Решение по делу № 33-6116/2019 от 12.08.2019

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-6116

Дело в суде первой инстанции № 2-1597/2019

Строка № 026г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

08 октября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Л.А.,    

судей Квасовой О.А., Кожевниковой А.Б.,

при секретаре Федорове В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б.

гражданское дело по иску Герасимова Ильи Александровича к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности принять на учет,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Юсифова Р.Н.,

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа oт 28.05.2019 года

(судья Леденева И.С.),

У С Т А Н О В И Л А:

Герасимов И.А. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности принять на учет, указав в обоснование требований, что он, в соответствии с действующим законодательством относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2018 году он обратился с заявлением в Департамент социальной защиты Воронежской области о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 01.11.2018 г. №2616/ОД в принятии на учет ему было отказано, основанием отказа является то, что до 23 лет он не обращался с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по месту постоянной регистрации и свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, то есть в период когда он в силу закона относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал, данное право после достижения возраста 23 лет утрачено и, соответственно, сохранено быть не может.

Вместе с тем, ссылается на наличие уважительных причин, по которым он несвоевременно обратился в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о принятии на учет. Со слов бабушки, до его совершеннолетия она неоднократно обращалась в органы опеки, социальной защиты по вопросу обеспечения жильем. Однако ей поясняли об отсутствии у него такого права, так как за ним закреплено жилое помещение. Данный вопрос также рассматривался и при обучении в Усманском промышленно-технологическом колледже г. Липецка в период с 1.09.2009 г. по 20.06.2013 г., где ему также было разъяснено об отсутствии у него права на жилье, так как за ним закреплено жилое помещение. Лишь при непосредственном обращении в Департамент социальной защиты Воронежской области в 2018 году ему было разъяснено, что в 2012 году требования закрепленности жилого помещения, являвшиеся препятствием для реализации права на жилье, были исключены из законодательства. 04.10.2018 года Департаментом образования науки и молодежной политики Воронежской области установлен факт невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении и нуждаемость в жилом помещении на территории Воронежской области.

Считая свои права нарушенными, проси суд: признать за ним право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; признать незаконным решение Департамента социальной защиты Воронежской области, изложенное в приказе от 01 ноября 2018 года №2616/ОД об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 5-9).

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа oт 28.05.2019 года исковые требования Герасимова И.А. удовлетворены (л.д. 223, 224-228).

На данное решение суда представителем ответчика Юсифовым Р.Н. была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменения закона, подлежащего применению, принятии нового решения, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (л.д. 236-240).

В судебное заседание явились: Герасимов И.А., представитель Департамента социальной защиты Воронежской области - Юсифов Руслан Нураддин оглы по доверенности №82-11/395 от 07.02.2019 года, диплом ВСГ 4543027, регистрационный №1040353 от 30.06.2010 года. Другие лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи, с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 31 августа 2006 года, вступившим в законную силу 16.09.2006 г., Герасимов Александр Николаевич, 28.05.1971 года рождения, и Герасимова Светлана Михайловна, 24.04.1971 года рождения, были лишены родительских прав в отношении сына Герасимова Ильи, 20.07.1993 года рождения (л.д.201-203).

Распоряжением первого заместителя главы администрации города Липецка от 26.12.2005 г. № 7228-р опекуном Герасимова И.А. была назначена его бабушка, Кустова Лидия Ивановна, за истцом была закреплена жилая площадь по месту регистрации по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес> (л.д.170).

Справкой «Регистрационно-вычислительного цента г. Липецка» от 08.12.2005 подтверждается регистрация Герасимова И.А. по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>, состав семьи – 7 человек, в том числе, отец Герасимов А.Н. и мать Герасимова С.М. (л.д. 185).

Согласно ответу департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка от 01.04.2019 №1986-01-11, Герасимов И.А. не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации г. Липецка, в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городу Липецку, не значится. Жилое помещение по договору социального найма Герасимову И.А. администрацией города Липецка не предоставлялось. В соответствии с выпиской из постановления Муниципального предприятия Второго городского жилищного управления ГУ ЖКХ администрации г. Липецка от 02.10.1996 заключен договор социального найма жилого помещения от 20.02.2014 № 141 по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>, общей площадью 62.1 кв. м., жилой – 38.4 кв. м., состоящей из трех комнат, с нанимателем ФИО4 с составом семьи - 6 человек: внук - ФИО5; внук - ФИО6; сноха – ФИО2, сын - ФИО1; внучка - ФИО7. На основании соглашения от 21.05.2018 г. №203 в договор социального найма от 20.02.2014 №141 были внесены изменения: в связи с выбытием ФИО2 на другое постоянное место жительства в качестве члена семьи нанимателя вселен правнук - ФИО8 (л.д. 195).

Как усматривается из выписки из домовой книги по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по данному адресу постоянно зарегистрированы ФИО4 (наниматель) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 (сын) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 (внук) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 (внучка) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 (внук) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 (правнук) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

С момента лишения родителей родительских прав ФИО6 проживал с ДД.ММ.ГГГГ с опекуном ФИО17 в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 60).

Справкой администрации Усманского муниципального района Липецкой области от 31.05.2018 №484 подтверждается, что Герасимов И.А., 20.07.1993 года рождения, ранее относящийся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоял на учете в отделе опеки и попечительства с 10.01.2006 г. по 20.07.2011г. В списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Усманском муниципальном районе Липецкокй области не значится. Муниципальное жилое помещение по договору социального найма на территории Усманского муниципального района Липецкой области с соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не выделялось (л.д. 98).

