<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 июня 2022 года с. Большая Глушица Самарской области
Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Пановой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Кирилиной Е.А.,
с участием представителя истца Писарева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2–538/2022 по исковому заявлению прокурора Большеглушицкого района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области о сносе ветхого и аварийного фонда на территории муниципального района Большеглушицкий Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большеглушицкого района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области о сносе ветхого и аварийного фонда на территории муниципального района Большеглушицкий Самарской области.
В обоснование исковых требований указано, прокуратурой Большеглушицкого района Самарской области проверено исполнение законодательства, регулирующего вопросы расселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде.
В результате проведенной проверки было установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в установленном законодательством порядке признан аварийным и подлежащим сносу.
В настоящее время, в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», федерального проекта «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, до 2025 года», жильцы указанного многоквартирного дома выселены с представлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов.
Распоряжением главы м.р. Большеглушицкий Самарской области № 1116 от 15.09.2016, установлено снести дом до 31.12.2018, однако до настоящего времени достаточные меры, направленные на снос дома, не приняты.
Указанный многоквартирный дом фактически разрушен, Администрацией мероприятия по сносу (демонтажу) аварийного дома и ликвидации свалок с зачисткой территории от строительного мусора не проводятся.
Прокуратурой района в феврале 2022 года в адрес администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области вносилось представление об устранении выявленных нарушений, однако администрацией дан ответ о проведении работ по сносу аварийного дома в 2023-2024 году
Длительное бездействие Администрации по сносу аварийного многоквартирного дома нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних в связи с отсутствием ограничения доступа к данному объекту и является недопустимым.
На основании изложенного, с учетом уточнения, истец просит суд обязать администрацию муниципального района Большеглушицкий Самарской области снести многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, с зачисткой территории от строительного мусора в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца заместитель прокурора Писарев Е.А. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнений.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области в судебное заседание не явился, предоставили отзыв, согласно которого просили дело рассмотреть без их участия, исковые требования с учетом уточнений признали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель третьего лица Администрации сельского поселения Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области в судебное заседание не явился, предоставили отзыв, согласно которого просили дело рассмотреть без их участия, не возражали против удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ, Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам муниципального района относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В судебном заседании установлено, что на основании решения о проведении проверки №64 от 15.02.2022, прокуратурой Большеглушицкого района Самарской области проверено исполнение законодательства, регулирующего вопросы расселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде.
В результате проведенной проверки было установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в установленном законодательством порядке признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается актом проверки от 16.02.2022.
В настоящее время, в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», федерального проекта «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, до 2025 года», жильцы указанного многоквартирного дома выселены с представлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов.
Распоряжением главы м.р. Большеглушицкий Самарской области № 1116 от 15.09.2016, установлено снести дом до 31.12.2018, однако до настоящего времени достаточные меры, направленные на снос дома, не приняты.
Указанный многоквартирный дом фактически разрушен, Администрацией мероприятия по сносу (демонтажу) аварийного дома и ликвидации свалок с зачисткой территории от строительного мусора не проводятся.
Прокуратурой района 16.02.2022 в адрес администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области вносилось представление об устранении выявленных нарушений, однако администрацией дан ответ от 01.04.2022 №1124а о проведении работ по сносу аварийного дома в 2023-2024 году.
Длительное бездействие Администрации по сносу аварийного многоквартирного дома нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних в связи с отсутствием ограничения доступа к данному объекту и является недопустимым.
Администрация муниципального района Большеглушицкий Самарской области, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязана создавать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания муниципального жилищного фонда. Поэтому в случае признания дома аварийным и непригодным для проживания в полномочиях органов местного самоуправления организовать и проконтролировать снос дома, относящегося к муниципальному жилищному фонду. Такая обязанность не может быть поставлена в зависимость от наличия плана, срока демонтажа или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
В данном случае фактические данные свидетельствуют о том, что вышеуказанный дом подлежит сносу, ввиду признания его аварийным и непригодным для проживания граждан. Наличие свободного доступа в не снесенный аварийный жилой дом не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в т.ч. поджога, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.
Само по себе удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку требования прокурора направлены на понуждение органа местного самоуправления в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, и не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.
Признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем принимается судом.
С учетом изложенного, учитывая, что граждане из вышеуказанных домов расселены, о чем в материалах дела имеются документы, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.06.2022.
░░░░░ ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>