11RS0016-01-2020-001684-02
дело № 2–61/2021
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «14» января 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Пугачевской О. А. к администрации сельского поселения «Нювчим», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения и направить проект соглашения о выкупе,
установил:
Пугачевская О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «Нювчим» о признании срока сноса дома <адрес> истекшим 23.12.2019, возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, – с направлением проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в соответствии с требованиями ст.32 Жилищного кодекса РФ. Требования мотивированы тем, что Пугачевская О.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Постановлением администрации сельского поселения «Нювчим» от 23.12.2014 многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, признан аварийным, подлежащим сносу с установлением срока сноса до 23.12.2019, однако, на день подачи иска в суд ответчик не выполняет требования ст. 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение у истца не выкупает. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Пугачевская О.А. обратилась в суд с рассматриваемым иском.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17.11.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Истец Пугачевская О.А. и ее представитель Торлопов В.Г., допущенный к участию в деле в качестве представителя истца по устному ходатайству последнего, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, дополнительно указали, что со стороны администрации сельского поселения «Нювчим» имеется бездействие в части выполнения процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Так, истец и его представитель полагали, что поскольку установленный органом местного самоуправления срок расселения граждан истек 23.12.2019, постольку администрация сельского поселения обязана выполнить следующий этап процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ, а именно, произвести выкуп жилого помещения истца. Дополнительно ссылались на техническое состояние дома, при котором имеется угроза для жизни и здоровья при проживании в нем. Также истец и его представитель полагали незаконным направление требования о сносе дома органом местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский», поскольку данное требование должно быть направлено администрацией сельского поселения.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В., действующая на основании доверенности, возражала удовлетворению требований, указав, что спорный дом включен в программу переселения, переселение запланировано на 2021 год и все необходимые процедуры будут осуществлены в 2021 году, в связи с чем, в адрес истца было направлено требование о сносе аварийного дома. Кроме того, представитель пояснил, что земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, на кадастровом учете не состоит, в связи с чем, необходима разработка проекта планировки и проведения публичных слушаний. В связи с длительностью проводимой процедуры, установлен срок требования на 30.06.2021. Представитель полагал, что поскольку программа переселения реализуется АМО МР «Сыктывдинский», а равно все действия, в том числе по предъявлению истцу требования, осуществлены в соответствии с законом.
Ответчик администрация сельского поселения «Нювчим», будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направил, предоставив заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом при рассмотрении дела установлено, что истец Пугачевская О.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, – в котором по месту жительства, помимо истца, зарегистрирована ее дочь П.Э.В.
По результатам обследования Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Нювчим», 14.11.2014 сделано заключение о признании шестиквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации сельского поселения от 23.12.2014 №12/90 в редакции от 06.09.2019 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, – признан непригодным для проживания. Срок расселения граждан, проживающих в доме <адрес>, установлен – в течение пяти лет.
Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 08.05.2019 № 5/418 в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, утверждена адресная программа МО МР «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019 - 2025 годы».
Жилой дом <адрес>, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее истцу, включен в адресную программу МО МР «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019-2025 годы».
Согласно паспорту программы планируемая дата окончания переселения жильцов дома <адрес> запланирована на четвертый квартал 2023 года, снос дома запланирован на четвертый квартал 2024 года.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что жильем маневренного фонда истец не обеспечен.
При рассмотрении дела установлено, что 11.12.2020 собственнику жилого помещения по адресу: <адрес>, – Пугачевской О.А. предъявлено требование о сносе жилого помещения в срок до 30.06.2021.
Пугачевская О.А., ссылаясь на то, что сроки расселения проживающих в спорном многоквартирном доме граждан истекли, а проживание в нем опасно для жизни и здоровья, полагала, что у органа местного самоуправления в лице администрации сельского поселения «Нювчим» возникла обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения и направлению проекта соглашения об изъятии недвижимости.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.7 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение) признание помещением жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, установленном ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Российской Федерацией создана государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который согласно п.11 ч.1 ст.14 данного Федерального закона предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу положений п.3 ст.2 и ст.16 указанного Федерального закона если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями собственники жилых помещений в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, имеют право выбора способа реализации жилищных прав в случае включения дома в региональную адресную программу.
При этом решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию указанным органом решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о сносе дома или его реконструкции.
Таким образом, само по себе обстоятельство включения многоквартирного дома в перечень адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения органом местного самоуправления прав проживающих в таком доме граждан с учетом положений жилищного законодательства, в частности ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ №14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам следует учитывать, что в силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Следовательно, для реализации собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, своих жилищных прав орган местного самоуправления должен предъявить к таким собственникам требование о его сносе в разумный срок. При невыполнении условий такого требования подлежит изъятию земельный участок, где располагается такой многоквартирный дом и подлежит изъятию каждое жилое помещение в таком доме.
На основании п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
С 01.01.2020 утратил силу Закон Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми», положения п.1 ч.1 ст.1 которого закрепляли на основании ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, за исключением осуществления муниципального жилищного контроля.
