ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-11306/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 28 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Снегирева Е.А., Григорьевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-3649/2019) по кассационной жалобе Главного управления МЧС России по Псковской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 13 февраля 2020 года (№ 33а-168/2020) по административному исковому заявлению Кунгурцева А.В. к Главному управлению МЧС России по Псковской области об оспаривании решения комиссии Главного управления МЧС России по Псковской области от 12 сентября 2019 года о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., объяснения участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи представителя Главного управления МЧС России по Псковской области Заливацкой А.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Кунгурцева А.В., возражавшего против ее доводов, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кунгурцев А.В. обратился в Псковский городской суд Псковской области с административными исковыми требованиями к Главному управлению МЧС России по Псковской области о признании незаконным решения комиссии Главного управления МЧС России по Псковской области (далее - ГУ МЧС России по Псковской области) по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам (гражданам), проходящим службу (уволенным со службы) в Главном управлении и подчиненных подразделениях от 12 сентября 2019 года, оформленного выпиской из протокола заседания №, о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований указал, что 17 декабря 2013 года он обратился в ГУ МЧС России по Псковской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к заявлению копии паспорта, СНИЛС, свидетельства о расторжении брака, послужного списка, выписок из лицевого счета по месту регистрации и ЕГРН.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МЧС России по Псковской области от 17 марта 2014 года он был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с указанной даты.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Псковской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам (гражданам), проходящим службу (уволенным со службы) в Главном управлении и подчиненных подразделениях (далее комиссия Главного управления МЧС России по Псковской области) от 12 сентября 2019 года он был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее Правила), в частности, по причине указания в заявлении о постановке на учет от 17 декабря 2013 года недостоверных сведений о составе семьи один человек, не указании в качестве члена семьи несовершеннолетней дочери, зарегистрированной совместно с ним по месту жительства.
Указанное решение комиссии Главного управления МЧС России по Псковской области полагал незаконным, поскольку брак между ним и матерью его дочери был расторгнут в 2011 году, с момента расторжения брака бывшая жена и дочь проживают отдельно, что подтверждается судебным приказом от 12 августа 2011 года о взыскании алиментов, постановлениями о возбуждении исполнительного производства от 25 августа 2011 года и о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту работы должника от 5 мая 2016 года, договором найма ФИО5 (бывшей супругой) от 15 января 2019 года жилого помещения.
В связи с этим, полагал вывод комиссии ГУ МЧС России по Псковской области о предоставлении им недостоверных сведений неверным, а обжалуемое решение нарушающим его право на неприкосновенность частной жизни.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 6 ноября 2019 года административное исковое заявление Кунгурцева А.В. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 13 февраля 2020 года решение Псковского городского суда Псковской области от 6 ноября 2019 года отменено, принято новое решение, которым удовлетворено административное исковое заявление Кунгурцева А.В. Признано незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по Псковской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам (гражданам), проходящим службу (уволенным со службы) в Главном управлении и подчиненных подразделениях от 12 сентября 2019 года, оформленного выпиской из протокола заседания данной комиссии №, о снятии Кунгурцева А.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На ГУ МЧС России по Псковской области возложена обязанность восстановить Кунгурцева А.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения согласно его очередности, действующей на 12 сентября 2019 года.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 13 февраля 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 20 мая 2020 года, ГУ МЧС России по Псковской области ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с существенным нарушением норм материального права, без устранения которых невозможна защита прав и законных интересов несовершеннолетней дочери Кунгурцева А.В., с учетом которой должен был решаться вопрос о его нуждаемости в единовременной социальной выплате, при том, что право Кунгурцева А.В. состоять на учете для получения указанной выплаты не оспаривалось.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что 17 декабря 2013 года Кунгурцев А.В. обратился в ГУ МЧС России по Псковской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, при этом в заявлении указал, что дочь не входит в его состав семьи, однако вместе с ним зарегистрированы (не проживают) бывшая жена ФИО5 и дочь ФИО6, 10 декабря 2001 года рождения. К заявлению Кунгурцев А.В. приложил копии паспорта, СНИЛС, свидетельства о расторжении брака, послужного списка, выписку из лицевого счета по месту регистрации и ЕГРН.
Согласно выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ Кунгурцев А.В. зарегистрирован вместе с отцом, сестрой, бывшей женой и дочерью (всего 5 человек) в муниципальной квартире, площадью 61,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>
Решением комиссии ГУ МЧС России по Псковской области от 17 марта 2014 года, оформленного протоколом №, Кунгурцев А.В. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с 17 декабря 2013 года составом семьи 1 чел.
Согласно выпискам из лицевого счета от 22 января и от 3 сентября 2019 года состав зарегистрированных лиц в указанной квартире не изменился.
Решением комиссии ГУ МЧС России от 12 сентября 2019 года, оформленным выпиской из протокола заседания №, пенсионер ФПС ГПС МЧС Кунгурцев А.В. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Как следует из выписки протокола заседания №, при пересмотре учетного дела Кунгурцева А.В. было установлено, что в заявлении о постановке на учет он указал недостоверные сведения о составе семьи - 1 человек. Поскольку документов о фактическом проживании несовершеннолетней дочери представлено не было, то регистрация по одному месту жительства позволяла сделать вывод, что ребенок проживает совместно с Кунгурцевым А.В., является членом его семьи.
Отказывая в удовлетворении заявленный исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что, выявив сведения не соответствующие сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки Кунгурцева А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи один человек, комиссия ГУ МЧС России по Псковской области обоснованно приняла решение о снятии административного истца с учета на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая апелляционную жалобу Кунгурцева А.В. на решение суда первой инстанции, не согласился с такими выводами в силу следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, условия реализации таких отношений, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 283-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, один раз, за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое об удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что указание в заявлении Кунгурцевым А.В. несовершеннолетней дочери в качестве члена семьи не свидетельствовало бы отсутствии у него права на постановку на такой учет, что не оспаривается ГУ МЧС России по Псковской области в кассационной жалобе.
Таким образом, оспариваемое Кунгурцевым А.В. решение о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании подпункта «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты правильно признаны судом апелляционной инстанции незаконным.
Доводы кассационной жалобы о нарушении постановлением суда апелляционной инстанции прав несовершеннолетней дочери административного истца являются несостоятельными, поскольку признанное незаконным решение ГУ МЧС России по Псковской области о снятии Кунгурцева А.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на защиту этих прав не направлено. Кроме того, защита прав несовершеннолетней дочери Кунгурцева А.В. к компетенции ГУ МЧС России по Псковской области не относится.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 13 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления МЧС России по Псковской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 13 февраля 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 5 августа 2020 года.