Председательствующий – ФИО3
33-882/2022
номер дела в суде первой инстанции 2-439/2022
УИД 02RS0№-33
строка статистической отчетности 2.086
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2022 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Солоповой И.В., Кокшаровой Е.А.,
при секретаре – ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Казенного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым
иск ФИО1 (<данные изъяты>) к Казенному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» (<данные изъяты> удовлетворен.
Признан незаконным отказ Казенного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» от <дата> в назначении и выплате ФИО1 денежной компенсации расходов на приобретение и доставку твердого топлива за 2022 год как педагогическому работнику, находящемуся на пенсии, установленной для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности Республики Алтай.
Возложена обязанность на Казенное учреждение Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО1 в назначении и выплате денежной компенсации расходов на приобретение и доставку твердого топлива за 2022 год как педагогическому работнику, находящемуся на пенсии, установленной для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности Республики Алтай.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 П.И. обратился в суд с иском к КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» о признании незаконным отказа ответчика в назначении и выплате денежной компенсации расходов на приобретение и доставку твердого топлива за 2022 год как педагогическому работнику, находящемуся на пенсии, установленной для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности Республики Алтай, возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав в назначении и выплате денежной компенсации, мотивировав требования тем, что <дата> им получен отказ в выплате денежной компенсации, поскольку при выходе на пенсию он не пользовался льготой по оплате жилья и коммунальных услуг. Отказ считает незаконным, поскольку проживая с женой ФИО5 по <адрес> в <адрес>, они совместно пользовались данной выплатой с 1993 г. по 2010 г. на него, с 2011 по 2021 г. на жену, в соответствии с п. 14 приложения № 2 к постановлению Правительства Республики Алтай от 14.06.2011 № 124 одновременно оформить льготу они не могли.
Определением Шебалинского районного суда Республики Алтай от <дата> привлечена к участию в деле в качестве третьего лица ФИО5
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований и взыскании расходов на оплату государственной пошлины просит в апелляционной жалобе КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>», в обоснование жалобы, указывает, что меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам государственных образовательных организаций в <адрес>, работающим и проживающим в <адрес> и пенсионерам из их числа, имеющим стаж работы не менее 10 лет при условии, что при выходе на пенсию они пользовались мерой социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. С 2011 по 2021 год мерами социальной поддержки пользовалась супруга ФИО5, а поскольку ФИО2 П.И. при выходе на пенсию ими не воспользовался, оснований для выплаты компенсации у ответчика не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Казенного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» ФИО6, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, ФИО1, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 П.И. имеет стаж работы в педагогической деятельности 28 лет 11 месяцев 23 дня.
Ежегодная компенсация расходов на приобретение и доставку твердого топлива ФИО1 была назначена и выплачивалась в период с <дата> по <дата>.
ФИО2 П.И. зарегистрирован и проживает в сельской местности по адресу: <адрес> Республики Алтай.
ФИО2 П.И. <дата> обратился в КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о предоставлении единовременной денежной компенсации расходов на приобретение (и доставку) твердого топлива за 2022 год.
Решением КУ РА «УСПН <адрес>» от <дата> ФИО1 отказано в назначении выплаты, в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги, поскольку при выходе на пенсию ФИО2 В.П. не пользовался льготой по оплате жилья и коммунальных услуг, установленной для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности Республики Алтай.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что ФИО2 П.И. при выходе на пенсию пользовался льготой по оплате жилья и коммунальных услуг, установленной для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности Республики Алтай, в связи с чем решение КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержалась в абзаце 3 пункта 5 статьи 55 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании», утратившим силу с 1 сентября 2013 года.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), и относит защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б", "ж" части 1).
Это означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается не только на Российскую Федерацию, но и на каждый из ее субъектов, и что соответствующее регулирование должно осуществляться исходя из предписаний статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона Республики Алтай от 07.06.2005 № 43-РЗ «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай» педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Алтай и муниципальных образовательных организаций в Республике Алтай, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай, меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
В п. 6 Перечня должностей педагогических работников образовательных организаций Республики Алтай и муниципальных образовательных организаций в Республике Алтай, проживающих в сельской местности Республики Алтай, которым предоставляются меры социальной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 26 сентября 2005 г. № 175, предусмотрен, в частности учитель.
Приложением № 2 к постановлению Правительства Республики Алтай от 14.06.2011 № 124 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Алтай и муниципальных образовательных организаций в Республике Алтай, проживающим в сельской местности Республики Алтай.
Согласно указанному Порядку меры социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляются педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Алтай и муниципальных образовательных организаций в <адрес>, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай, и пенсионерам из их числа, имеющим стаж работы в указанных учреждениях не менее 10 лет при условии, что при выходе на пенсию они пользовались льготой по оплате жилья и коммунальных услуг, установленной для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (далее - граждане) (п.1).
Денежная компенсация расходов на приобретение твердого топлива назначается и производится бюджетным учреждением Республики Алтай в сфере социальной поддержки населения, предоставляется по адресу, где гражданин зарегистрирован в установленном порядке (место жительства или место пребывания) и осуществляет платежи за жилое помещение и коммунальные услуги (пункты 4, 5,13).
Как следует из пояснений ФИО1, в период его работы он пользовался льготами с 1993 года по 2010 год, с 2011 года по 2021 года не пользовался льготами как педагогический работник, поскольку данными льготами в указанный период пользовалась его супруга ФИО5
Супруга ФИО1 – ФИО5 состояла на учете как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности по адресу: <адрес> Республики Алтай и пользовалась мерами социальной поддержки. Выплата компенсации расходов на приобретение и доставку твердого топлива была назначена и выплачена в период с <дата> по <дата>.
Из изложенного следует, что жена ФИО1 – ФИО5, проживая на территории Республики Алтай, относящейся к сельской местности, пользовалась в установленном порядке мерами социальной поддержки по отоплению жилья, а ФИО2 П.И. не оформлял льготы на себя, поскольку имея на это право, пользовался ими как член семьи.
Между тем, юридически значимыми обстоятельствами, влекущими возникновение у ФИО1 права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в силу ч. 8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является наличие стажа в педагогической деятельности и проживание в сельском населенном пункте.
Как следует из материалов дела, деятельность истца соответствовала указанным требованиям, иного законодатель не предусмотрел, следовательно, право истца на предоставление мер социальной поддержки не может быть ограничено в связи с тем обстоятельством, что после выхода на пенсию он не обращался за получением льгот, поскольку на момент назначения пенсии истец уже имел стаж работы в образовательных учреждениях в сельской местности на педагогических должностях более 10 лет, проживал в сельской местности, право на получение мер социальной поддержки было им приобретено на момент принятия нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми у истца возникло соответствующее право.
Проживая совместно с супругой получавшей льготы по оплате коммунальных услуг, истец данными мерами социальной поддержки не мог пользоваться вынужденно, по причине действовавшего правового регулирования, что не может являться основанием к лишению ФИО1 мер социальной поддержки.
Следовательно, Казенным учреждением Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» было необоснованно отказано ФИО1 в предоставлении меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Казенного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи И.В. Солопова
Е.А. Кокшарова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме <дата>.