дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
24 ноября 2022 года <адрес>
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш А.В., при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
П обратилась в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма, в обосновании указав, что она поставлена на учет в Агентство по делам семьи и детей РТ. Ей была выдана контрольная карточка. Настоящее время она не обеспечена жильем, проживает в съемной квартире. Жилое помещение пригодное для проживания не имеет, что подтверждается уведомлением ФГБУ ФКП «Росреестр» об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Родители истца на основании решения суда лишены родительских прав. Постановлением председателя администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ П направлена в Кызылскую школу – интернат. Просит возложить на ответчиков предоставить жилое помещение на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечено Министерство образования Республики Тыва.
Истец и представитель истца С в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
В судебное заседание представители ответчиков Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства образования Республики Тыва, представители третьего лица – администрации <адрес> Республики Тыва и <адрес> не явились, извещены надлежащим образом.
Суд рассматривает дело без участия не явившихся сторон в силу ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст.40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами «ж», «к» ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения закреплены в статье 8 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей».
В целях обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда (далее- Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва).
Согласно пункта 3 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва Министерство образования Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Из материалов дела следует, что П родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, о чем составлена запись акта о рождении №, отцом является П, матерью – П, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-ЛЖ №.
Постановлением председателя кожуунной администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении несовершеннолетнего в Кызылскую школу – интернат», несовершеннолетние П, 1993 г.р., П, 1990 г.р., П, 1994 г.р., определены в Кызылскую школу-интернат.
Заочным решением Тандынского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ П, 1973 года рождения лишена родительских прав в отношении детей П, 1993 г.р., П, 1990 г.р., П, 1994 г.р.
Решением Тандинского районного суда РТ П лишен родительских прав в отношении детей П, 1993 г.р., П, 1990 г.р., П, 1994 г.р.
Из контрольной карточки следует, что П поставлена на очередь на получение жилой площади, на основании постановления Мэрии № от ДД.ММ.ГГГГ Имеется отметка о прохождении регистрации в 2011 году.
ДД.ММ.ГГГГ П выдан диплом о среднем профессиональном образовании 112424 0205565, согласно которому истец освоил программу среднего профессионального образования 100401 Туризм.
В письме за исх. №.47/6508 от ДД.ММ.ГГГГ Министерство труда и социальной политики Республики Тыва сообщает истцу, что в утвержденном списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем на территории <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ состоит под номером 187.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, у П отсутствует недвижимое имущество.
Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиками не приводится. При этом, право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, имеет право на предоставление ей жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение истцу не предоставлено.
Постановлением Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа <адрес>» установлена норма площади жилого помещения для постановки на учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес>, в размере менее 12,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.
Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также принятые во исполнение указанного закона законы Республики Тыва, не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права. При этом, учитывается, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Таким образом, поскольку на Министерство образования Республики Тыва возложены обязанности в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд приходит к выводу о необходимости возложить на Министерство образования Республики Тыва обязанность предоставить истцу жилое помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м. на территории <адрес>.
В части исковых требований к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва следует отказать, поскольку уполномоченным органом предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда, является Министерство образования Республики Тыва.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Исковые требования о возложении на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставляемое на основании решения Департамента социальной защиты <адрес>, также подлежат отказу в удовлетворении, поскольку жилое помещение подлежит предоставлению по месту учета и жительства истца.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из положений части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят в том числе из государственной пошлины.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Однако процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
На обязанность возмещения расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, ответчиком - органом государственной власти и другими государственными или муниципальными органами, указывается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (пункт 23).
Следовательно, ответчик по делу не освобождается от возмещения судебных расходов, понесенных истцом в соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ.
Суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Таким образом, с ответчика – Министерства образования Республики Тыва в пользу истца подлежат взысканию 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины при обращении в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление П к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва и Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) предоставить П (паспорт серии 04 11 №) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования – городской округ «<адрес> Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) в пользу П (паспорт серии 04 11 №) 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).
Судья подпись А.В. Монгуш
Копия верна: ________________________ А.В. Монгуш