Согласно ч.4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу вышеуказанных норм, с 01.01.2020 вопросы обеспечения проживающих в сельском поселении «Нювчим» и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в том числе по выполнению на территории сельского поселения «Нювчим» процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ, находится в компетенции администрации муниципального района «Сыктывдинский».
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что в силу положений действующего законодательства именно администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» является органом, в обязанности которого входят принятие соответствующих решений в рамках процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в том числе и изъятие земельного участка и недвижимого имущества, направление собственникам недвижимости проекта соглашения об изъятии жилого помещения в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Между тем, в рассматриваемом случае необходимо учитывать следующее.
Как указывалось выше, в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ для реализации собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, своих жилищных прав орган местного самоуправления должен предъявить к таким собственникам требование о его сносе в разумный срок и при невыполнении условий такого требования принять решение об изъятии земельного участка, где располагается такой многоквартирный дом, и изъятии жилого помещения в таком доме.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 56.3 Земельного кодекса РФ.
Согласно пп. 4 п. 2 указанной нормы принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Из п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ усматривается, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.
Таким образом, поскольку процедура, предусмотренная ст.32 Жилищного кодекса РФ состоит из нескольких следующих друг за другом этапов, этапу изъятия земельного участка и жилого помещения предшествует этап выставления органом местного самоуправления собственникам требования о сносе дома в разумный срок и только в случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос дома, земельный участок подлежит изъятию для муниципальный нужд, и подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Проанализировав перечисленные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления срок работ по сносу либо реконструкции жилого дома, земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. При этом, действительно, непринятие на протяжении длительного времени такого решения, может свидетельствовать о ненадлежащем исполнении возложенных на орган местного самоуправления полномочий и нарушении жилищных прав граждан.
При рассмотрении дела установлено, что фактически в настоящее время начата процедура изъятия земельного участка и каждого помещения в многоквартирном доме, установленная ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации путем направления собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе Пугачевской О.А., требований о добровольном сносе дома.
Как указывалось выше, собственнику жилого помещения <адрес> Пугачевской О.А. установлен срок сноса помещения до 30.06.2021.
Таким образом, поскольку установленный срок сноса помещения не наступил, он не оспорен, у органа местного самоуправления на день рассмотрения спора с учетом установленных обстоятельств обязанность по незамедлительному изъятию земельного участка и расположенных на нем жилых помещений, для чего требуется принять соответствующее решение и на основании которого выполнить действия, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, не возникла, как и не возникла обязанность по направлению проекта соглашения о выкупе жилого помещения.
Так, согласно ч. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
По смыслу положений ст. 56.7 Земельного кодекса РФ данные мероприятия совершаются на основании принятого решения об изъятии земельного участка с целью подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, и соответственно, не могут быть начаты в отсутствие такого решения и без соблюдения процедуры, предусмотренной п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ.
В связи с тем, что решение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости не принято, требования о возложении обязанности направить соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, по убеждению суда, заявлены преждевременно.
При этом один лишь факт признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу не является достаточным условием для незамедлительного принятия органом местного самоуправления решения о выкупе жилого помещения. В рассматриваемом случае суд полагает необходимым отметить, что ссылки истца и его представителя на наличие угрозы обрушения здания, а равно опасности для жизни и здоровья истца с учетом установленных обстоятельствах, при которых Пугачевская О.А. с 2013 года не проживает в спорном жилом помещении, по убеждению суда, не свидетельствуют о наличии в настоящее время реальной опасности для жизни и здоровья истца, которая требует незамедлительного решения вопроса о переселении.
Кроме того, Пугачевская О.А., обращаясь в суд с рассматриваемым исковым заявлением, в обоснование требований о возложении обязанности на орган местного самоуправления принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения указывала, просила о признании срока сноса многоквартирного дома истекшим. Требования мотивированы установленным постановлением администрации сельского поселения от 23.12.2014 №12/90 в редакции от 06.09.2019 сроком расселения граждан, проживающих в доме <адрес>.
Между тем, необходимо отметить, что названным актом установлен срок расселения проживающих в многоквартирном доме граждан, а не сноса дома. При этом суд учитывает, что Пугачевской О.А. требования о признании бездействия ответчиков незаконным, сокращении срока, предоставленного собственникам для реконструкции аварийного дома либо его сноса за счет собственных средств, не заявлены.
Более того, по убеждению суда, требования Пугачевской О.А. в названной части заявленные как самостоятельные, не являются таковыми, поскольку по существу приведены истцом в качестве основания требований о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения и земельного участка и направить проект соглашения и никаких правовых последствий, исходя из установленных обстоятельств, не влекут.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований как к администрации сельского поселения «Нювчим», так и муниципального района «Сыктывдинский» не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ,
решил:
исковые требования Пугачевской О. А. к администрации сельского поселения «Нювчим», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, – и направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 января 2021 года.
Судья Ю.В. Рачковская