РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2017 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Косточкиной А.В.,
с участием прокурора Костенко И.А.,
при секретаре Крастылевой Е.Л.,
при участии:
представителя административного истца – Гущенко С.Ю.,
представителей административного ответчика Вороновой Е.И. и Мезенцева П.А.,
представителя заинтересованного лица ООО «АнгарскАвтоКом» - Васильевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-5955/2017 по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна 1951» к администрации Ангарского городского округа о признании нормативного правового акта недействующим,
УСТАНОВИЛ:
В суд с административным иском обратилось ООО «Автоколонна 1951», заявив требования о признании недействующим муниципального нормативно-правового акта. В обоснование требований указало, что ** администрацией Ангарского городского округа принято постановление №-па «О внесении изменений в постановление Ангарского городского округа от ** №-па». ** постановление размещено на официальном сайте администрации Ангарского городского округа. Полагает, что указанный нормативный акт противоречит нормам гражданского законодательства, а именно, Федеральному закону от ** №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральному закону от ** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Считает, что издание оспариваемого постановления ограничивает экономические права административного истца в праве самостоятельно участвовать, как юридическое лицо, в конкурсе на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Ангарского городского округа. Кроме этого, постановление, вопреки требованиям закона, не предусматривает возможность объединения перевозчиков в простое товарищество. Также постановлением №-па пункт 8.2.4 раздела 8 постановления №-па, где содержится перечень требований к соискателям для допуска к участию в конкурсе, дополнен подпунктом «г», в котором содержится требование к транспортным средствам участника – «включение в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Федерального дорожного агентства «Росавтодор», что не предусмотрено нормами закона, имеющими большую юридическую силу. В частности, Федеральным законом от ** №220-ФЗ установлено, что определяющим для выбора транспортного средства для перевозки по маршруту регулярных перевозок является класс транспортного средства, который, в свою очередь, определяется габаритным размером, а не его вместимостью. Во исполнение ст.26 указанного Федерального закона административным ответчиком утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ангарского городского округа с указанием в отношении каждого маршрута сведений о виде и классе транспортных средств, которые используются для перевозок, однако данный реестр не содержит сведений о вместимости транспортных средств, как это установлено Федеральным законом №220-ФЗ. Оспариваемым постановлением №-па утвержден типовой договор об осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в Ангарском городском округе. В Федеральном законе №220-ФЗ понятие «договор» отсутствует, а имеется понятие «муниципальный контракт», в связи с чем, полагает, что ответчик после вступления в силу указанного закона должен проводить не конкурсный отбор, а конкурс на заключение муниципального контракта. Указывает, что ответчиком необоснованно укрупнены лоты при проведении конкурса, в связи с чем, для участия в конкурсе претенденту необходимо иметь в собственности или на ином праве более 50 транспортных средств, что приведет к сокращению хозяйствующих субъектов, имеющих возможность принять участие в конкурсе, что является признаком ограничения конкуренции. Кроме того оспариваемым постановлением №-па установлены критерии отбора победителей, которые противоречат нормам действующего законодательства и ущемляют права истца. Истец ссылается на то, что документ планирования (постановление №-па от **) был опубликован с нарушением установленного срока (180 дней) со дня вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ, следовательно, администрация не вправе была принимать решение об объявлении конкурса на осуществление перевозок по регулярным маршрутам, муниципальный контракт мог быть заключен только по итогам торгов в порядке, предусмотренным для муниципальных закупок, согласно положениям Федерального закона от ** № 44-ФЗ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать постановление №-па от ** недействующим в связи с несоответствием его требованиям законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Автоколонна 1951» Гущенко С.Ю., действующая на основании доверенности, предъявившая диплом о высшем юридическом образовании, исковые требования поддержала по доводам, в нем изложенным.
Представители административного ответчика Мезенцев П.А. и Воронова Е.И., подтвердившие свой статус и полномочия, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, полагая, что требования истца являются необоснованными. Поддержали письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Представитель ООО «АнгарскАвтоКом» адвокат Васильева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию административного истца.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив доводы иска, письменных возражений, изучив материалы дела и представленные по делу доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС РФ.
