УИД 59RS0010-01-2023-000941-39
Дело № 2-683/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Барда 19 декабря 2023 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Махмудовой А.Р.
при секретаре судебного заседания Бигаевой Э.С.
с участием помощника прокурора Бардымского района Сидорова Т.А.,
представителя ответчика Апковой Э.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Бардымского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунального хозяйства Бардымского муниципального округа Пермского края, третье лицо администрация Бардымского муниципального округа Пермского края, о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Бардымского района Пермского края обратился в суд с вышеназванным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просит обязать Муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства Бардымского муниципального округа Пермского края (далее – МУП ЖКХ) организовать на официальном сайте предприятия http://2382231.mya5ru.ru личный кабинет пользователя, обеспечив возможность подачи в МУП ЖКХ заявлений и обращений в форме электронного документа, обеспечить возможность размещения на своем официальном сайте информации, предусмотренной ч.ч. 3, 4 ст. 157.2 ЖК РФ, п. 17(1) Правил № 354, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Бардымского района при проверке установлено, что у МУП ЖКХ как у ресурсоснабжающей организации, которая осуществляет водоснабжение и водоотведение на территории Бардымского муниципального округа, отсутствует официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что свидетельствует о неполноценном информировании неограниченного круга лиц о деятельности указанной организации по предоставлению коммунальных услуг, что ограничивает права граждан, а также субъектов малого и среднего предпринимательства на их получение.
По данному факту прокуратурой района директору МУП ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, нарушения законодательства, установленные в рамках проверки, в полной мере устранены не были.
Исходя из информации МУП ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ, МУП ЖКХ создан официальный сайт http://2382231.mya5ru.ru (далее – Сайт, Официальный сайт). Указанный сайт состоит из 4 разделов: «Главная» (содержит общую информацию о функционировании системы водоснабжения), «Раскрытие информации» (содержит информацию о тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения), «Информация» (содержит перечень документов при подключении к центральным сетям водоснабжения), «Контакты» (содержит контактные данные МУП ЖКХ). Какой-либо иной информации, указанный сайт не содержит. Сайт не обеспечивает установленную законодательством возможность подачи заявления о технологическом присоединении в электронной форме, принятие такого заявления, идентификатора и пароля, а также возможность получения заявителями сведений об основных этапах обработки заявлений в режиме реального времени без использования специального программного обеспечения. Также на официальном сайте МУП ЖКХ личный кабинет пользователя не организован, возможность предоставления заявления о подключении и документов к нему в форме электронного документа посредством официального сайта предприятия, в том числе посредством переадресации на ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» не обеспечена, что не соответствует Правилам №2130.
В судебном заседании помощник прокурора Сидоров Т.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУП ЖКХ Бардымского муниципального округа Пермского края Апкова Э.Х. исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации Бардымского муниципального округа в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, решение оставляет на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Согласно абз. 10 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу абз. 17 п. 2 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
В соответствии с ч. 3 ст. 157.2 ЖК РФ об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации. Уведомление, направленное по адресу лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, указанному в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, считается полученным лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, даже если оно фактически не находится по указанному адресу.
Согласно ч. 4 ст. 157.2 ЖК РФ одновременно с направлением предусмотренного частью 3 статьи 157.2 ЖК РФ уведомления ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами доводят соответствующее уведомление до сведения собственников помещений в многоквартирном доме путем его размещения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления. Данное уведомление размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ресурсоснабжающей организации и в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Исходя из положений п. 17(1) Правил № 354, не позднее 10 календарных дней до даты начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в случаях, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 17 настоящих Правил, ресурсоснабжающая организация доводит до сведения собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и на своем официальном сайте в сети Интернет следующую информацию: даты заключения и начала исполнения ресурсоснабжающей организацией договоров с ресурсоснабжающей организацией, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг; перечень сведений из числа указанных в абзацах восьмом - пятнадцатом пункта 6 настоящих Правил, которые собственникам жилых помещений в многоквартирном доме необходимо предоставить ресурсоснабжающей организации для расчета размера платы за коммунальную услугу; информация о сроках и способах внесения платы за коммунальную услугу, предоставляемую ресурсоснабжающей организацией, в том числе непосредственно в ресурсоснабжающую организацию без оплаты комиссии (для граждан); информация о сроках и способе передачи показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации; платежные реквизиты ресурсоснабжающей организации; информация об адресе (местонахождении) ресурсоснабжающей организации, а также адресах (местонахождении) ее филиалов (при наличии), контактных телефонах и адресах электронной почты (при наличии).
