Судья Маняпова Т.В.
УИД: 74RS0021-01-2023-001019-11
Дело № 2-975/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-2557/2024
15 февраля 2024 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Доевой И.Б.,
судей Дюсембаева А.А., Клыгач И.-Е.В.,
при секретаре судебного заседания Алёшиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриценко Юрия Семеновича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в специальный и страховой стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 30 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Доевой И.Б. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Сениной Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Никифорова И.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Гриценко Ю.С. с учетом последующего уточнения исковых требований в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области)
о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
возложении обязанности включить в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:
в <данные изъяты> с 27 мая 1988 года по 15 ноября 1988 года в должности слесаря-монтажника постоянного занятого на ремонте металлургического оборудования 2 разряда;
в <данные изъяты> с 16 ноября 1988 года по 27 июня 1994 года в должности газорезчика;
в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в должности электрослесаря, с 14 января 2004 года по 05 марта 2008 года в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда, с 06 марта 2008 года по 14 ноября 2016 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования 6 разряда, с 20 сентября 2017 года по 01 июля 2019 года в должности помощника машиниста экскаватора;
возложении обязанности включить в специальный стаж по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в <данные изъяты> дороги с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в должности электромонтера 3 разряда;
возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы:
в <данные изъяты> с 13 марта 1992 года по 27 июня 1994 года в должности газорезчика 4 разряда;
в <данные изъяты> с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в должности электромонтера 3 разряда;
в Производственном объединении <данные изъяты> с 15 декабря 1995 года по 17 апреля 1996 года в должности грузчика;
в <данные изъяты> с 15 июля 1997 года по 15 августа 1998 года в должности водителя;
в <данные изъяты> с 03 мая 1999 года по 29 октября 1999 года в должности монтера пути 3 разряда;
в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в должности электрослесаря 5 разряда;
в Товариществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 01 декабря 2002 года по 01 ноября 2003 года в должности техника по наладке и испытанию оборудования;
в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 14 января 2004 года по 05 марта 2008 года в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда;
в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 06 марта 2008 года по 14 ноября 2016 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования машин 6 разряда;
в Товариществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 28 апреля 2017 года по 11 сентября 2017 года в должности слесаря;
в Лисаковском филиале Товарищества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 20 сентября 2017 года по 01 июля 2019 года в должности помощника машиниста экскаватора ЭКГ-8И 6 разряда;
возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11 сентября 2022 года (том № 1 л.д. 5-8, 10-13, 140-142, том № 2 л.д. 1-3).
В обоснование исковых требований указано, что 03 октября 2022 года Гриценко Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого страхового и специального стажа. Специальный стаж истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 00 лет 00 месяцев 00 дней (при требуемом 07 лет 06 месяцев), специальный стаж истца по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 02 года 07 месяцев 16 дней (при требуемом 05 лет), страховой стаж 10 лет 10 месяцев 08 дней (при требуемом 25 лет); величина ИПК 17, 662 (при требуемой величине ИПК не ниже 23,4). Этим же решением ответчик не включил в специальный и страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы, поскольку документально компетентным органом государства, на территории которого приобретен стаж, не подтверждена занятость истца в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Гриценко Ю.С. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Никифоров И.В., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на их необоснованность (том № 1 л.д. 40-43).
