Дело № 2а-2095/2017 <.....>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 19 сентября 2017 года
Судья Орджоникидзевского районного суда г. Перми Макашина Е.Е.,
рассмотрел в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к Струщенко Виталию Сергеевичу о взыскании пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец – МИФНС России № 9 по Пермскому краю обратилось в суд с административными исковыми требованиями к Струщенко В.С. о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 3 475,44 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 0,41 рубля, пени по земельному налогу в сумме 1,29 рублей. В обоснование требований истец указал, что ответчику в <.....>.г. на праве собственности принадлежали транспортные средства: <.....> в связи с чем, был начислен транспортный налог: за <.....>. по сроку уплаты (дата). в сумме 2 169,75 рублей; за <.....>. по сроку уплаты (дата). в сумме 2 805,0 рублей; за <.....>. по сроку уплаты (дата). в сумме 2 805,0 рублей; за <.....>. по сроку уплаты (дата). в сумме 2 945,25 рублей; за <.....>. по сроку уплаты (дата). в сумме 3 900,0 рублей; за <.....>. по сроку уплаты (дата). в сумме 3 225,0 рублей; за <.....>. по сроку уплаты (дата). в сумме 1 562,50 рублей. Кроме того, в период с <.....>.г. ответчику принадлежал жилой дом, а в период с <.....>.г. - земельный участок, находящиеся в общей долевой собственности, расположенные по адресу: <АДРЕС>, в связи с чем налогоплательщику был начислен налог на имущество физических лиц: за <.....> в сумме 82,76 рублей; за <.....>. в сумме 83,48 рублей; за <.....>. в сумме 83,84 рублей; за <.....>. в сумме 114,08 рублей, а <.....>. в сумме 124,37 рублей, за <.....> го в сумме 126,09 рублей; а также начислен земельный налог: за <.....>. в сумме 312,83 рублей, за <.....>. в сумме 312,83 рублей, за <.....> год в сумме 312,83 рублей, за <.....> год в сумме 312,83 рублей. Ответчику были направлены налоговые уведомления на уплату налогов: №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата).. В установленный срок сумма налогов не уплачена. В связи с несвоевременной уплатой налогов за указанный период были начислены пени. Инспекцией выставлены требования: №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата).. Мировым судьей <.....> (дата) был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика пени по налогам. (дата) указанный судебный приказ по заявлению ответчика отменен. Истец просит заявленные требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 292 КАС РФ суд может рассмотреть административное дело без проведения устного разбирательства в порядке упрощенного (письменного) производства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 Налогового кодекса РФ возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанных положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
Порядок и сроки уплаты налога на транспортные средства установлены Законом Пермской области от 30.08.2001 года N 1685-296 "О налогообложении".
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Статья 363 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по транспортному налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Судом установлено, что Струщенко В.С. согласно ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога с физических лиц, поскольку ответчику на праве собственности в <.....>.г. принадлежали транспортные средства: <.....> (л.д. 39), в связи с чем, был начислен транспортный налог: за <.....>. в сумме 2 169,75 рублей; за <.....>. в сумме 2 805,0 рублей; за <.....>. в сумме 2 805,0 рублей; за <.....>. в сумме 2 945,25 рублей; за <.....>. в сумме 3 900,0 рублей; за <.....>. в сумме 3 225,0 рублей; за <.....>. в сумме 1 562,50 рублей.
Налоговым периодом по транспортному налогу, согласно п.1 ст.360 НК РФ, признается календарный год.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 23 Закона Пермской области от 30.08.2001 года N1685-296 (в ранее действовавшей редакции) установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Также, в соответствии со ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ответчик Струщенко В.С. является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку ему в <.....>.г. на праве общей долевой собственности принадлежал жилой дом по адресу: <АДРЕС>, право собственности возникло (дата) (л.д. 40).
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.
Согласно Закону РФ от 09.12.1991 № 2003-1 налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2014 года, с учетом коэффициента-дефлятора. Статьей 3 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 установлены ставки налога.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 409 НК РФ).
Струщенко В.С. начислен налог на имущество физических лиц: за <.....> в сумме 82,76 рублей; за <.....>. в сумме 83,48 рублей; за <.....>. в сумме 83,84 рублей; за <.....>. в сумме 114,08 рублей, а <.....>. в сумме 124,37 рублей, за <.....>. в сумме 126,09 рублей.
Кроме того, ответчик Струщенко В.С., согласно п.1 ст.388 НК РФ, является плательщиком земельного налога, взимаемого с физических лиц.
Ответчику Струщенко В.С. на праве общей долевой собственности в <.....>.г. принадлежал земельный участок с кадастровым номером №... по адресу: <АДРЕС>, право собственности на который возникло (дата) (л.д.38).
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п.3 ст.396 НК РФ исчисление земельного налога, взимаемого с физических лиц, производится налоговыми органами.