В случае принятия ресурсоснабжающей организацией решения о переносе срока, по истечении которого договор с ресурсоснабжающей организацией, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным, ресурсоснабжающая организация в срок, указанный в пункте 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, уведомляет путем размещения этого решения на своем официальном сайте в сети Интернет и в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства о принятом решении лицо, по инициативе которого было созвано общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, с доведением до данного лица информации, предусмотренной абз.абз. 3-8 пункта 17(1) Правил № 354 (п. 17(1) Правил № 354).
В соответствии с п. 1.5 разд. 8 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 (далее – Состав информации), адрес официального сайта ресурсоснабжающей организации в сети «Интернет» подлежит размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства ресурсоснабжающей организацией (ГИС ЖКХ).
Таким образом, исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм, в целях осуществления своих обязанностей по уведомлению потребителей коммунальных услуг об их предоставлении (прекращении их предоставления), предусмотренных ч.ч. 3, 4 ст. 157.2 ЖК РФ, п. 17(1) Правил № 354, ресурсоснабжающая организация должна иметь официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В силу положений п. 1.5 разд. 8 Состава информации, адрес указанного сайта подлежит размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства ресурсоснабжающей организацией.
Из письменных материалов дела следует, что прокуратурой Бардымского района при проверке установлено, что у МУП ЖКХ как у ресурсоснабжающей организации, которая осуществляет водоснабжение и водоотведение на территории Бардымского муниципального округа, отсутствует официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем 30 марта 2023 года заместителем прокурора Бардымского района в адрес главы Администрации Бардымского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. (л.д.21-24)
29 ноября 2023 года помощником прокурора Бардымского района осуществлен мониторинг официального сайта Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Бардымского муниципального округа Пермского края, в рамках которого установлено следующее, что в рамках устранения нарушений по представлению прокуратуры Бардымского района от 30.03.2023, МУП ЖКХ создан официальный сайт http://2382231.mya5ru.ru (далее Сайт, Официальный сайт). Указанный сайт состоит из 4 разделов: «Главная» (содержит общую информацию о функционировании системы водоснабжения), «Раскрытие информации» (содержит информацию о тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения), Информация» (содержит перечень документов при подключении к центральным сетям водоснабжения), «Контакты» (содержит контактные данные МУП ЖКХ). Какой-либо иной информации (в том числе, необходимость размещения которой предусмотрена приведенными выше положениями жилищного законодательства), указанный сайт не содержит. (л.д.13-20)
Из ответа и.о. директора МУП ЖКХ от 12 апреля 2023 года следует, что планирование мероприятий по созданию сайта «Интернет» на сегодняшний день не представляется возможным. Стоимость создания сайта с привлечением программиста начинает от 40 тысяч рублей, без учета периодических технических работ по обслуживанию сайта. В штате предприятия должность программиста отсутствует. Мероприятия по созданию указанного сайта запланированы до декабря 2023 года. За допущенное нарушение специалисту абонентского отдела Уразовой И.И. было вынесено замечание и доведена необходимость усиленного контроля по размещению информации в ГИС ЖКХ (л.д.25).