Решением Карталинского городского суда Челябинской области исковые требования Гриценко Ю.С. удовлетворены частично. Судом постановлено: признать решение ОСФР по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным; обязать ОСФР по Челябинской области включить Гриценко Ю.С. в специальный страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: в <данные изъяты> с 27 мая 1988 года по 15 ноября 1988 года в должности слесаря-монтажника постоянно занятого на ремонте металлургического оборудования 2 разряда; в <данные изъяты> с 16 ноября 1988 года по 31 декабря 1991 года в должности газорезчика 3 разряда; с 01 января 1992 года по 27 июня 1994 года в должности газорезчика 4 разряда; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в должности электрослесаря 5 разряда, с 14 января 2004 года по 05 марта 2008 года в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда, с 06 марта 2008 года по 14 ноября 2016 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования 6 разряда; в <данные изъяты> дороги с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в должности электромонтера 3 разряда; обязать ОСФР по Челябинской области по Челябинской области включить Гриценко Ю.С. в страховой стаж периоды работы: в <данные изъяты> с 13 марта 1992 года по 27 июня 1994 года в должности газорезчика 4 разряда; в <данные изъяты> дороги с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в должности электромонтера 3 разряда; в Производственном объединении <данные изъяты> с 15 декабря 1995 года по 17 апреля 1996 года в должности грузчика; в <данные изъяты> с 15 июля 1997 года по 15 августа 1998 года в должности водителя; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 03 мая 1999 года по 29 октября 1999 года в должности монтера пути 3 разряда, с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в должности электрослесаря 5 разряда, с 14 января 2004 года по 05 марта 2008 года в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда; с 06 марта 2008 года по 14 ноября 2016 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования 6 разряда; в Товариществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 16 ноября 2002 года по 26 октября 2003 года в должности техника по наладке и испытанию оборудования; в Товариществе с ограниченной ответственностью «Дон Мар» с 28 апреля 2017 года по 11 сентября 2017 года в должности слесаря; в Лисаковском филиале Товарищества с ограниченной ответственностью «Оркен» с 20 сентября 2017 года по 01 июля 2019 года в должности помощника машиниста экскаватора ЭКГ-8И 6 разряда на руднике; обязать ОСФР по Челябинской области назначить Гриценко Ю.С. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 03 октября 2022 года; в удовлетворении исковых требований в остальной части отказать (том № 2 л.д. 32-41).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОСФР по Челябинской области прости решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гриценко Ю.С. отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права. Настаивает на том, что спорные периоды не могут быть включены в специальный и страховой стаж истца в виду отсутствия документального подтверждения из компетентного органа Республики Казахстан о проверке спорных периодов работы. Кроме того, спорные периоды, учитывая отсутствие на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий с 01 января 1998 года, не могут быть включены в специальный стаж истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку не представлены допустимые доказательства, подтверждающие характер и занятость истца в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (том № 2 л.д. 43-45).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Одновременно информация о слушании дела размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статей 113, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав новые доказательства, принятые в порядке абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению в части удовлетворения исковых требований Гриценко Ю.С. к ОСФР по Челябинской области о возложении обязанности включить в специальный и страховой стаж периоды работы, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неверном применении судом при рассмотрении дела норм материального и процессуального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 03 октября 2022 года Гриценко Ю.С., 10 сентября 1965 года рождения, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 01 декабря 2016 года, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (том № 1 л.д. 47-53, 82-83).
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № Гриценко Ю.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого страхового и специального стажа (том № 1 л.д. 47-53).
Оценка пенсионных прав Гриценко Ю.С. произведена пенсионным органом на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»: специальный стаж истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 00 лет 00 месяцев 00 дней (при необходимом не менее 07 лет 06 месяцев), специальный стаж истца по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 02 года 07 месяцев 16 дней (при требуемом 05 лет), страховой стаж составляет 10 лет 10 месяцев 08 дней (при необходимом не менее 25 лет), величина ИПК – 17,662 (при необходимой величине ИПК не ниже 23,4).
