УИД:22RS0003-01-2019-000780-08 Дело №2а-568/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бийск 26 ноября 2019 года
по проверке сведений, предоставленных налогоплательщиком и налоговыми агентами, обоснованности исчисления ими налоговой базы и налоговой ставки Бийский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Аникиной Н.С.,
при секретаре Карамновой С.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю к Тартыжовой Любови Петровне о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Тартыжовой Л.П. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц.
В обоснование административных исковых требований указала, что Тартыжова Л.П. состоит на учете в качестве налогоплательщика, в том числе по налогу на доходы физических лиц.
Согласно данным, полученным от ООО «Форвард», административным ответчиком получен доход в двух налоговых периодах, с которого не удержан налог на доходы физических лиц за 2016 год и за 2017 год. В результате чего сумма налога за 2016 год составила 3233 руб., за 2017 год- 3731 руб.
В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить указанные суммы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку исполнения ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени недоимка по налогу на доходы физических лиц не уплачена.
Ссылаясь на положения ст. 210, п.п. 1, 5 ст. 226, ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю просит взыскать с Тартыжовой Л.П. недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2016, 2017 годы в сумме 6964 руб.
Административный истец- представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю ФИО4 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Административный ответчик Тартыжова Л.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена по месту жительства и регистрации, не представила суду доказательства уважительности причин неявки, об отложении судебного заседания ходатайств не поступало, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Тартыжовой Л.П., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица ООО «Форвард» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания заинтересованное лицо уведомлено надлежащим образом. Причину неявки не сообщило, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Пунктом 3 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящего Кодекса процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением: материальной выгоды, полученной от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты; материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них; материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации при получении дохода в виде материальной выгоды налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
При этом, абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом в порядке, установленном Кодексом.
Следовательно, получение налогоплательщиком материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами является основанием для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации, и, следовательно, влечет за собой обязанность по исчислению и уплате налога в бюджет.
На основании п. 2 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса.
Как установлено подпунктом 7 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 настоящей статьи, дата фактического получения дохода определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства, при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств.
На основании положений п.п. 1, 2 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации кредитная организация признается налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, которые получены налогоплательщиками (физическими лицами) и источником которых является кредитная организация.
Пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ установлено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Как следует из материалов дела, между ОАО «Сбербанк России» и Тартыжовой Л.П. ДД.ММ.ГГГГ был заключен кредитный договор №, в соответствии с которым ОАО «Сбербанк России» предоставил заемщику кредит в сумме 200000 руб., сроком до ДД.ММ.ГГГГ, под 21, 95 % годовых.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в солидарном порядке с Тартыжовой Любови Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Алтайского отделения №8644 взыскана сумма задолженности по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 256 011 (двести пятьдесят шесть тысяч одиннадцать) рублей 53 копейки, в том числе: просроченный основной долг - 177 516 рублей 29 копеек; просроченные проценты - 33 116 рублей 31 копейка; неустойка за просроченный основной долг - 19 790 рублей 42 копейки; неустойка за просроченные проценты - 25 588 рублей 51 копейка.
При этом, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и ООО «Форвард» был заключен договор уступки прав (требований) №, согласно которому последнему было передано право требования по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Тартыжовой Л.П., на сумму 210 632 руб. 60 коп.
Определением Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена взыскателя в установленном решением Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ правоотношении, а именно: взыскателя ОАО «Сбербанк России» в лице Алтайского отделения № по делу № его правопреемником ООО «Форвард».
Согласно уведомлениям ООО «Форвард» об изменении условий кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным Тартыжовой Л.П., с указанной даты размер процентной ставки за пользование кредитом по кредитному договору составляет 0,001% годовых.
В этой связи ООО «Форвард» направило в Межрайонную ИФНС России № 1 по Алтайскому краю справку 2-НДФЛ за 2016 год № от ДД.ММ.ГГГГ о получении Тартыжовой Л.П. дохода в сумме 9236 руб. 64 коп. и справку 2-НДФЛ за 2017 год № от ДД.ММ.ГГГГ о получении административным ответчиком дохода в сумме 10 658 руб. 93 коп. в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами.
Налоговый орган, в силу ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации, обязан осуществлять налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, в силу действующего законодательства на налоговый орган возложена обязанность по проверке сведений, предоставленных налогоплательщиком и налоговыми агентами, обоснованности исчисления ими налоговой базы и налоговой ставки.
Пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ установлено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
На основании абзацев 1 и 2 п.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Пунктом 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю посредством почтовой связи направила Тартыжовой Л.П. налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указана сумма налога на доходы физических лиц за 2016 год и 2017 год, подлежащая уплате, сумма дохода, с которого не был удержан налог налоговым агентом, код дохода, налоговая ставка, срок уплаты налога, что соответствует п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, административный ответчик Тартыжова Л.П. обязанность по уплате налога в установленный срок не исполнила, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Абзацами 1 и 4 п. 4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога, как следует из п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Поскольку административный ответчик Тартыжова Л.П. налог на доходы физических лиц в установленные сроки не уплатила, у нее образовалась недоимка по данному налогу, что послужило основанием для направления в адрес налогоплательщика требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которое содержало данные, предусмотренные п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сведения о сроке уплаты недоимки - до ДД.ММ.ГГГГ.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю требования Налогового кодекса Российской Федерации по проверке сведений, предоставленных налоговым агентом, обоснованности исчисления им налоговой базы и налоговой ставки, направлении уведомления об уплате налога и соответствующего требования исполнены. В свою очередь, административный ответчик Тартыжова Л.П. обязанность по уплате налога за спорный налоговый период не исполнила, что дает суду правовые основания для взыскания образовавшейся недоимки.
С учетом изложенных обстоятельств, с Тартыжовой Л.П. надлежит взыскать недоимку за 2016 год, за 2017 год по налогу на доходы физических лиц в размере 6964 руб. 00 коп.
На основании п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзацы 3 и 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что в порядке приказного производства Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ (требование об уплате недоимки № подлежало исполнению до ДД.ММ.ГГГГ), то есть в установленные законом сроки.
Административное исковое заявление о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу и пени в связи с отменой ДД.ММ.ГГГГ судебного приказа было подано в Бийский районный суд Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ, также в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогу.
Учитывая изложенные обстоятельства, совокупность собранных по делу доказательств, суд находит административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с чем, с Тартыжовой Л.П. взыскивается недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в сумме 3233 руб. 00 коп., недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 3731 руб. 00 коп., всего 6964 руб. 00 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу подпункта 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Тартыжовой Л.П. надлежит взыскать госпошлину в доход муниципального образования Бийский район Алтайского края в размере 400 руб. 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 114, 175-180, 286, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю к Тартыжовой Любови Петровне о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц.
Взыскать с Тартыжовой Любови Петровны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 3233 рубля 00 копеек, за 2017 год в размере 3731 рубль 00 копеек, а всего 6964 (шесть тысяч девятьсот шестьдесят четыре) рубля 00 копеек.
Взыскать с Тартыжовой Любови Петровны государственную пошлину в доход муниципального образования Бийский район Алтайского края в размере 400 рублей 00 копеек.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 04 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда с подачей жалобы через Бийский районный суд.
Судья Н.С. Аникина