№ 2а-3487/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 декабря 2018 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кукленко С.В., при секретаре судебного заседания Закарян С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Криволапова В.Д., Колтунчик И.С., Лихотина В.И. к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об обязании отменить решение о приостановлении государственной регистрации,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы обратились в суд с иском к административному ответчику с настоящими требованиями, обосновывая их следующим. С 2014 года истцы предполагают неудачные попытки зарегистрировать право собственности на принадлежащие им гаражные строения. Истцами получены уведомления административного ответчика от 19.10.2018 о приостановке осуществления государственной регистрации права собственности на гаражные строения, расположенные по адресу: <адрес> метров южнее дома № №. Административные истцы полагают что права собственности на указанные гаражные строения возникли у них на основании следующего. С момента издания Приказа № 324 от 07.09.1972 командира в/ч 42079 – отдельного батальона авиационного и технического обеспечения (ОБАТО), учет собственников и гаражей, расположенных по выше указанному адресу, а также регистрация смены собственников осуществлялись в соответствии с действующими на тот период государственными нормативными актами СССР и РФ, Приказами Министерства обороны страны. До 1977 года названные функции осуществлялись командованием ОБАТО. Начиная с 1977 года в соответствии с Приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 № 75 «О введение в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота» на Батайскую квартирно-эксплуатационную часть (КЭЧ) возложены обязанности вести учет и паспортизацию всех сооружений и объектов, размещенных в границах военного городка № 1 г. Батайска. Во исполнение Приказа Министерства обороны СССР от 22.02.1977 № 75 и соответствующих распоряжений начальника Батайского гарнизона, Батайской КЭЧ составлялись, корректировались в силу законных оснований и хранились списки собственников гаражей, размещенных на территории Батайского гарнизона, в том числе и списки собственников гаражей, размещенных в секторе № 312 Авиагородка. В ходе реорганизации (ликвидации) Батайской КЭЧ в 2010 году списки собственников гаражей не были переданы в ФГКУ СКТУ – организации присоединившей Батайскую КЭЧ. В 2014 году истцам, со слов бывших служащих Батайской КЭЧ стало известно, что списки собственников гаражей, по устному распоряжению начальника Батайской КЭЧ были сожжены и истцы приняли решение о восстановлении указанных списков, технической и кадастровой документации. Истцы оформили кадастровые паспорта и технически планы зданий гаражей №№ 8, 15, 24. Поскольку земельный надел, на территории которого дислоцированы принадлежащие истцам гаражи не находился под юрисдикцией муниципального образования г. Батайск, истцы без участия представителей административных структур провели необходимые технические, геодезические и другие работы на указанном земельном участке. При этом, служащие БТИ г. Батайска отказались выполнять подряд по осуществлению вышеназванных технических и кадастровых работ. Позднее была организована инвентаризационная комиссия с участием представителей в/ч №, произведены необходимые работы по восстановлению утраченных списков собственников гаражей сектора № 312 Авиагородка, данные списки были представлены на утверждение старшему военного городка № 1 г. Батайска – командиру в/ч №. По мнению истцов, к середине 2015 года, они располагали необходимым пакетом документов, позволяющим идентифицировать принадлежащие им гаражи. Но административный ответчик неоднократно отказывал в регистрации права собственности истцов на данные гаражи. С данными отказами и решением о приостановке регистрации от 19.10.2018 истцы не согласны. Так возводимые в 60-х 70-х годах прошлого столетия за счет военнослужащих и членов их семей гаражи на территории Авиагородка строились по периметру военного городка г. Батайска, образуя изгородь вокруг места дислокации воинских частей. Такой подход позволял экономить государственные средства, направляемые на обеспечение пропускного режима доступа к закрытым территориям. В уведомлении о простановке государственной регистрации от 19.10.2018 государственный регистратор указывает на отсутствие сведений о гаражах в архивах БТИ г. Батайска, ссылается на незаконность приказа командира в/ч № от 07.09.1972 на основании того, что в пределах компетенции командира в/ч 42079 не входило издание приказов по распоряжению недвижимым имуществом и земельными участками, находящимися в ведении Министерства обороны СССР, в том числе и издание приказа от 07.09.1972 № 342 «О земельном наделе под строительство гаражей (сараев) для нужд военнослужащих и членов их семей», что противоречит по мнению истцов положениям п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ. Однако, Приказом № 342 от 07.09.1972 командира в/ч № установлено назначение и порядок пользования земельным наделом в границах земельного участка, выделенного для нужд в/ч №. Также истцы полагают, что административный ответчик должен был указать каким образом должен был действовать командир в/ч 42079 чтобы издание приказа № 342 соответствовало нормам действующего в то время законодательства. Решением № 158 Батайского городского совета депутатов трудящихся от 17.03.1966 именно войсковой части 42079 выдан государственный акт на бессрочное пользование землей, общей площадью 1105 га., т.е. командир в/ч не только был правомочен устанавливать порядок пользования земельным участком, но и обязан был осуществлять такого рода руководство. Таким образом, истцы являются законными собственниками гаражных строений. Криволапов В.Д. является собственником гаража № 15 с момента его возведения; Колтунчик И.С. является собственником гаража № 8 с 12.02.1991 в связи с фактом дарения предыдущим собственником – ее отцом Колтунчик С.П., Лихотин В.И. 16.07.1993 купил гараж № № у ТСН., о чем в хронологическом порядке были произведены записи в книге учета гаражных строений и собственников гаражей служащими Батайской КЭЧ.