Пенсионным органом в специальный стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включены периоды работы: в <данные изъяты> с 27 мая 1988 года по 15 ноября 1988 года в должности слесаря-монтажника постоянного занятого на ремонте металлургического оборудования 2 разряда; в <данные изъяты> с 16 ноября 1988 года по 27 июня 1994 года в должности газорезчика; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в должности электрослесаря, с 14 января 2004 года по 05 марта 2008 года в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда, с 06 марта 2008 года по 14 ноября 2016 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования 6 разряда, с 20 сентября 2017 года по 01 июля 2019 года в должности помощника машиниста экскаватора; по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в <данные изъяты> дороги с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в должности электромонтера 3 разряда; в страховой стаж не включены периоды работы: в <данные изъяты> с 13 марта 1992 года по 27 июня 1994 года в должности газорезчика 4 разряда; в <данные изъяты> с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в должности электромонтера 3 разряда; в Производственном объединении <данные изъяты> с 15 декабря 1995 года по 17 апреля 1996 года в должности грузчика; в <данные изъяты> с 15 июля 1997 года по 15 августа 1998 года в должности водителя; в <данные изъяты> с 03 мая 1999 года по 29 октября 1999 года в должности монтера пути 3 разряда; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в должности электрослесаря 5 разряда; в Товариществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 01 декабря 2002 года по 01 ноября 2003 года в должности техника по наладке и испытанию оборудования; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 14 января 2004 года по 05 марта 2008 года в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 06 марта 2008 года по 14 ноября 2016 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования машин 6 разряда; в Товариществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 28 апреля 2017 года по 11 сентября 2017 года в должности слесаря; в Лисаковском филиале Товарищества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 20 сентября 2017 года по 01 июля 2019 года в должности помощника машиниста экскаватора ЭКГ-8И 6 разряда, поскольку документально компетентным органом государства, на территории которого приобретен стаж, не подтверждена занятость истца в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При этом, как следует из материалов дела, в том числе из трудовой книжки, архивных справок, кадровых документов, Гриценко Ю.С. работал в период с 27 мая 1988 года по 15 ноября 1988 года в <данные изъяты> в должности слесаря-монтажника постоянно занятого на ремонте металлургического оборудования 2 разряда, с 16 ноября 1988 года по 31 декабря 1991 года в <данные изъяты> в должности газорезчика 3 разряда, с 01 января 1992 года по 27 июня 1994 года в <данные изъяты> в должности газорезчика 4 разряда (том № 1 л.д. 152-156); с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в <данные изъяты> дороги в должности электромонтера 3 разряда (том № 1 л.д. 97, 207); с 15 декабря 1995 года по 17 апреля 1996 года в Производственном объединении <данные изъяты> в должности грузчика (том № 1 л.д. 65, 66); с 15 июля 1997 года по 15 августа 1998 года в <данные изъяты> в должности водителя (том № 1 л.д. 67-70); с 03 мая 1999 года по 29 октября 1999 года в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление в должности монтера пути 3 разряда, с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление в должности электрослесаря 5 разряда, с 14 января 2004 года по 05 марта 2008 года в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда, с 06 марта 2008 года по 14 ноября 2016 года в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление в должности электрослесаря по ремонту оборудования 6 разряда (том № 1 л.д. 218-250); с 16 ноября 2002 года по 26 октября 2003 года в Товариществе с ограниченной ответственностью «Инжтехсервис» в должности техника по наладке и испытанию электрооборудования (том № 1 л.д. 214).
Кроме того, как следует из материалов дела, Гриценко Ю.С. в период с 28 апреля 2017 года по 11 сентября 2017 года работал в Товариществе с ограниченной ответственностью «Дон Мар» в должности слесаря (том № 1 л.д.75, 122-132); с 20 сентября 2017 года по 01 июля 2019 года в Лисаковском филиале Товарищества с ограниченной ответственностью «Оркен» в должности помощника машиниста экскаватора ЭКГ-8И 6 разряда на руднике (том № 1 л.д. 34 оборот, л.д.76, 134-139, 158-199).
Из сведений предоставленных Центральным филиалом АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения» следует, что на Гриценко Ю.С. перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 09 июня 1999 года по 23 августа 2019 года, за исключением ноября 2002 года и января 2004 года (том № 1 л.д. 58-64).
Полагая, что исчисление специального и страхового стажа произведено пенсионным органом неверно, такой подсчет нарушает его право на досрочное пенсионное обеспечение, Гриценко Ю.С. обратился в суд.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденными распоряжением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р, исходил из того, что для определения права на страховую пенсию по старости гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, в том числе после 13 марта 1992 года, при этом до 01 января 2002 года - независимо от уплаты страховых взносов, с учетом законодательства государства, в котором эти лица проживают.
