РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Муравленко 10 марта 2021 года
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Ракутиной Ж.К.,
при секретаре Шелиховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-55/2021 административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Барану Олегу Валерьевичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России № 5 по ЯНАО) обратилась с административным иском к Барану Олегу Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015, 2017-2018 годы и налога на имущество за 2018 год. В обоснование указано, что Баран О.В. является плательщиком транспортного налога, как физическое лицо, на которое зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения, но несвоевременно уплатил транспортный налог за 2015, 2017-2018 год, в связи с чем налогоплательщику Баран О.В. начислены пени за период с 18.07.2017 по 17.09.2017 в размере 928 руб. 25 коп. по состоянию на 17.12.2019 в сумме 54 руб. 60 коп.; по состоянию на 15.04.2020, с учетом перерасчета транспортного налога за 2015 года в размере 243 руб. 28 коп. – за период с 18.07.2017 по 31.10.2017, в размере 6 005 руб. 70 коп. за период с 01.11.2017 по 14.04.2020. Текущая задолженность по транспортному налогу за 2015 год составляет 24 432 руб. 40 коп. В связи с несвоевременной уплатой налога за 2017 год в размере 2 064 руб., начислены пени по состоянию на 17.12.2019 в размере 6 руб. 67 коп. в связи с несвоевременной уплатой налога за 2018 год в размере 40 891 руб., начислены пени в размере по состоянию на 17.12.2019 в размере 132 руб. 22 коп. Административный ответчик также является плательщиком налога на имущество физических лиц, как собственник имущества, признаваемого объектом налогообложения, но несвоевременно уплатил налог на имущество за 2018 год, в связи с чем налогоплательщику Баран О.В. начислены пени по состоянию на 17.12.2019 в сумме 54 руб. 60 коп. Административному ответчику направлялись налоговые уведомления и требования об оплате обязательных платежей и санкций. Суммы задолженности по требованию налогового органа не уплачены. Административный истец просил взыскать с административного ответчика транспортный налог за 2015 год в размере 24 432 руб. 40 коп; пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год (за период с 18.07.2017 по 31.10.2017) в размере 243 руб. 28 коп.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год (за период с 18.07.2017 по 31.10.2017) в размере 6 005 руб. 70 коп.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в размере 6 руб. 67 коп.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год в размере 132 руб. 22 коп.; пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2018 год в размере 54 руб. 60 коп., а всего 30 874 руб. 87 коп.
До начала судебного заседания от административного истца поступило ходатайство об уточнении административных исковых требований и уменьшении суммы иска. В связи с уточнением налоговым органом платежей, административный истец просил взыскать с административного ответчика пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в размере 6 руб. 67 коп.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год в размере 132 руб. 22 коп.; пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2018 год в размере 54 руб. 60 коп.
Стороны, извещенные о дне судебного разбирательства в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились. Административный истец просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) устанавливает, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим, непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ст. 69 НК РФ).
Подпунктом 14 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике.
Транспортный налог предусмотрен главой 28 НК РФ.
На основании ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп.1 п.1 ст.359 НК РФ).
Согласно п.1 ст.3 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Налог на имущество физических лиц предусмотрен главой 32 НК РФ.
Согласно ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (п. 2 ст. 399 НК РФ).
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образовани следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (п. 1 ст. 406 НК РФ).
Из материалов дела следует, что административный ответчик Баран О.В. в 2018 году являлся собственником следующих объектов недвижимости:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
На имя Баран О.В. были зарегистрированы следующие транспортные средства:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Налоговым органом налогоплательщику, согласно представленному расчету, исчислен транспортный и имущественный налог, были направлены налоговые уведомления с исчислением транспортного и имущественного налога.
Ответчику направлялось налоговое уведомление № 36671013 от 26.06.2019 об уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога за 2017-2018 год в размере 16 885 руб. и 40 891 руб. соответственно, в срок до 02.12.2019; налоговое уведомление № 88480122 от 20.09.2019 об уплате (доплате) транспортного налога за 2017 год в размере 2 064 руб. в срок до 02.12.2019.