На основании изложенного просят признать незаконными решения административного ответчика о приостановке государственной регистрации права истцов и обязать административного ответчика зарегистрировать права собственности истцов на спорные гаражные строения.
В судебное заседание явились административные истцы Лихотин В.И. и Колтунчик И.С., исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Административный истец Криволапов В.Д., надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В материалы административного дела представлено ходатайство административного истца о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие Криволапова В.Д. в порядке ст.ст. 150, 226 КАС РФ.
Представитель административного ответчика - Музыков Д.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, поддержал доводы письменных возражений, приобщенных к материалам административного дела.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров».
Как установлено судом, 09.10.2018 административные истцы обратились к административному ответчику с заявлениями о государственной регистрации права собственности на нежилые строения (гаражи) № № с кадастровыми номерами №; №; №, расположенные по адресу: <адрес> метров южнее жилого дома по адресу: <адрес>.
В качестве правоустанавливающих документов были представлены: приказ командира войсковой части 42079 от 07.09.1972 № 342; список владельцев гаражей в секторе 312 военного городка № 1 (ВГ 1) г. Батайска от 10.06.2015; квитанции по оплате государственной пошлины.
19.10.2018 административный ответчик направил истцам Уведомления о приостановлении государственной регистрации.
На основании ст. 29 Закона о регистрации, государственный регистратор провел правовую экспертизу представленных административными истцами документов.
При этом, в ходе правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию права документов, было установлено, что приказ командира в/ч № от 07.09.1972 № 342 «О земельном наделе под строительство гаражей (сараев) для нужд военнослужащих и членов их семей» был издан в нарушение действующего на тот момент законодательства и не может служить основанием для государственной регистрации на построенные гаражи и административным истцам предложено представить документы, свидетельствующие о возникновении прав на указанные нежилые здания.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу положений статей 14 и 15 Закона о регистрации, государственная регистрация прав носит заявительный характер и производится на основании заявления уполномоченного лица и предоставления необходимых документов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе проверка отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированным правом.
Согласно ст. 14 Закона, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются:
1). Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2). Договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3). Акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации;
4). Свидетельства о праве на наследство;
5). Вступившие в законную силу судебные акты;
6). Акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7). Межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии со ст. 8.1 ГК РФ, государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о государственной регистрации прав, последняя включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований
Для приостановления государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственной регистрации права.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, было установлено, что истцы обращались в 2015 и 2016 годах с заявлениями за государственной регистрацией прав на указанный выше объекты. В результате рассмотрения представленных документов государственным регистратором были приняты решения об отказе в государственной регистрации прав в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для проведения такой регистрации.
Представленные вновь документы не позволяют осуществить государственную регистрацию прав.
Так согласно Приказу произведен отвод земельного надела под строительство гаражей (сараев) для нужд военнослужащих и членов их семей, воинских формирований, дислоцированных на территории военного городка 1 в г. Батайске, общей площадью 9350 кв.м. Также Приказом установлены границы земельного надела и разрешено строительство капитальных гаражей за счет собственных средств, а также приняты в эксплуатацию и утвержден акт приема в эксплуатацию гаражных строений, а земельные участки, находящиеся под гаражными строениями, переданы владельцам гаражей в бесплатное и бессрочное пользование.
Между тем, согласно сведений МП БТИ г. Батайска, регистрация права собственности истцов на нежилые здания, не проводилась. Соответственно, заявленное истцами право не может считаться ранее возникшим правом, возникшим до введения в действие Закона о регистрации.
Согласно сведениям ЕГРН, заявленное на государственную регистрацию права собственности нежилое здание расположено на земельном участке №, который в настоящее время принадлежит муниципальному образованию «Город Батайск» на основании Приказа Министерства обороны РФ № 1044 от 14.12.2016 и Передаточного акта объектов недвижимого имущества №.
Согласно ст. 105 ГК РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 11.06.1964, в личной собственности граждан могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения.
Положения ст. 2 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» устанавливают, что право собственности в РСФСР возникает в порядке и на условиях, предусмотренными законодательными актами РСФСР.
Имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).
В соответствии со ст. 10 Закона о собственности, в собственности гражданина могут находиться, в том числе, гаражи.
Обязательность проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество была введена Гражданским Кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
До введения в действие Закона о регистрации, регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляли бюро технической инвентаризации. Поскольку в соответствии с ответом БТИ г. Батайска, регистрация прав истцов на спорные гаражные строения не осуществлялась, государственная регистрация права собственности на заявленные объекты недвижимости должна проводиться по общим правилам, установленным Законом о регистрации.
