Дело № 2-670/2024
29RS0010-01-2024-001232-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2024 г. г. Коряжма
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Евграфовой М.В.,
при секретаре Большаковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Коряжмы в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма» об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Коряжмы обратился в Коряжемский городской суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать и провести обустройство тротуаров на участке автомобильной дороги <адрес>; организовать и провести ремонтные работы и привести асфальтобетонное покрытие на автомобильных дорогах по <данные изъяты> и проезде от торгового центра «Парма» до <данные изъяты> в г. Коряжме Архангельской области в соответствие с требованиями законодательства; организовать и провести нанесение линий дорожной горизонтальной разметки 1.14.1 «зебра» по <адрес> (дома №); организовать и провести централизованное освещение проезда от перекрестка <адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, допущенные ответчиком, обязать устранить которые и просит прокурор.
Старший помощник прокурора г. Коряжмы Жубрёв Д.В. в судебном заседании заявленные требования просил удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Федяев Д.Н., действующий на основании доверенности не возражал относительно удовлетворения заявленных прокурором требований.
Заслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ст. 210 ГК РФ и ч. 1 ст. 215 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, а также физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В силу статей 17 и 18 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Таким образом, федеральный законодатель, определяя задачи, принципы и основные направления обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, наделил органы местного самоуправления полномочиями по проведению мероприятий в области организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно уставу ответчика к ведению администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма» относится в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Коряжма» и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Автомобильные дороги по <адрес> являются автомобильными дорогами местного значения.
Прокурором г. Коряжмы при проведении проверки содержания органом местного самоуправления автодорог местного значения выявлены недостатки, а именно:
В нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, которым предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3, а также п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 11.6 (таблица 11.3 и таблица 11.4) СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СниП 2.07.01-89* (с Изменениями №, 2) на автомобильных дорогах общего пользования местного значения с асфальтобетонным покрытием, при наличии жилой застройки отсутствуют тротуары по следующим адресам:
участок автомобильной дороги <адрес>;
проезд от торгового центра «Парма» до <адрес>.
Вопреки п. 5.2.4 (таблица 5.3) ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», на проезжей части автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием по проезду от торгового центра «Парма» до <адрес> имеются отдельные дефекты, размеры которых превышают предельно допустимые параметры и имеют выбоины (у дома № по <адрес>) длиной 40 см, шириной 25 см, глубиной 6 см; а также выбоины длиной 30 см, шириной 15 см, глубиной 6 см.
На проезжей части автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием по <адрес> имеются отдельные дефекты, размеры которых превышают предельно допустимые параметры и имеют выбоины (<адрес>) длиной 40 см, шириной 25 см, глубиной 6 см; (<адрес>) длиной 30 см, шириной 15 см, глубиной 6 см.
В нарушение требований п.п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и в нарушение требований п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», отсутствуют линии дорожной горизонтальной разметки 1.14.1 «зебра» по <адрес> у домов: №.
/
Кроме того, в прокуратуру города поступило обращения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный) у которого на рассмотрении заходится жалоба <данные изъяты> в том числе по вопросу организации централизованного освещения <адрес>.
Генеральный план городского округа утвержден постановлением Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Согласно Генеральному плану проезд от <адрес> включен в улично-дорожную сеть городского округа. Из полученного ответа администрации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что централизованное освещение проезда от перекрестка <адрес> в настоящее не организовано.
Выявленные нарушения препятствуют исполнению целей и задач, установленных национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
По результатам проверки прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы городского округа Архангельской области «Город Коряжма» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Стороной ответчика факт нарушения вышеуказанных требований законодательства не оспаривается, наличие данных нарушений подтверждается письменными доказательствами, сомнений у суда не вызывает.
Ненадлежащее содержание автомобильных дорог нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе, ввиду повышения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым.
Учитывая содержание вышеприведенных требований материального права и установленные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого должны быть устранены допущенные лицом нарушения, суд учитывает дату вынесения решения, комплекс мероприятий для организации данных работ, и полагает необходимым установить срок устранения выявленных нарушений закона в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который является достаточным для устранения выявленных нарушений с учетом объема работ, доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора г. Коряжмы в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Архангельской области «Город Коряжма» (ИНН 2905001879) об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Архангельской области «Город Коряжма» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения:
- организовать и провести обустройство тротуаров на участке автомобильной дороги <адрес>;
- организовать и провести ремонтные работы и привести асфальтобетонное покрытие на автомобильных дорогах по <адрес> в соответствие с требованиями законодательства;
- организовать и провести нанесение линий дорожной горизонтальной разметки 1.14.1 «зебра» по <адрес> (дома №);
- организовать и провести централизованное освещение проезда от перекрестка <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционных жалобы или представления через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.В.Евграфова
Решение суда в окончательной форме принято 24.06.2024.