Пунктами 2 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого постановления №-па от **, суд установил следующее.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
** принят Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ** № 220-ФЗ).
В силу ст.2 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Судом установлено, что ** администрацией Ангарского городского округа принято постановление №-па «О внесении изменений в постановление Ангарского городского округа от ** №-па, которое оспаривается административным истцом по причине его несоответствия действующему законодательству.
Проверяя доводы административного иска, и признавая их необоснованными, суд исходит из следующего.
Так истец, указывая на нарушение оспариваемым постановлением его прав, ссылается на ограничение участникам простого товарищества участвовать в конкурсе.
Пунктом 1 ст. 1044 ГК РФ предусмотрено, что при ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества.
В силу гражданского законодательства РФ простое товарищество – это не организационно-правовая форма юридического лица, а способ объединения нескольких лиц (юридических или ИП) для осуществления совместной предпринимательской деятельности.
Постановление №-па не содержит запрета на участие в конкурсе на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок пассажиров на территории Ангарского городского округа юридических лиц в составе простого товарищества, как ошибочно полагает истец. Само по себе отсутствие в оспариваемом нормативном акте указания на простое товарищество не ограничивает право административного истца на участие в конкурсной процедуре путем предоставления соответствующих документов, подтверждающих осуществление совместной деятельности с иным хозяйствующим субъектом, равно как и не является основанием к отказу в участии в конкурсе.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что ООО «Автоколонна 1951» допущена к участию в конкурсе, как самостоятельный участник, так и в составе простого товарищества, что истцом не оспаривалось.
Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По настоящему административному делу такое основание для признания постановления недействующим отсутствует.
Доводы административного истца о противоречии постановления №-па нормам действующего законодательства суд считает несостоятельными.
Так в силу ст.24 Федерального закона от ** № 220-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса. Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики); 4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Резюмируя положения указанной выше нормы Федерального закона от ** № 220-ФЗ, можно сделать вывод о том, что организатору конкурса, вопреки доводам иска, предоставлено право самостоятельно устанавливать критерии, по которым определяется победитель конкурса, в том числе те, которые влияют на качество перевозок и характеристику транспортных средств.
Кроме того, доводы истца об отсутствии в законе понятия категорирования транспортных средств несостоятельны в силу того, что приказом Минтранса России от ** № определен порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
При таких данных оснований полагать, что оспариваемый нормативный акт ограничивает права административного истца в сфере конкуренции по сравнению с требованиями действующего законодательства, не имеется.
Статьей 39 Федерального закона от ** № 220-ФЗ закреплен порядок действий субъектов транспортной деятельности и уполномоченных органов в целях обеспечения реализации положений указанного Федерального закона.
Указанный порядок взаимодействий предусмотрен для двух видов регулярных перевозок:
регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов;
регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
При рассмотрении дела судом установлено, что на территории Ангарского городского округа все регулярные перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам осуществляются с использованием средств бюджета Иркутской области в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области №521-пп от 18.11.2013, а также с использованием средств бюджета Ангарского городского округа в соответствии с постановлениями администрации Ангарского городского округа: от 31.01.2017 № 123-па «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного проезда в городском транспорте учащимся детям школьного возраста из малоимущих многодетных семей, имеющих 3-х и более несовершеннолетних детей»; от 19.05.2017 № 905-па «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Ангарского городского округа в целях возмещения недополученных доходов (части доходов), в связи с оказанием услуг по предоставлению бесплатного проезда гражданам пенсионного возраста (мужчины с 60 лет, женщины с 55 лет) в автобусах общего пользования в целях обеспечения сезонных перевозок до садоводческих некоммерческих товариществ в 2017 году»; от 19.01.2017 №47-па «Об утверждении Порядка предоставления льготного проезда городским наземным электрическим и автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров отдельным категориям граждан, обучающимся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования, находящихся на территории города Ангарска».
В силу части 9 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пяти лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, а в отношении регулярных перевозок, осуществляемых государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, - десять лет со дня официального опубликования.
В рамках реализации переходных положений, предусмотренных указанной выше нормой, администрацией Ангарского городского округа постановлением от ** №-па принят соответствующий документ планирования, в котором административный ответчик воспользовался правом, предусмотренным ч.9 ст. 39 Федерального закона от ** № 220-ФЗ и установил, что срок заключения муниципальных контрактов по всем без исключения регулярным муниципальным маршрутам Ангарского городского округа будет заключен до **.