Суд первой инстанции, исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, исходил из доказанности в ходе рассмотрения дела факта осуществления истцом в спорные периоды работы в <данные изъяты> с 27 мая 1988 года по 15 ноября 1988 года в должности слесаря-монтажника постоянно занятого на ремонте металлургического оборудования 2 разряда; в <данные изъяты> с 16 ноября 1988 года по 31 декабря 1991 года в должности газорезчика 3 разряда; с 01 января 1992 года по 27 июня 1994 года в должности газорезчика 4 разряда; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в должности электрослесаря 5 разряда, с 14 января 2004 года по 05 марта 2008 года в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда, с 06 марта 2008 года по 14 ноября 2016 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования 6 разряда; в <данные изъяты> дороги с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в должности электромонтера 3 разряда на условиях полной занятости в тяжелых условиях труда, предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР 26 января 1991 года № 10, а также Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272.
Кроме того, принимая во внимание, что факт работы истца на территории Республики Казахстан в <данные изъяты> с 13 марта 1992 года по 27 июня 1994 года в должности газорезчика 4 разряда; в <данные изъяты> с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в должности электромонтера 3 разряда; в Производственном объединении <данные изъяты> с 15 декабря 1995 года по 17 апреля 1996 года в должности грузчика; в <данные изъяты> с 15 июля 1997 года по 15 августа 1998 года в должности водителя; в <данные изъяты> с 03 мая 1999 года по 29 октября 1999 года в должности монтера пути 3 разряда; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в должности электрослесаря 5 разряда; в Товариществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 01 декабря 2002 года по 01 ноября 2003 года в должности техника по наладке и испытанию оборудования; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 14 января 2004 года по 05 марта 2008 года в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 06 марта 2008 года по 14 ноября 2016 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования машин 6 разряда; в Товариществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 28 апреля 2017 года по 11 сентября 2017 года в должности слесаря; в Лисаковском филиале Товарищества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 20 сентября 2017 года по 01 июля 2019 года в должности помощника машиниста экскаватора ЭКГ-8И 6 разряда, а также факт уплаты страховых взносов после 01 января 2002 года подтверждены трудовой книжкой истца, архивными справками, сведениями Центрального филиала АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения», суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж указанных периодов работы, а также назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты подачи соответствующего заявления 03 октября 2022 года (статья 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Так, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», поскольку Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона от 15 и.юля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» путем подписания договора.
В силу статьи 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Из приведенных положений международного соглашения, а также из положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства - участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно подпункту «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление от 16 июля 2014 года № 665), при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется, в том числе Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 1 от 26 января 1991 года).
В соответствии с Разделом II «Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых» Списка № 2 от 26 января 1991 года право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено монтажникам оборудования металлургических заводов, постоянно занятым на ремонте металлургического оборудования (2030000а-14587).
В соответствии с Разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 от 26 января 1991 года право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено газорезчикам (23200000-11618).
В соответствии с Разделом I «Горные работы» Списка № 2 от 26 января 1991 года право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено электрослесарям (слесарям) дежурным и по ремонту оборудования (2010100а-19931).
Согласно подпункту «г» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
Названным Списком от 24 апреля 1992 года № 272 предусмотрена должность электромонтеры контактной сети, занятого на магистральных железных дорогах.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня.
Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работы, указанной в подпункте 2 (работы с тяжелыми условиями труда), периодов работ, указанных в подпункте 1 (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах), а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 (работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы) - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом в соответствии с пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80 % рабочего времени.