В 2009-2013 гг. Герасимов И.А. обучался в ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж». Согласно ответу от 04.04.2019 №223 Герасимову И.А. ежемесячно разъяснялось социальным педагогом, классным руководителем, заведующим отделением, заместителем по воспитательной работе о его статусе, правах, в том числе, о праве на внеочередное предоставление жилого помещения (л.д. 194).

С 16.12.2013 по 17.12.2014г. проходил срочную службу в ВС РФ (л.д. 31-32).

С 30 июля 2015 года является студентом факультета очного (дневного) обучения ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт физической культуры» (л.д. 33). С 01.10.2015 г. по 31.08.2019 г. Герасимов И.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, общежитие (л.д. 26).

25.10.2018 г. в возрасте 25 лет Герасимов И.А. обратился в департамент социального развития Воронежской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилого фонда Воронежской области по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

Заключением департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 04.10.2018 г. установлен факт невозможности проживания Герасимова И.А. в жилом помещении по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>, общей площадью 62,1 кв. м., т.к. общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении (10,33 кв. м.) менее учетной нормы площади жилого помещения (11 кв. м.), предусмотренной законом Воронежской области от 09.10.2007 г. №93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» (л.д. 39).

Приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 01.11.2018 №2616/ОД Герасимову И.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области в связи с тем, что до 01.01.2013 г. основания для признания Герасимова И.А. нуждающимся в предоставлении жилого помещения отсутствовали, так как имелось закрепленное за ним жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. МКР 15-й, <адрес>, в котором он зарегистрирован в настоящее время по договору социального найма; согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа может быть распространен на него лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства; доказательств того, что в возрасте до 23 лет Герасимов И.А. был лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обращался с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья, не представлено; учитывая, что Герасимов И.А. имел возможность в совершеннолетнем возрасте (до 23 лет) самостоятельно осуществлять свои права на обеспечение жильем путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту постоянной регистрации, и свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, то есть в тот период, когда он в силу закона относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он не реализовал, данное право после достижения им возраста 23 лет утрачено и, соответственно, сохранено быть не может.

Материалами дела подтверждается, что Герасимов И.А. ранее относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 06.03.2019г. , Герасимов И.А. жилья на праве собственности не имеет (л.д.58). Согласно ответу от 15.05.2018 №1808 ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» сведениями о наличии недвижимого имущества в период до 1998 г., принадлежащих Герасимову И.А. на праве собственности, не располагает (л.д.38).

Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в закрепленном за истцом жилом помещении по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>, площадью 62,1 кв. м с учетом шести проживающих, менее учетной нормы, как установленной по Воронежской области (11 кв.м), так и на территории г.Липецка (13,5 кв.м) (согласно п. 4 Положения "О порядке использования муниципального жилищного фонда на территории города Липецка", утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от 29 марта 2005г. N 27).

По месту регистрации в г.Липецк Герасимов И.А. с момента передачи под опеку не проживал, в настоящее время зарегистрирован по месту пребывания в общежитии ФГБОУ ВПО «ВГИФК» по адресу: г.Воронеж, пр-т Революции, д.1, предоставленном по договору найма на время обучения, суд считает местом жительства истца г.Воронеж.

Разрешая настоящий спор, суд пришел к обоснованному выводу, что истец Герасимов И.А., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющий закрепленное за ним жилое помещение, в котором проживали его родители, лишенные в отношении него родительских прав и при наличии приходящейся на одно лицо общей площади жилого помещения менее учетной нормы, не был обеспечен жилым помещением и не поставлен на соответствующий учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Суд расценил указанные обстоятельства, как ненадлежащее выполнение уполномоченными органами обязанности по обеспечению истца жилым помещением, в силу которых у истца возникло заблуждение об отсутствии у него права на предоставление жилого помещения, что и явилось препятствием для своевременной реализации права на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, в связи с чем причины, по которым истец обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения после истечения срока реализации права на его предоставление, счел уважительными.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку имеющие значение для дела обстоятельства были определены правильно, суд дал им надлежащую правовую оценку, а также исходя из следующего.

С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В силу п. п. 1 - 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац. 2 п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац. 3 п. 1 в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ, от 28.11.2015 г. N 358-ФЗ, от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (введена в действие с 01.01.2013 г.) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 и пп. 3 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

Аналогичные по сути положения содержатся и в Законе Воронежской области от 20.11.2007 года № 131-ОЗ (ред. от 13.04.2015 года).

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Данная позиция отражена в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 23.01.2019 г. N 56-АПГ18-15.

Как отражено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г. лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 г., не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону N 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом N 15-ФЗ с 1 января 2013 г., независимо от возраста указанных лиц.

В частности, препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, до 1 января 2013 г., на учете как нуждающиеся в жилье.

С принятием Федерального закона N 15-ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма, в связи с чем им не вменяется обязанность становиться на учет как нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

До 01.01.2013 г. в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись вне очереди, что, однако, не исключало необходимость их признания в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, постановки на соответствующий учет, так как жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от того, будут они получать его в порядке очереди или вне очереди (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Однако это не означало, что если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не встали или не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет, им следовало отказывать в праве на получение жилого помещения.

Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 01.01.2013 г., должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 01.01.2013 г. в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

В целом выводы суда подробно и мотивированно изложены в обжалуемом судебном постановлении с приведением соответствующих норм материального права, подлежащих применению при разрешении настоящего спора.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда, поскольку направлены на иную оценку выводов суда, но не опровергают их.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа oт 28.05.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-6116/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Герасимов И.А.
Ответчики
Информация скрыта
Департамент социальной защиты населения ВО
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Кожевникова Алла Борисовна
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
16.08.2019[Гр.] Передача дела судье
08.10.2019[Гр.] Судебное заседание
24.10.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2019[Гр.] Передано в экспедицию
22.07.2020Передача дела судье
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее