РЕШЕНИЕ
ИФИО1
04 августа 2021 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи по делу – судьи Афонина Г.В.,
при секретаре судебного заседания – ФИО3,
с участием представителей административных ответчиков: военного комиссариата <адрес> – ФИО4; военного комиссариата <адрес> – ФИО5,
рассмотрев в Ленинском районном суде <адрес> в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Военному комиссариату <адрес>, Военному комиссариату <адрес>, Призывной комиссии <адрес> о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес>.
При прохождении мероприятий, связанных с весенним призывом на военную службу 2021 года его признали годным, решением призывной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ он был призван на военную службу по призыву.
Истец указывает, что во время весеннего призыва 2021 года он явился по повестке для прохождения медицинского освидетельствования, озвучивал имеющиеся у него жалобы на состояние здоровья - на периодические высыпания в виде красных пятен, которые иногда чешутся и шелушатся.
Истец полагает, что в настоящее время достоверно установить его диагноз не представляется возможным, и указывает, что в связи с п. 4 ст. 5.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия его должна была направить на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию, поскольку имеющиеся у него жалобы могут соответствовать ст.ст. 12, 84 Расписания болезней Приложением 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. ст. 45, 63, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 218, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит суд признать незаконным решение призывной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о призвании административного истца на военную службу по призыву; отменить решение призывной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, о дате времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом, в порядке, установленном Главой 9 КАС РФ, обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата <адрес>, действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании ФИО4 в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласна, по основаниям письменного отзыва, просила в иске отказать.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата <адрес>, действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании ФИО5 в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласна, просила в иске отказать, указав, что в настоящее время призывная комиссия окончила свою работу и действие, решение призывной комиссии не реализовано, в связи с чем в настоящее время права призывника не нарушаются, следовательно, оснований для удовлетворения административного искового заявления и изложенных в нем требований не имеется, призывник подлежит призыву на военную службу в осенний призыв 2021 года, где он вновь подлежит освидетельствованию военно-врачебной комиссией и в настоящее время он не лишен возможности озвучить о своих жалобах при прохождении медицинской комиссии в осенний призыв.
Административный ответчик - призывная комиссия <адрес>, уведомленная о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание представителей не направила.
С учетом мнения явившихся представителей ответчиков, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В случае, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, они могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего в порядке главы 22 КАС РФ (ст. 218 КАС РФ).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению; военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565, определены Требования к состоянию здоровья граждан при призыве на военную службу, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого, определяется годность граждан к военной службе.
В силу статьи 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Пунктами 1 - 4 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ предусмотрено, что граждане проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе по пяти категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Аналогичные положения закреплены в пункте 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565.
В силу пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565.
Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 574 (пункт 8 указанного Положения).
Решение призывной комиссии в отношении призывника зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.
Существо административного иска сводится к тому, что при определении категории годности административного истца к военной службе, призывной комиссией был нарушен порядок ее определения.
В то же время, доводы административного истца о невозможности установления достоверного диагноза по имеющимся в распоряжении призывной комиссии медицинским документам опровергаются представленными истцом данными, на основании которых врачами были установлены диагнозы, имеющиеся у истца.
Судом установлено, что ФИО2 состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> с 2018 года.
ФИО2 имел отсрочку от призыва на военную службу ввиду обучения в ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» до 2021 года.
В период весеннее - летнего призыва 2021 года ФИО2 проходил обследование.
При обследовании врачом-неврологом ФИО6 на основании имеющихся жалоб на редкие головные боли, повышенную утомляемость, единичный случай потери сознания в 2019 году, амбулаторной карты ФИО2, осмотра призывника, заявителю установлен диагноз «Вегетососудистая дистония с единичным синкопальным расстройством сознания по анамнезу в 2019 года, что соответствует ст. 24Г главы 6 «Болезни нервной системы» Расписания болезней категория годности «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, о чем указано в лист медицинского свидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58).
Из представленного личного дела гражданина, подлежащего призыву на военную службу усматривается, что ФИО2 с указанными жалобами последний раз обращался ко врачу в 2019 году и после проведенного стационарного обследования к неврологу не обращался.
При обследовании врачом дерматовенерологом на имеющиеся жалобы при осмотре был установлен диагноз «Дисгидроз кистей», который соответствует категории годности «А» и не подпадает под статьи Расписания болезней. На учете у дерматовененролога ФИО2 не состоит, с жалобами не обращался, лечения не проходил, какие-либо медицинские документы не представлял.
Лист медицинского освидетельствования врачом-дерматовенерологом не составлялся, в соответствии с п. 2 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 533 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном медицинском освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, и правил их заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 39382) ввиду установления ФИО2 категории годности к военной службе «А». Диагноз врача указан в карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, личного дела призывника.
Оснований для применения, указанных ФИО2 в административном исковом заявлении, статьи 12 «Эутиреоидный зоб» и статьи 84 «Отравления лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами, токсическое действие веществ, преимущественно немедицинского назначения; воздействие внешних причин» у медицинской комиссии не имелось, каких-либо документов, указывающих на заболевания, относящихся к данным статьям Расписания болезней, административных истцом не представлялось, жалоб не предъявлялось.
По результатам медицинского освидетельствования, после необходимых обязательных исследований, проведенных до принятия итогового заключения врачом, руководящим работой медицинской комиссии, категория годности была установлена, медицинское заключение вынесено.
При указанных обстоятельствах, оснований для направления истца на стационарное, либо амбулаторное обследование у военно-врачебной комиссии не имелось, оспариваемое истцом решение принято призывной комиссией в рамках представленных ей полномочий на основании результатов проведенного медицинского освидетельствования, с соблюдением процедуры принятия.
Учитывая изложенное, суд не усматривает нарушений требований действующего законодательства при проведении медицинского освидетельствования комиссией, напротив все требования были соблюдены в полном объеме.
Решением призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - протокол 31, ФИО2 призван на военную службу на основании п.п. «а» п. 1 ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», категория годности «Б» - 4 - годен к прохождению военной службы с незначительными ограничениями, по ст. 24 Г Расписания болезней, диагноз «Вегето - сосудистая дистония» (л.д. 49).
ДД.ММ.ГГГГ решение призывной комиссии озвучено, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ под подпись вручена повестка на ДД.ММ.ГГГГ на отправку в Вооруженные Силы Российской Федерации, при этом по повестке административный истец не явился.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца.
Учитывая, что ФИО2 на отправку в Вооруженные силы РФ не явился, он подлежит призыву на военную службу в осенний призыв 2021 года, где он вновь подлежит освидетельствованию военно-врачебной комиссией в связи с чем, нарушения каких-либо прав административного истца, а также незаконного возложения на него какой-либо обязанности судом не установлено.
Таким образом, вышеуказанной совокупности норм для удовлетворения административного иска судом не установлено, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Г.В. Афонин
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.