РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2021 года село Ведено
Веденский районный суд Чеченской Республики в составе: председательствующего судьи Садулаева И.А., при секретаре Гудаевой М.Р., с участием помощника прокурора Веденского района Чеченской Республики Улубаева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело №2-217/2021 по искам заместителя прокурора Веденского района ЧР, в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Агишбатойская СОШ», МБОУ «Верхатойская СОШ», МБОУ «Веденская СОШ №1», МБОУ «Веденская СОШ №2», МБОУ «Гунинская СОШ», МБОУ «Даргинская СОШ №1», МБОУ «Даргинская СОШ №2», МБОУ «Дуц-Хуторская СОШ», МБОУ «Дышне-Веденская СОШ им. А.А. Загаева», МБОУ «Дышне-Веденская СОШ №2», МБОУ «Марзой-Мохская СОШ», МБОУ «Махкетинская СОШ», МБОУ «Макажойская СОШ», МБОУ «Нефтянская СОШ», МБОУ «Октябрьская СОШ» об обязании руководителей указанных учреждений в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести практические занятия и инструктажи с работниками Учреждения и утвердить план-график проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности на 2021 год,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Веденского района ЧР, в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к МБОУ «Агишбатойская СОШ», МБОУ «Верхатойская СОШ», МБОУ «Веденская СОШ №1», МБОУ «Веденская СОШ №2», МБОУ «Гунинская СОШ» МБОУ «Даргинская СОШ №1», МБОУ «Даргинская СОШ №2», МБОУ «Дуц-Хуторская СОШ», МБОУ «Дышне-Веденская СОШ им. А.А. Загаева», МБОУ «Дышне-Веденская СОШ №2», МБОУ «Марзой-Мохская СОШ», МБОУ «Махкетинская СОШ», МБОУ «Макажойская СОШ», МБОУ «Нефтянская СОШ», МБОУ «Октябрьская СОШ» об обязании руководителей указанных учреждений в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести практические занятия и инструктажи с работниками Учреждений и утвердить план-график проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности на 2021 год, мотивируя свои требования следующим: прокуратурой района в июне текущего года проведен анализ исполнения МБОУ «Агишбатойская СОШ», МБОУ «Верхатойская СОШ», МБОУ «Веденская СОШ №1», МБОУ «Веденская СОШ №2», МБОУ «Гунинская СОШ», МБОУ «Даргинская СОШ №1», МБОУ «Даргинская СОШ №2», МБОУ «Дуц-Хуторская СОШ», МБОУ «Дышне-Веденская СОШ им. А.А. Загаева», МБОУ «Дышне-Веденская СОШ №2», МБОУ «Марзой-Мохская СОШ», МБОУ «Махкетинская СОШ», МБОУ «Макажойская СОШ», МБОУ «Нефтянская СОШ», МБОУ «Октябрьская СОШ» законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий), в ходе которой в деятельности указанных муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Веденского муниципального района Чеченской Республики (далее - Учреждения) выявлены нарушения закона, требующие принятия мер по их устранению.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № Э5-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № Э5-ФЗ), основными принципами противодействия терроризму являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов, подвергающихся террористической опасности, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 274-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пункт 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, устанавливает, что основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В порядке п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-Ф3 Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования) утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и форма паспорта безопасности объектов (территорий).
В соответствии с п. 1 Требований, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.
Согласно п. 5 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу п. 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
В соответствии с пунктами 24, 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей и четвертой категории опасности осуществляются, в том числе, следующие мероприятия: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Установлено, что Учреждению присвоена третья категория опасности объекта (территории), однако в нарушение требований, Учреждением Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах в образовательной организации не принято; практические занятия и инструктажи с работниками Учреждения в 4 квартале 2020 года и истекшем периоде 2021 года не проводились; план-график проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности на 2021 год не утвержден.
В ходе настоящей проверки установлено, что практические занятия и инструктажи с работниками Учреждения в истекшем периоде 2021 г. не проводились; план-график проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности на 2021 год не утвержден.
Следует отметить, что в силу последних событий произошедших 11.05.2021 в образовательном учреждении в г. Казань Республики Татарстан обеспечение антитеррористической защищенностью образовательных учреждений является одним из наиболее важных направлений образовательной деятельности, поскольку несоблюдение вышеуказанных требований может привести к непредсказуемым последствиям в случае совершения противоправных деяний, в том числе террористического характера, последствия которых носят непоправимый характер и в первую очередь связаны с причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетних и персонала школы, а также причинению крупного материального ущерба образовательному учреждению
Представитель истца - помощник прокурора Веденского района ЧР Улубаев А.А. в суд явился, исковые требования заместителя прокурора района поддержал и просил их удовлетворить.
Представители ответчиков – муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Веденского муниципального района ЧР в суд не явились. Направили заявления с просьбой о рассмотрении дел в их отсутствие, не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Суд, заслушав представителя истца, огласив поступившие от представителей ответчиков заявления, исследовав материалы дела, находит заявленные заместителем прокурора требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что директорами указанных выше общеобразовательных учреждений Веденского муниципального района ЧР, ненадлежащим образом осуществляются свои полномочия и не принимаются действенные меры, направленные на исполнение указанных выше требований законов, т.е. не проведены практические занятия и инструктажи с работниками Учреждения и не утверждён план-график проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности на 2021 год.
Бездействие ответчиков свидетельствует о существенных нарушениях законодательства, так как согласно ч.7 ст. 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ), основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Под бездействием, по смыслу закона, понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются все законные основания для обязании администраций указанных выше общеобразовательных учреждений Веденского муниципального района ЧР устранить допущенные нарушения и провести практические занятия и инструктажи с работниками Учреждений и утвердить план-график проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности на 2021 год.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнитель решения суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав – исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в суд и прокурору Веденского района ЧР должно быть сообщено об исполнении решения суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования заместителя прокурора Веденского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Агишбатойская СОШ», МБОУ «Верхатойская СОШ», МБОУ «Веденская СОШ №1», МБОУ «Веденская СОШ №2», МБОУ «Гунинская СОШ», МБОУ «Даргинская СОШ №1», МБОУ «Даргинская СОШ №2», МБОУ «Дуц-Хуторская СОШ», МБОУ «Дышне-Веденская СОШ им. А.А. Загаева», МБОУ «Дышне-Веденская СОШ №2», МБОУ «Марзой-Мохская СОШ», МБОУ «Махкетинская СОШ», МБОУ «Макажойская СОШ», МБОУ «Нефтянская СОШ», МБОУ «Октябрьская СОШ» Веденского муниципального района Чеченской Республики об обязании руководителей указанных учреждений в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести практические занятия и инструктажи с работниками Учреждения и утвердить план-график проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности на 2021 год, - удовлетворить.
Обязать МБОУ «Агишбатойская СОШ», МБОУ «Верхатойская СОШ», МБОУ «Веденская СОШ №1», МБОУ «Веденская СОШ №2», МБОУ «Гунинская СОШ», МБОУ «Даргинская СОШ №1», МБОУ «Даргинская СОШ №2», МБОУ «Дуц-Хуторская СОШ», МБОУ «Дышне-Веденская СОШ им. А.А. Загаева», МБОУ «Дышне-Веденская СОШ №2», МБОУ «Марзой-Мохская СОШ», МБОУ «Махкетинская СОШ», МБОУ «Макажойская СОШ», МБОУ «Нефтянская СОШ», МБОУ «Октябрьская СОШ» Веденского муниципального района Чеченской Республики провести практические занятия и инструктажи с работниками Учреждения и утвердить план-график проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности на 2021 год в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 30 июля 2021 года.
Председательствующий И.А. Садулаев