Согласно ст. 394 НК РФ ставки земельного налога и сроки уплаты устанавливаются представительным органом местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Проведение государственной кадастровой оценки земель осуществляется органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст.397 НК РФ исчисление земельного налога подлежит уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно решению Пермской городской думы от 08.11.2005 № 187 «О земельном налоге на территории города Перми" налогоплательщиками - физическими лицами налог уплачивается на основании налогового уведомления не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ответчику начислен земельный налог за <.....>. в сумме 312,83 рублей, за <.....>. в сумме 312,83 рублей, за <.....> год в сумме 312,83 рублей, за <.....> год в сумме 312,83 рублей.
Налоговым органом в адрес Струщенко В.С. направлены налоговые уведомления на уплату налогов: №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата)., №... от (дата). (л.д.17-33).
В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за неуплату транспортного налога за <.....>., <.....>., <.....>., <.....>., <.....>., <.....>., <.....>. в размере 3 475,44 рублей, пени за неуплату налога на имущество физических лиц за <.....>., <.....>., <.....>, <.....>., <.....>., <.....>. в сумме в сумме 0,41 рубля, а также пени за неуплату земельного налога за <.....>., <.....>., <.....>.,<.....>. в размере 1,29 рублей.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. ст. 69, 70 НК РФ).
В порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику были выставлены и направлены требования об уплате налога (сбора), пени: №... от (дата). сроком уплаты до (дата)., №... от (дата). сроком уплаты до (дата)., №... от (дата). со сроком уплаты до (дата)., №... от (дата) со сроком уплаты до (дата). (л.д. 12-16).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье <.....> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Струщенко В.С.. задолженности по налогам и пени.
(дата) по заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю вынесен судебный приказ о взыскании с Струщенко В.С. пени по транспортному налогу в сумме 3 475,44 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,41 рубля, пени по земельному налогу в размере 1,29 рублей.
Определением мирового судьи <.....> от (дата). судебный приказ от (дата). был отменен (л.д. 41).
Таким образом, последним днем подачи иска в суд является (дата).
Исковое заявление поступило в суд (дата), то есть по истечении установленного законом срока для его подачи (л.д. 3-5).
Административным истцом подано в суд заявление о восстановлении срока на подачу административного иска, поскольку срок на его подачу пропущен по уважительной причине. Изначально исковое заявление было подано в суд в установленные законом сроки. Определением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата) административное исковое заявление было оставлено без движения в связи с отсутствием уведомления о вручении ответчику копии иска. Определением суда от (дата) исковое заявление возвращено. Конверт, содержащий административное исковое заявление с приложенными документами, плательщиком не получен, конверт вернулся в Инспекцию с отметкой «истек срок хранения» (дата). Орджоникидзевским районным судом г. Перми административное исковое заявление возвращено истцу, инспекцией получено (дата). (л.д. 7-10).
Учитывая изложенное, суд считает необходимым восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления.
В соответствии с п.3 ст.75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Процентная ставка пени не основании ст.75 Налогового кодекса РФ принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика Струщенко В.С. пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за <.....>., <.....>. <.....>., <.....>., <.....>., <.....>., (дата). в сумме 3 475,44 рублей; пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за <.....>., <.....>. <.....>., <.....>., <.....>., <.....>. в сумме 0,41 рубля; пени на недоимку по земельному налогу за <.....>., <.....>., <.....>., <.....>. в сумме 1,29 рублей.
Между тем, требований о взыскании транспортного налога за <.....>., <.....>. <.....>., <.....>., <.....>., <.....>., <.....>., налога на имущество физических лиц за <.....>., <.....>. <.....>., <.....>., <.....>., <.....>., земельного налога за <.....>., <.....>., <.....>., <.....>. с Струщенко В.С. административным истцом не заявлено.
Статьей 44 Налогового кодекса РФ установлен перечень оснований прекращения обязанности по уплате обязательного платежа, который включает: его уплату, смерть (признание умершим) физического лица, ликвидацию организации.
Таким образом, при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом положений вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Доказательств того, что недоимка по транспортному налогу за <.....>., <.....>. <.....>., <.....>., <.....>., <.....>., <.....>., по налогу на имущество физических лиц за <.....>., <.....>. <.....>., <.....>., <.....>., <.....>., по земельному налогу за <.....>., <.....>., <.....>., <.....>. налоговым органом взыскана в принудительном порядке, а также сведений о том, что указанная недоимка по транспортному налогу оплачена ответчиком в добровольном порядке, истцом не представлено, что исключает возможность взыскания штрафных санкций за данный период, поскольку они производны от основного долга.
Кроме того, как следует из письменных пояснений представителя истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю (дата). Инспекцией произведено списании задолженности по транспортному налогу за <.....>., <.....>. в сумме 7 920 рублей, в связи с признанием задолженности безнадежной ко взысканию (л.д. ).
Учитывая изложенные обстоятельства, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к Струщенко В.С. о взыскании пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 290, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к Струщенко Виталию Сергеевичу о взыскании пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцать дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.
Судья (подпись) Е.Е. Макашина
<.....>
<.....>