В силу статьи 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
В соответствии с абзацем 4 пункта 5 Рекомендаций, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р, периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что полная занятость истца на работах, предусмотренных Списком № 2 от 26 января 1991 года и Списком № 272 от 24 апреля 1992 года подтверждена совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе: трудовой книжкой Гриценко Ю.С. (том № 1 л.д. 16-33), архивной справкой <данные изъяты> Филиал <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление от 03 июля 2023 года № 26.1.2-919 (том № 1 л.д. 20-21), кадровыми документами (приказами о приеме на работу и прекращении трудовых отношений) (том № 1 л.д. 23-23), архивной справкой Филиала ГКУ «ГАКО» «Лисаковский региональный государственный архив» от 10 июля 2023 года № 141 (том № 1 л.д. 24-25), архивными справками <данные изъяты> Филиал <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление от 02 октября 2020 года № 2117/2867, № 2117/2868, (том № 1 л.д. 56, 57), сведениями Центрального филиала АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения» о том, что на Гриценко Ю.С. перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 09 июня 1999 года по 23 августа 2019 года, за исключением ноября 2002 года и января 2004 года (том № 1 л.д. 58-64), архивными справками Филиала ГКУ «ГАКО» «Лисаковский региональный государственный архив» от 29 сентября 2020 года № 2015 и от 18 августа 2020 года № 07/3499 с приложением кадровых документов (приказа о приеме на работе, карточек формы Т-2) (том № 1 л.д. 65-73), уточняющей справкой <данные изъяты> Филиал <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление от 02 октября 2020 года № 2117/2869 с приложением кадровых документов (приказов о приеме на работе, прекращении трудовых отношений, личной карточки формы Т-2) (том № 1 л.д. 77-81), уточняющими справками <данные изъяты> от 09 августа 2023 года № 79 и от 05 октября 2023 года № 04 (том № 1 л.д. 97, 207), архивными справками Филиала ГКУ «ГАКО» «Лисаковский региональный государственный архив» от 11 сентября 2023 года № 2-7 с приложением личной карточки формы Т-2, выписок из приказов (том № 1 л.д. 152-156), архивными справками <данные изъяты> Филиал <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление от 27 сентября 2023 года № 26.1.2-1338, № 26.1.2-1339 с приложением личной карточки формы Т-2, кадровых документов (том № 1 л.д. 217-249).
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения в страховой стаж истца периодов работы, протекавших на территории Республики Казахстан, поскольку осуществление истцом трудовой деятельности в указанные периоды подтверждено записями в трудовой книжке истца, а также представленными в материалы дела архивными справками и справками работодателей с приложением кадровых документов, сведениями Центрального филиала АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения» о том, что на Гриценко Ю.С. перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 09 июня 1999 года по 23 августа 2019 года, за исключением ноября 2002 года и января 2004 года (том № 1 л.д. 20-23, 24-25, 26-33, 34, 54-56, 57-64, 65-73, 75, 76, 77, 78-81, 97, 121, 122-139, 147, 151-156, 158, 159-199, 214, 217-249). Сведения, содержащиеся в трудовой книжке ответчиком ничем объективно не опровергнуты, сомнений не вызывают, записи в трудовую книжку внесены последовательно, подписи и печати хорошо просматриваются, соответственно оснований ставить под сомнение работу истца в указанные периоды, не принимать во внимание данные документы ни у ответчика, ни у суда первой инстанции не имелось (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Данные доказательства стороной ответчика ничем объективно не опровергнуты (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), соответственно, оснований не принимать во внимание данные документы ни у ответчика, ни у суда первой инстанции не имелось.
Проверяя факт уплаты страховых взносов в оспариваемые периоды, суд первой инстанции принял во внимание сведения, поступившие из Центрального филиала АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения» о том, что на Гриценко Ю.С. перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 09 июня 1999 года по 23 августа 2019 года, за исключением ноября 2002 года и января 2004 года (том № 1 л.д. 58-64), что не было учтено судом первой инстанции при определении продолжительности специального и страхового стажа Гриценко Ю.С. с учетом вышеприведенных положений действующего пенсионного законодательства.
Более того, как следует из материалов дела, в том числе из трудовой книжки, архивных справок, кадровых документов, Гриценко Ю.С. работал с 01 января 1992 года по 27 июня 1994 года в <данные изъяты> в должности газорезчика 4 разряда (том № 1 л.д. 26-33, 152-155).
Списком № 2 от 22 августа 1956 года разделом XXXII «Общие профессии» предусмотрены газорезчики и их подручные, газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.
Списком № 2 от 26 января 1991 года разделом XXXIII «Общие профессии» предусмотрены газорезчики (код позиции 23200000-11618).
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Включая в специальный стаж спорный период работы истца до 01 января 1992 года, суд правильно исходили из сведений, содержащихся в его трудовой книжке, архивной справке, поскольку данными документами подтверждается период работы истца по профессии, предусмотренной Списком № 2 от 22 августа 1956 года, для которого не требовалось подтверждения постоянной занятости в особых условиях труда.
