдел земельной доли был осуществлен за пределами земельного участка сельскохозяйственного назначения, переданного в коллективную совместную собственность АОЗТ «Митрофановское», на землях лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации.

Решение суда вступило в законную силу 10 октября 2014 года и в настоящее время исполнено, что следует из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым №, согласно которому объект недвижимости снят с кадастрового учета 18.11.2014 года (л.д. 33-36).

В обоснование исковых требований по настоящему иску Чернякова М.В. ссылается на п. 3 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ о 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции. Также указано на п. 5 ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной принадлежности земель», которым предусмотрено, что судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно статье 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года № 1-П).

Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий; границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством; лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения), а имущественные отношения, связанные, в частности, с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статьи 3, 6 и 8).

Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информации ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.

Для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» также было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Согласно п.3 ст. 5 Федерального закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Подпункт 3 пункта 6 ст. 5 устанавливает, что положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Как установлено судом, земельный участок № был образован из земельного участка, выделенного в счет земельной доли из общедолевых земель АОЗТ «Митрофановское», оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 2 статьи 260 ГК РФ земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Как указано в пункте 2 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным и Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункту 3 статьи 1 указанного Закона, основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения.

При рассмотрении гражданского дела по иску прокурора к Черняковой установлено, что из схемы расположения земельного участка с кадастровым № на растровой основе с отображением границ лесного фонда, видно, что многоконтурный земельный участок с кадастровым № полностью накладываются на границы земель лесного фонда по документам государственного фонда данных.

При исследовании и сравнении материалов лесоустройства (Плана, планшетов № 21 и № 22, таксационных описаний Кременкульского участкового лесничества Шершневского лесничества лесоустройства 2014-2015гг; плана, планшетов № 11 и № 12 и таксационных описаний Кременкульского лесничества Челябинского лесхоза лесоустройства 1998 г.; плана, планшета № 9 и таксационных описаний Кременкульского лесничества Челябинского мехлесхоза лесоустройства 1986 г.) с данными, взятыми из сведений, содержащихся в выписке из ЕГРН от 27.02.2018 г. на спорный земельный участок установлено, что данный земельный участок с кадастровым № полностью располагается на землях лесного фонда.

Кроме того, оценивая конфигурацию земельного участка №, суд приходит к выводу, что изначально не предполагалось его использование для сельскохозяйственного назначения, поскольку самая большая часть земельного участка (контур 3) была сформирована на землях, на которых расположенные объекты недвижимости (бывший пионерский лагерь «Сосновый бор»), либо части контуров сформированы из территорий покрытых лесом, возрастом от 50 до 130 лет, что изначально исключало отнесение земельного участка к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, суд приходит к выводу, что целевое использование земельного участка с кадастровым № для сельскохозяйственных нужд на территории защитных и на особо защитных участках леса без вырубки лесных насаждений является невозможным.

Оснований полагать, что Чернякова М.В. является добросовестным приобретателем не имеется, поскольку проявив должную осмотрительность и затребовав от продавца объяснений, в связи с чем участки сельскохозяйственного назначения расположены в лесном массиве, истребовав необходимую информацию от Главного управления лесами Челябинской области, могла убедиться в том, что участки налагаются на государственный лесной фонд

Конституционным Судом Российской Федерации в определениях № 1793-0 и № 1994-0 от 21 сентября 2017 года указано, что Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» принят для преодоления противоречивого толкования положений Лесного кодекса Российской Федерации в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, федеральный законодатель исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра, то есть у добросовестных приобретателей.

Поскольку истец Чернякова М.В. не является добросовестным приобретателем участков, отсутствуют основания для применения Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Черняковой М.В к Главному управлению лесами Челябинской области, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сосновский районный суд Челябинской области.

Председательствующий     <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>             РЎР°РјСѓСЃРµРЅРєРѕ Р•.Р’.     

2-768/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернякова М.В.
Ответчики
Главное управление лесами Челябинской области
Другие
Управление Росреестра по Челябинской области
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области
Воробей Н.С.
Котляр А.Н.
МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях
Тимофеев Е.В.
Суд
Сосновский районный суд Челябинской области
Дело на странице суда
sosn.chel.sudrf.ru
07.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2018Передача материалов судье
07.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2018Подготовка дела (собеседование)
28.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2018Судебное заседание
25.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Судебное заседание
13.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее