№ 2-300/2022
91RS0011-01-2021-004278-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2022 года пгт. Красногвардейское
Красногвардейский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего: судьи - Пикулы К.В.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем - Андриевской А.И.,
помощником - Денисовой А.В.,
с участием
представителя истца - Гукасян Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сыч И.М. к администрации Амурского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
о признании права собственности,-
У С Т А Н О В И Л :
Сыч И.М. обратился с настоящим иском, в котором просит признать право собственности на земельный участок, площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
Исковое заявление мотивировано тем, что решением исполнительного комитета Амурского сельского Совета народных депутатов <адрес> Республики Крым от 28 октября 1993 года «О выделении земельного участка и разрешении строительства индивидуального жилого дома» истцу предоставлен земельный участок в размере 1200 кв.м в <адрес>.
Решением Амурского сельского совета Красногвардейского района АР Крым от 03 августа 2012 года № истцу разрешено производство работ по разработке проекта землеустройства по передаче бесплатно в собственность спорного земельного участка.
Постановлением администрации Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым от 19 октября 2016 года №170 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Амурского сельского поселения, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
С целью завершения процедуры оформления права собственности на спорный земельный участок, истец обратился с соответствующим заявлением к ответчику, однако получил отказ, мотивированный тем, что решение Амурского сельского совета от 03 августа 2012 года было ограничено сроком его реализации (пункт 5 решения), после истечения которого утратило юридическую силу и не может служить основанием для завершения процедуры оформления земельного участка в собственность.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 29 апреля 2021 года №2-499/2021 пункт 5 решения Амурского сельского совета Красногвардейского района АР Крым от 03 августа 2012 года №264/ХХII «О разрешении производства работ по передаче бесплатно в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома гражданину Украины Сыч И.М.» признан незаконным и отменен.
Обратившись с новым заявлением в порядке оформления права на землю, истец получил отказ администрации Амурского сельского поселения в завершении данной процедуры, мотивированный пропуском срока, предусмотренного ч.7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Администрация Амурского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым представила письменные возражения относительно заявленных требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, настаивая на их удовлетворении в полном объеме по мотивам, изложенным в иске.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного слушания, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 195 ГПК Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы судом, то есть представлены сторонами.
Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации) суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Амурского сельского Совета народных депутатов Красногвардейского района Республики Крым от 28 октября 1993 года «О выделении земельного участка и разрешении строительства индивидуального жилого дома гр. Сыч И.М.» Сыч И.М. выделен земельный участок размером 0,12 га в <адрес>, № (л.д. 12).
На дату принятия указанного решения земельные отношения регулировались Земельным кодексом Украины (далее – ЗК Украины).
Вопросы передачи земель в собственность были урегулированы главой 2 ЗК Украины.
Так, в соответствии с положениями статей 17, 22, 23 ЗК Российской Федерации передача земельных участков в частную собственность производилась Советами народных депутатов, на территории которых располагались земельные участки. Право собственности на землю возникало после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения государственного акта, удостоверяющего это право.
С учетом приведенного нормативного регулирования вопросов приобретения частной собственности на землю, отсутствия доказательств изготовления проектной документации на земельный участок и получения государственного акта, суд приходит к выводу о том, что истец не приобрел право собственности на спорный земельный участком на основании решения исполнительного комитета Амурского сельского Совета народных депутатов Красногвардейского района Республики Крым от 28 октября 1993 года.
Решением ХХII сессии VI созыва Амурского сельского совета <адрес> АР Крым от 03 августа 2012 года № «О разрешении производства работ по передаче бесплатно в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома гражданину Украины Сыч И.М.» истцу дано разрешение на производство работ по разработке проекта землеустройства по передаче бесплатно в собственность земельного участка площадью 0,12 га для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Пунктом 5 решения срок действия разрешения был ограничен одним годом (л.д. 13).
В сроки, установленные пунктом 5 решения Амурского сельского совета от 03 августа 2012 года №264/ХХII, решение реализовано не было.
В силу сложившихся геополитических обстоятельств на территории Республики Крым произошло изменение порядка государственного устройства.
18 марта 2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов.
Вопросы интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, социальную и правовую системы Российской Федерации были урегулированы положениями Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон).
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым определены положениями Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с частью 7 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 года.
Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден постановлением Совета Министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313 (далее – Порядок переоформления прав).
Процедура предоставления земельного участка в порядке завершения оформления или переоформления прав предусматривает заявительный характер, регламентированный пунктами 5-7 Порядка переоформления прав.
С заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Сыч И.М. обратился в администрацию Амурского сельского совета <адрес> (л.д. 40).
Письмом администрации Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым от 20 ноября 2020 года № истцу отказано в предоставлении бесплатно в собственность спорного земельного участка. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что на момент подачи заявления решение ХХII сессии VI созыва Амурского сельского совета <адрес> АР Крым от 03 августа 2012 года №264/ХХII утратило юридическую силу.
05 февраля 2021 года Сыч И.М. обратился в Красногвардейский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к администрации Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании права на завершение оформления права собственности на земельный участок. В дальнейшем истец уточнил требования на признание незаконным и отмену пункта 5 решения Амурского сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении производства работ по передаче бесплатно в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома гражданину Украины Сыч И.М.».
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 29 апреля 2021 года №2-499/2021 исковые требования удовлетворены.
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, которое администрацией Амурского сельского поселения было оставлено без рассмотрения, как поступившее после наступления пресекательного срока, установленного частью 7 статьи 13 Закона Республики Крым №38-ЗРК.
При таком положении вещей, суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок обращения с заявлением о завершении процедуры оформления прав на землю на основании решения Амурского сельского совета <адрес> АР Крым от 03 августа 2012 года №. При этом заявление, поданное истцом 18 ноября 2020 года, было основано на недействующем решении Амурского сельского совета и вынесенный органом местного самоуправления отказ в предоставлении земельного участка в собственность в судебном порядке не оспорен и не признан незаконным, в силу чего такое заявление не может служить основанием для признания права собственности истца на земельный участок.
С учетом изложенного, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу, что требования истца подлежат отклонению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, -
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Сыч И.М. о признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Пикула
Мотивированное решение
изготовлено 16 февраля 2022 года