Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 августа 2020 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,
при секретаре Цыреновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Дуань Лихуэй к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконным заключения об аннулировании вида на жительство,
у с т а н о в и л:
Обращаясь в суд, гражданин Дуань Лихуэй просит признать решение, изложенное в заключении МВД по Республике Бурятия ... от 20.05.2019года, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы истца, обязать ответчика устранить нарушения прав и свобод истца путем восстановления аннулированного 20.05.2019года вида на жительство на территории Российской Федерации Дуань Лихуэй.
Истец Дуань Лихуэй просил рассмотреть дело в его отсутствии.
В судебном заседании его представитель по доверенности Луньков В.В. исковые требования поддержал в полном объеме и суду пояснил, что оспариваемое решение ответчика об аннулировании вида на жительство незаконно, поскольку истец к уголовной ответственности не привлекался и не был осужден по ст. 280 и 280.1 УК РФ. Таким образом, истец не осуществлял действий указанных в п.п.1 пункта 1 статьи Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Щетинин Б.В. возражал против удовлетворения иска и суду пояснил, что решение принято на основании сообщения УФСБ по РБ- компетентного органа в области обеспечения безопасности государства. Просит в иске отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что решением МВД по Республике Бурятия от 24.01.2019года гражданину Дуань Лихуэй выдан вид на жительство в Российской Федерации до 24.01.2024года.
Решением МВД по Республике Бурятия ... от 20.05.2019года гражданину Дуань Лихуэй аннулирован вид на жительство на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Основанием для принятия решения поступило сообщение из УФСБ России по Республике Бурятия о наличии обстоятельств, которые могут повлечь аннулирование ранее выданного вида на жительство истца на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» - выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.
Проверяя довод стороны истца о незаконности данного решения, суд пришел к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В соответствии с часть 1 статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.
Судом установлено, что поступившая информация из УФСБ России по Республике Бурятия в отношении административного истца послужила основанием для принятия оспариваемого решения об аннулировании ранее выданного вида на жительство на основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 9 Закона N 115-ФЗ.
Правовой статус и назначение Федеральной службы безопасности Российской Федерации определены Федеральным законом от 03 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", которым служба отнесена к федеральному органу исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, борьбы с преступностью, разведывательной деятельности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, обеспечивающему информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующему основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующему контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
В соответствии с пунктом "р" статьи 12 Федерального закона от 03 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" органы федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм право оценки деятельности иностранных граждан, а также лиц без гражданства, как представляющей угрозу безопасности государства или гражданам Российской Федерации, отнесено к полномочиям государственных органов обеспечения безопасности, в частности Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Поскольку в адрес административного ответчика поступило сообщение УФСБ России по Республике Бурятия, т.е. от компетентного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации, отсутствуют основания для признания оспариваемого решения незаконным.
Судом не установлено оснований для привлечения к участию в деле УФСБ России по Республике Бурятия как заинтересованного лица, поскольку их права и обязанности не могут быть затронуты при разрешении административного дела. При этом в рамках рассмотрения настоящего дела суд не вправе давать оценку и осуществлять проверку целесообразности решения УФСБ России по Республике Бурятия о наличии обстоятельств для аннулирования вида на жительство.
Судом не принимается довод стороны истца о том, что Дуань Лихуэй к уголовной ответственности не привлекался и не был осужден по ст. 280 и 280.1 УК РФ, потому, что закон не связывает аннулирование вида на жительство только с наличием факта привлечения к уголовной ответственности иностранного гражданина или его осуждением.
Согласно статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод признают допустимым право государства ограничивать права и свободы граждан, в том числе иностранных, если вмешательство со стороны публичных властей необходимо в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения МВД по Республике Бурятия от 20.05.2019года, поскольку оно принято в пределах предоставленных полномочий, на основании заключения компетентного органа о наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренного действующим законодательством.
Кроме того, суд также учитывает, что какие-либо ограничения именно оспариваемым решением об аннулировании вида на жительство не установлены, на административного истца не возложена какая-либо обязанность, и оно не препятствует его пребыванию на территории Российской Федерации на иных законных основаниях.
Исходя из совокупности установленных обстоятельств, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Дуань Лихуэй к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконным заключения об аннулировании вида на жительство оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья: Т.В.Цыбикдоржиева