Вместе с тем, допустимых доказательств работы истца в период с 01 января 1992 года по 27 июня 1994 года, по профессии, предусмотренной Списком № 2 от 26 января 1991 года, и его постоянной занятости полный рабочий день при полной рабочей неделе по такой профессии в материалах дела не имеется.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 (далее Правила № 1015) документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию истцом при разрешении вопроса о праве работника на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2 от 26 января 1991 года, являются документальное подтверждение занятости в профессиях и в должностях, а также в тех производствах, на работах или условиях, которые предусмотрены Списком, в том числе с предоставлением доказательств постоянной занятости в течение полного рабочего дня с 01 января 1992 года.
Таким образом, периоды работы в должности газорезчика после 01 января 1992 года подлежат зачету в специальный стаж при условии занятости в течение полного рабочего дня в особых условиях труда.
В случае, когда Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотрены дополнительные требования к характеру и условиям труда, предприятием (организацией) должна представляться справка, выданная на основании первичных документов (приказы о зачислении на работу, переводе, увольнении, должностные инструкции, технический паспорт оборудования и т.д.), соответствующих по времени периода работы.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных положений, спорный периоды работы истца с 01 января 1992 года по 27 июня 1994 года в <данные изъяты> в должности газорезчика 4 разряда мог быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при доказанности факта полной занятости на работах, в должностях или профессии, предусмотренных Списком № 2 от 26 января 1991 года.
Между тем, из трудовой книжки и представленных в материалы дела архивных справок, карточки формы Т-2, также следует, что Гриценко Ю.С. с 01 января 1992 года по 27 июня 1994 года работал в <данные изъяты> в должности газорезчика 4 разряда (том № 1 л.д. 67-73, 87-94).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что относимые и допустимые доказательства, из которых можно было бы установить характер работы истца и возможность отнесения ее к Списку № 2 от 26 января 1991 года, в материалах дела отсутствуют и истцом в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены. Обязанность по доказыванию особенности работ (работы в определенных условиях), дающих право на назначение пенсии на льготных условиях, на основании части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на истца, претендующего на назначение страховой пенсии досрочно. Полная занятость на работах с тяжелыми условиями труда, вопреки ошибочному мнению истца, подлежит доказыванию и не презюмируется.
Так, в пунктах 15 и 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных работах), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. На основании статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (допустимость доказательств).
Между тем, из представленных документов, в частности, достоверно не следует, что истец был занят на работах, предусмотренных Списком № 2 от 26 января 1992 года (раздел XXXIII «Общие профессии», код позиции 23200000-11618 - газорезчики), а запись в трудовой книжке, свидетельствует лишь о факте работы истца в данной должности в спорный период. Выводы суда о том, что для включения в стаж спорного периода достаточно трудовой книжки с записями о работе, архивных справок, карточки формы Т-2, нельзя признать состоятельными, поскольку они противоречат вышеприведенным положениям пенсионного законодательства.
Записи в трудовой книжке, сведения в архивных справках и карточке формы Т-2 не могут являться достаточными доказательствами для включения данного периода в специальный стаж, поскольку в трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня законом не предусмотрено. Возможность включения вышеуказанного периода работы в специальный стаж без надлежащего подтверждения необходимых условий не соответствуют перечисленному выше порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, наличие записей в трудовой книжке истца, архивных справках и карточке формы Т-2 о работе не может служить достаточным доказательством подтверждения льготного стажа.
Кроме того, как указано выше, согласно абзацу 3 пункта 5 Рекомендаций, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, из указанных норм следует, что в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 01 января 2013 года применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части пенсии, установленные частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» до 01 января 2017 года и частями 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации после 01 января 2017 года
Поскольку в силу прямого указания пенсионного законодательства Российской Федерации, начисление и уплата дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является обязательным условием для включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, доказательств, подтверждающих, что за период работы Гриценко Ю.С. с 01 января 2013 года по 14 ноября 2016 года начислялись и уплачивались дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, материалы дела не содержат, правовых оснований для включения указанного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», у суда первой инстанции не имелось.