Судом установлено, что налогоплательщик обязанность по уплате транспортного и имущественного налога за спорные периоды в соответствии со ставками, установленными действующим законодательством исполнил с нарушением сроков.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. При этом на основании п. 3 вышеназванной статьи Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Неуплата налогоплательщиком в установленный срок указанных налогов послужила основанием к начислению пени и направлению налоговым органом в соответствии со ст. 69 и 70 НК РФ требования № 11772 от 15.04.2020 об уплате пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц и транспортного налога за 2017 год по состоянию на 15.04.2020 в сумме 54 руб. 60 коп. и 138 руб. 89 коп, в срок до 19.05.2020.
Из материалов дела усматривается, что по требованию Инспекции об уплате налога, сбора, пени, штрафа административный ответчик пени, в установленный срок не уплатил.
В связи с неисполнением требования административный ответчик обратился с заявлением к мировому судье о взыскании вышеуказанных сумм. 14.09.2020 по заявлению Барана О.В. судебный приказ № 2А-297/2020 от 24.07.2020 отменен.
14.12.2020 административный истец обратился в суд с административным иском.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (пп. 5 п. 3 указанной статьи); по смыслу положений ст. 44 НК РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
Административным ответчиком в обоснование возражений на административное исковое заявление представлены документы, подтверждающие отсутствие задолженности по уплате налогов и пени, в связи с чем, административным ответчиком уточнены административные исковые требования и уменьшена сумма иска.
Из материалов дела усматривается, что в обоснование своих возражений административным ответчиком представлены банковские выписки об уплате 03.02.2021 сумм пени в размере 132 руб. 22 коп. и 54 руб. 60 коп.
Доводы административного истца, что указанные выписки не содержат сведений и реквизитов получателя платежа и отсутствием на текущую дату в Карточке расчетов с бюджетом сведений о поступлении указанных платежей, суд считает несостоятельными, по следующим основаниям.
Расчет налога и пеней проверен судом, он соответствуют требованиям закона и не оспаривается ответчиком.
Вместе с тем, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в том числе, с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления.
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Согласно квитанции ПАО «Запсибкомбанк» от 03.02.2021 Баран О.В. произвел уплату «Транспортного налога с физических лиц (пени по соответствующему платежу)» в сумме 132 руб. 22 коп., УИН 18209965213656080837.
Согласно квитанции ПАО «Запсибкомбанк» от 03.02.2021 Баран О.В. произвел уплату «Земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах городских округу (пени по соответствующему платежу)» в сумме 54 руб. 60 коп., УИН 18209965213656080977.
Бланки извещения с указанными индексами документов (УИН) содержит реквизиты отправителя – административного ответчика, и получателя – административного истца.
Между тем, в извещении с УИН 18209965213656080977 указан КБК 18210606042042100110 – Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах городских округу (пени по соответствующему платежу). Административным истцом указано, исковое заявление не содержит требования о взыскании земельного налога.
При этом информации о наличии в собственности у административного ответчика земельных участков в материалах дела не имеется, извещение сформировано налоговым органом.
Таким образом, на день рассмотрения дела административный ответчик частично исполнил требование налогового органа, неисполненная часть в денежном выражении составляет – 06 руб. 67 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
При этом указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Судом установлено, что требование административного истца № 11772 от 15.04.2020 об уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 2 064 руб. за 2017 в сумме 06 руб. 67 коп. направлено в адрес административного ответчика 15.04.2020, с установленным сроком оплаты 19.05.2020.
С учетом указанных правовых предписаний, принимая во внимание, что общая сумма налога и пени за 2017 год не превысила 3 000 руб., трехгодичный срок со дня истечения срока исполнения требования от 15.04.2020 не истек, право на обращение налоговых органов в суд с административным иском в данном случае отсутствует.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о взыскании с административного ответчика пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 в сумме 06 руб. 67 коп. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по ЯНАО к Барану Олегу Валерьевичу о взыскании обязательных платежей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Муравленковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда окончательной форме.
Судья /подпись/ Ж.К. Ракутина
копия верна
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.03.2020. Подлинный документ находится в деле № 2а-55/2021 (УИД: 89RS0006-01-2020-001346-81) в Муравленковском городском суде Ямало-Ненецкого автономного округа.