До указанной даты порядок осуществления перевозок по регулярным маршрутам регулируется и осуществляется в соответствии с Положением о порядке организации транспортного обслуживания населения в границах Ангарского городского округа, утвержденным решением Думы Ангарского городского округа от ** №рД (за исключением положений, применяемых по истечению срока, указанного в документе планирования), Положением о порядке организации и проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок пассажиров на территории ангарского городского округа, типового договора об осуществлении регулярных перевозок пассажиров в ангарском городском округе, утв. Постановлением администрации Ангарского городского округа от ** №-па, поскольку до вступления в силу Федерального закона от ** № 220-ФЗ регулярные перевозки осуществлялись путем заключения соответствующего договора на осуществление регулярных перевозок по средствам проведения конкурса на право осуществления перевозок.
Все вышеуказанные постановления, в том числе, постановление от ** №-па, которым утвержден документ планирования, являются действующими правовыми актами, в установленном законом порядке не оспорены, в связи с чем, подлежат исполнению на территории Ангарского городского округа.
Таким образом, доводы административного истца о том, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от ** № 220-ФЗ администрация должна проводить не конкурсный отбор, а конкурс на заключение муниципального контракта основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства.
Разрешая доводы иска о необоснованном укрупнении ответчиком лотов при проведении конкурса, что является признаком ограничения конкуренции, суд исходит из того, что в соответствии с п. 2 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления (совершено в Страсбурге **), ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от ** № 55-ФЗ, органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.
Поскольку разделение маршрутов на виды и направления, критерии объединения маршрутов нормативно не регламентированы, поэтому администрация при формировании лотов действовала в пределах своих полномочий. Запрета на объединение нескольких маршрутов в один лот законодательство не содержит.
Как следует из представленных документов, действия администрации по объединению маршрутов обусловлены необходимостью решения социально-значимых проблем населения городского округа по обеспечению пассажирских перевозок по всей его территории.
Доводы о том, что небольшие перевозчики не смогут участвовать в конкурсе в связи с необходимостью выставления значительного количества автобусов, судом во внимание не принимается, поскольку все перевозчики поставлены в равные условия. Условия конкурса не препятствуют перевозчикам заключать договоры аренды транспортных средств с собственниками автобусов, а также объединяться между собой в целях реализации своих возможностей.
Разрешая по существу данный спор, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным муниципальным органом исполнительной власти в целях реализации положений Федерального закона от ** № 220-ФЗ в соответствии с предоставленными данному органу полномочиями и с соблюдением формы нормативного правового акта, порядка его принятия и введения в действие.
Согласно ст. 53 Устава Ангарского городского округа Мэр Ангарского городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами ..., настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Думы Ангарского городского округа, издает постановления администрации Ангарского городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области, а также распоряжения администрации Ангарского городского округа по вопросам организации работы администрации Ангарского городского округа.
Постановления и распоряжения администрации Ангарского городского округа вступают в силу со дня их подписания мэром Ангарского городского округа, если действующим законодательством, настоящим Уставом или в самом постановлении или распоряжении не предусмотрен иной срок.
В силу ст. 57 Устава Ангарского городского округа опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется в печатном средстве массовой информации, учрежденном органами местного самоуправления Ангарского городского округа для опубликования муниципальных правовых актов.
Оспариваемое постановление принято мэром Ангарского городского округа в рамках его компетенции и полномочий, обнародовано путем опубликования в официальном печатном издании - газете «Ангарские ведомости», размещено в открытом доступе на официальном сайте администрации Ангарского городского округа в телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, суд, руководствуясь п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ, установив, что оспариваемое постановление администрации Ангарского городского округа от ** №-па «О внесении изменений в постановление Ангарского городского округа от 20.11.2015 №1680-па» не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, процедура принятия муниципального правового акта соблюдена, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска ООО «Автоколонна 1951» к администрации Ангарского городского округа о признании недействующим постановления администрации Ангарского городского округа от 10.07.2017 №1247-па «О внесении изменений в постановление Ангарского городского округа от 20.11.2015 №1680-па» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено судом 03.11.2017.
Судья А.В. Косточкина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>