Порядок государственной регистрации права собственности на созданный (построенный) объект недвижимости установлен ч. 10 ст. 40 Закона о регистрации, в соответствии с которой право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Первоначально земельный участок, ан котором расположены спорные гаражные строения, был предоставлен воинской части № №.
Истцы ссылаются на тот факт, что их права были зарегистрированы Батайской КЭЧ.
В соответствии с п. 48 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота, введенного в действие приказом Министерства обороны СССР от 22.04.1965 № 100, земельные участки, отведенные Министерству обороны СССР, должны использоваться воинскими частями по тому назначению, для которого они были отведены. Использование этих участков для других целей может иметь место лишь в порядке переоформления отвода.
Как следует и пунктов 49, 50 Положения, ходатайства об отводе земельных участков Министерству обороны СССР представляются в Советы Министров союзных и автономных республик, в краевые и областные исполкомы Советов депутатов трудящихся: командующими войсками военных округов – по всем объектам окружного подчинения; заместителем Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск – по объектам центрального подчинения.
Другим должностным лицам, кроме вышепоименованных, возбуждать ходатайства об отводе земель для нужд Министерства обороны СССР запрещается.
Ходатайства об отводе земельных участков для нужд Министерства обороны СССО возбуждаются на основании соответствующих постановлений Правительства СССР или директив Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, устанавливающих объем строительства и место дислокации объектов Министерства обороны СССР, требующих отвода земельных участков.
Ходатайства об отводе земельных участков для строительства отдельных зданий и сооружений возбуждается лицами, поименованными в статье 49 Положения, без соответствующих решений Правительства СССР и директив Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.
Административным ответчиком был направлен запрос в ФГКУ «Северо-Кавказское ТИО» Министерства обороны России.
Согласно полученному ответу, в пределах компетенции командира войсковой части № не входило издание приказов по распоряжению недвижимым имуществом и земельными участками, находящимися в ведении Министерства обороны СССР, в том числе издание приказа от 07.09.1972 № 342 «О земельном наделе под строительство гаражей (сараев) для нужд военнослужащих и членов их семей».
Положениями действующего законодательства также не предусмотрено распоряжение земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в ведении Министерства обороны России, на основании актов, изданных командирами воинских частей.
Согласно пункту 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Рассмотрев представленные истцами, 19.10.2018 было вынесено Уведомление о приостановлении осуществления государственной регистрации права на три месяца.
Истцы полагают, что ссылка административного ответчика на письмо (ответ) ФГКУ «Северо-Кавказское ТИО» является незаконным, в связи с тем, что по их мнению, действия командира в/с 42079 по изданию Приказа от 07.09.1972 № 342 являются законными и обоснованными в соответствии с полномочиями, возложенными на командира войсковой части.
Также истцы указывают на Список владельцев гаражей, размещенных в секторе 312 Военного городка г. Батайска, утвержденный старшим военного городка командиром в/ч № от 10.06.2015.
Суд не может принять данные доводы, поскольку довод о полномочиях командира в/ч № основан на неверном толковании норма права, как действующих в период 70-х годов прошлого столетия, так и законодательства, действующего в настоящее время.
Указанный выше Список, повторяющий список, который имелся в распоряжении Батайской КЭЧ (как указывают истцы) составлен со слов владельцев гаражных строений на 2015 год. При этом, как пояснял в судебном заседании административный истец Лихотин В.И., при составлении списка комиссия руководствовалась пояснениями соседей по гаражным строениям, без учета смены владельцев, установления даты начала владения.
Как поясняла в судебном заседании административный истец Колтунчик И.С., она владеет гаражом с 1991 года, когда ее отец подарил ей данный гараж, между тем документов, подтверждающих право собственности ее истца суду не представлено как не представлен и договор дарения указанного недвижимого имущества.
Лихотин В.И. в качестве документа, подтверждающего право собственности на гараж представил договор купли-продажи от 16.07.1993, заключенный с ТСН., однако документы, подтверждающие право собственности на данный гараж ТСН., не представлены. При этом, из указанного договора купли-продажи невозможно идентифицировать объект недвижимости.
Криволапов В.Д. не представил никаких документов, кроме документов, поданных на государственную регистрацию права.
Технический план здания и кадастровый паспорт строения не являются документами, подтверждающими право собственности истцов на указанные объекты недвижимости.
Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение положений указанной статьи, административными истцами не представлено доказательств в обоснование довода о наличии документов, подтверждающих их права собственности на гаражные строения.
Согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О государственной регистрации недвижимости», Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Как следует из ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, регистрирующий орган, в данном случае административный ответчик, не наделен полномочиями установления законности строительства, спорных гаражей, а также о возможности признания за истцами права собственности на данные строения в связи с приобретательной давностью, является не состоятельной.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
С учетом изложенных выше норм права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.