Из дополнительного ответа от ДД.ММ.ГГГГ на представление следует, что официальный сайт МУП ЖКХ «Бардымское» http://2382231.mya5ru.ru, так же имеется раздел на сайте Администрации муниципального округа о МУП ЖКХ «Бардымское» информация об организации и тарифах на холодное водоснабжение (деревни и села Бардымского округа) (л.д.29).
Таким образом, судом установлено, что МУП ЖКХ создан официальный сайт http://2382231.mya5ru.ru (далее – Сайт, Официальный сайт). Указанный сайт состоит из 4 разделов: «Главная» (содержит общую информацию о функционировании системы водоснабжения), «Раскрытие информации» (содержит информацию о тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения), «Информация» (содержит перечень документов при подключении к центральным сетям водоснабжения), «Контакты» (содержит контактные данные МУП ЖКХ). Какой-либо иной информации (в том числе, необходимость размещения которой предусмотрена приведенными выше положениями жилищного законодательства), указанный сайт не содержит.
В соответствии с ч. 1 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно ч. 1 ст. 52.1 Градостроительного кодекса РФ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, с учетом особенностей, предусмотренный указанной статьей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее по тексту – Правила №2130).
Из пункта 23 Правил № 2130 следует, что основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявления о подключении в случаях, определенных указанным пунктом Правил.
В соответствии с пунктом 29 Правил № 2130, заявление о подключении и документы, предусмотренные пунктами 26 и 27 Правил, представляются на бумажном носителе или в форме электронного документа посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал) или официального сайта исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе посредством переадресации на единый портал.
Если получение заявления и документов в форме электронного документа осуществляется исполнителем посредством официального сайта исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на указанном сайте исполнителя. При этом исполнитель обязан обеспечить принятие в форме электронного документа заявления и документов заявителей, в том числе возможность бесплатного получения заявителями идентификатора и пароля, а также (за исключением случая переадресации на единый портал) возможность получения заявителями сведений об основных этапах обработки заявлений в режиме реального времени без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с заявителя платы, без использования специальных аппаратных средств.
Таким образом, при исследовании официального сайта МУП ЖКХ установлено, что данный сайт не обеспечивает установленную приведенными выше положениями законодательства возможность подачи заявления о технологическом присоединении в электронной форме, принятие такого заявления, идентификатора и пароля, а также возможность получения заявителями сведений об основных этапах обработки заявлений в режиме реального времени без использования специального программного обеспечения. На официальном сайте МУП ЖКХ личный кабинет пользователя не организован, возможность предоставления заявления о подключении и документов к нему в форме электронного документа посредством официального сайта предприятия, в том числе посредством переадресации на ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» не обеспечена, что не соответствует положениям Правил №2130. Отсутствие такой возможности свидетельствует о том, что МУП ЖКХ не обеспечивается право граждан на подачу обращения в электронной форме в организацию, выполняющую публично-значимые функции, вытекающее из положений п.1 ст.4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Представителю ответчика разъяснены последствия признания иска в соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ, которые ей понятны. Полномочия представителя на признание исковых требований соответствует ее доверенности.
В соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание заявленных требований истца представителем ответчика. Признание заявленных требований не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы сторон и других лиц.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, собранные по делу доказательства, проанализировав их в совокупности с вышеизложенными нормами права, учитывая признание иска представителем ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме.
Требуемый прокурором срок, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Бардымского района Пермского края удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства Бардымского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1025902116910, ИНН 5930000017) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать на официальном сайте предприятия http://2382231.mya5ru.ru личный кабинет пользователя, обеспечив возможность подачи в МУП ЖКХ заявлений и обращений в форме электронного документа, обеспечить возможность размещения на своем официальном сайте информации, предусмотренной ч.ч. 3, 4 ст. 157.2 ЖК РФ, п. 17(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунального хозяйства Бардымского муниципального округа Пермского края в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Бардымский районный суд Пермского края и прокурору Бардымского района Пермского края об исполнении решения суда.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья : А.Р. Махмудова