По приведенным мотивам решение суда первой инстанции подлежит изменению в части определения продолжительности специального и страхового стажа Гриценко Ю.С. (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенным в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, сведения о стаже работы после 13 марта 1992 года подтверждаются только по формуляру компетентного органа государства - члена, тогда как сведения о стаже работы Гриценко Ю.С. не подтверждены формуляром компетентного органа Республика Казахстан, основаны на неверном толковании норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», поскольку Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» путем подписания договора.
В силу статьи 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Из приведенных положений международного соглашения, а также из положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства - участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.
В свою очередь, пунктом 1, 3 статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения. В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
Статьей 8 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений настоящего Соглашения.
Статья 12 данного Соглашения содержит переходные положения, а именно указано, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года было ратифицировано Республикой Казахстан законом РК № 381-VI от 07 декабря 2020 года, а Российской Федерацией ратифицировано Федеральным законом от 09 ноября 2020 года № 354-ФЗ и вступило в силу для всех участников этого соглашения с 01 января 2021 года.
Таким образом, в соответствии с переходным положением статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, следует, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Поскольку спорные периоды работы Гриценко Ю.С. имели место до 01 января 2021 года, судом к спорным отношениям правильно применены положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и положения пенсионного законодательства Российской Федерации.
Оснований для иного применения норм материального права у судебной коллегии вопреки ошибочным доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Доводы ответчика со ссылкой на отмену на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий судебной коллегией отклоняются, поскольку исходя из положений Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истец Гриценко Ю.С. проживает на территории Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на отсутствие ответа компетентного органа Республики Казахстан о проверке стажа работы истца не свидетельствует о незаконности решения суда, т.к. пенсионное законодательство не содержит нормы об обязательности подтверждения компетентным органом периода работы на территории другого государства. В этом случае к документам приведенными выше нормами пенсионного права предъявляются такие же требования, как и к документам, подтверждающим работу на территории Российской Федерации (исключая периоды работы в странах - членах СНГ после 01 января 2002 года, когда необходимо подтверждать факт уплаты страховых взносов на пенсионное страхование ответом компетентного органа).
Доводы жалобы о реализации пенсионным органом права на проведение проверки документов истца, невозможности назначения пенсии до поступления ответа на запрос от компетентного органа Республики Казахстан не могут быть признаны обоснованными, с учетом того, что представленные истцом в пенсионный орган документы правомерно признаны судом достаточными и достоверными.
Несогласие в жалобе ответчика с оценкой доказательств не может повлечь отмену решения, поскольку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Как видно из постановленного решения, каждое представленное суду доказательство (в том числе, объяснения сторон, письменные доказательства) оценено судом с точки зрения его относимости, допустимости и достоверности. Результаты оценки отражены в постановленном решении.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции вопреки ошибочным доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется, так как выводы суда первой инстанции в указанной части полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда (часть 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Положения части третьей статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающие суд принять решение по заявленным истцом требованиям, а также предоставляющие суду право в случаях, предусмотренных законом, выйти за пределы заявленных требований, как и положения частей четвертой и пятой статьи 198 этого же Кодекса, закрепляющие требования к содержанию решения суда, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения, являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в резолютивной части должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Принимая во внимание нормы гражданского процессуального права, судебная коллегия изменяет решение Карталинского городского суда Челябинской области от 30 ноября 2023 года в части удовлетворения исковых требований Гриценко Ю.С. к ОСФР по Челябинской области о возложении обязанности включить в специальный и страховой стаж периоды работы (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), указав на возложение обязанности на ОСФР по Челябинской области включить Гриценко Ю.С. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в <данные изъяты> с 27 мая 1988 года по 15 ноября 1988 года в должности слесаря-монтажника постоянно занятого на ремонте металлургического оборудования 2 разряда; в <данные изъяты> с 16 ноября 1988 года по 31 декабря 1991 года в должности газорезчика 3 разряда; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в должности электрослесаря 5 разряда, с 01 февраля 2004 года по 05 марта 2008 года в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда, с 06 марта 2008 года по 31 декабря 2012 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования 6 разряда; по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в <данные изъяты> дороги с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в должности электромонтера 3 разряда; возложение обязанности на ОСФР по Челябинской области включить Гриценко Ю.С. в страховой стаж периоды работы: в <данные изъяты> с 13 марта 1992 года по 27 июня 1994 года в должности газорезчика 4 разряда; в <данные изъяты> дороги с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в должности электромонтера 3 разряда; в Производственном объединении <данные изъяты> с 15 декабря 1995 года по 17 апреля 1996 года в должности грузчика; в <данные изъяты> с 15 июля 1997 года по 15 августа 1998 года в должности водителя; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 03 мая 1999 года по 29 октября 1999 года в должности монтера пути 3 разряда; с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в должности электрослесаря 5 разряда; с 01 февраля 2004 года по 05 марта 2008 года в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда; с 06 марта 2008 года по 14 ноября 2016 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования 6 разряда; в Товариществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 01 декабря 2002 года по 26 октября 2003 года в должности техника по наладке и испытанию оборудования; в Товариществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 28 апреля 2017 года по 11 сентября 2017 года в должности слесаря; в Лисаковском филиале Товарищества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 20 сентября 2017 года по 01 июля 2019 года в должности помощника машиниста экскаватора ЭКГ-8И 6 разряда на руднике.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов дела следует, что специальный стаж истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом периодов работы включенных пенсионным органом и судом первой инстанции в редакции настоящего апелляционного определения составил более 12 лет 06 месяцев (16 лет 03 месяца 26 дней + 02 года 07 месяцев 16 дней = 18 лет 10 месяцев 12 дней), страховой стаж – более 25 лет (23 года 10 месяцев 14 дней + 10 лет 10 месяцев 08 дней = 34 года 08 месяцев 22 дня), величина ИПК более 23,4, следовательно, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на ответчика назначить Гриценко Ю.С. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 октября 2022 года
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба ответчика не содержит; другими лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карталинского городского суда Челябинской области от 30 ноября 2023 года изменить в части удовлетворения исковых требований Гриценко Юрия Семеновича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности включить в специальный и страховой стаж периоды работы.
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области включить Гриценко Юрию Семеновичу в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости
по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в <данные изъяты> с 27 мая 1988 года по 15 ноября 1988 года в должности слесаря-монтажника постоянно занятого на ремонте металлургического оборудования 2 разряда; в <данные изъяты> с 16 ноября 1988 года по 31 декабря 1991 года в должности газорезчика 3 разряда; в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в должности электрослесаря 5 разряда, с 01 февраля 2004 года по 05 марта 2008 года в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда, с 06 марта 2008 года по 31 декабря 2012 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования 6 разряда;
по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в <данные изъяты> дороги с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в должности электромонтера 3 разряда.
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области включить Гриценко Юрию Семеновичу в страховой стаж периоды работы:
в <данные изъяты> с 13 марта 1992 года по 27 июня 1994 года в должности газорезчика 4 разряда;
в <данные изъяты> дороги с 27 сентября 1994 года по 23 октября 1995 года в должности электромонтера 3 разряда;
в Производственном объединении <данные изъяты> с 15 декабря 1995 года по 17 апреля 1996 года в должности грузчика;
в <данные изъяты> с 15 июля 1997 года по 15 августа 1998 года в должности водителя;
в <данные изъяты> Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление с 03 мая 1999 года по 29 октября 1999 года в должности монтера пути 3 разряда; с 10 февраля 2000 года по 04 ноября 2002 года в должности электрослесаря 5 разряда; с 01 февраля 2004 года по 05 марта 2008 года в должности слесаря по ремонту электрических машин 5 разряда; с 06 марта 2008 года по 14 ноября 2016 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования 6 разряда;
в Товариществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 01 декабря 2002 года по 26 октября 2003 года в должности техника по наладке и испытанию оборудования;
в Товариществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 28 апреля 2017 года по 11 сентября 2017 года в должности слесаря;
в Лисаковском филиале Товарищества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с 20 сентября 2017 года по 01 июля 2019 года в должности помощника машиниста экскаватора ЭКГ-8И 6 разряда на руднике.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19 февраля 2024 года.