Дело № 2-37/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
с. Георгиевское 04 апреля 2018 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего судьи Власова О.В.,
с участием: прокурора Межевского района Костромской области
Кочетенкова Д.А.,
при секретаре Скворцовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Межевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области об устранении нарушения законодательства в сфере содержания мест захоронения
у с т а н о в и л:
Прокурор Межевского района Костромской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района об обязании устранить нарушения законодательства в сфере содержания мест захоронения. Из содержания искового заявления следует, что прокуратурой Межевского района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно- эпидемиологического законодательства, в ходе которой в деятельности администрации Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области выявлены нарушения требований федерального законодательства. В ходе проведения проверки установлено, что на территории Георгиевского сельского поселения имеется 2 общественных кладбища, расположенных в <адрес> Межевского района Костромской области. Земельные участки, занятые указанными кладбищами не сформированы, право собственности муниципального образования в нарушение норм частей 5 и 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на указанные земельные участки не зарегистрировано. Прокуратурой района в целях устранения указанных нарушений в адрес главы Георгиевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Согласно ответу администрации Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление прокуратуры, а так же информации от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора до настоящего времени не исполнены. Отсутствие в установленном законом порядке решения по отведению земельного участка для размещения кладбища, не постановка его на государственный кадастровый учет и отсутствие регистрация права собственностинаданный земельный участок, приводит к нарушению прав граждан на организацию и благоустройство территории кладбищ, расположенных в <адрес> Межевского района Костромской области и может повлечь за собой нарушение этических, санитарных и экологических требований, что затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц. По указанным обстоятельствам прокурор просил суд: обязать администрацию Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, расположенными в <адрес> Межевского района Костромской области.
В судебном заседании прокурор Межевского района Костромской области Кочетенков Д.А заявленные требования уточнил. Суду пояснил, что земельные участки на которых находятся кладбища, расположены около <адрес> Межевского района Костромской области. Просит обязать администрацию Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, расположенными около <адрес> Межевского района Костромской области
В судебном заседании представитель ответчика глава Георгиевской сельской администрации Бушуев Л.А. указанные факты нарушения законодательства о погребении и похоронном деле признал, сроки устранения выявленных нарушений не оспаривал. Исковые требования признал в полном объеме. Суду пояснил, что администрацией Георгиевского поселения предпринимаются необходимые действия для устранения выявленных нарушений законодательства о погребении и похоронном деле.
Выслушав представителя прокуратуры поддержавшего иск в полном объёме, представителя ответчика, согласившегося с иском, исследовав в судебном заседании материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Ответчику были разъяснены последствия признания иска в соответствии со ст. 173 ГПК РФ.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со статьей 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-3KO «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Костромской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 24, 26, 31, 33.1, 33.2, 34, 37 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из чего следует, что за сельскими поселениями Костромской области в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством закреплены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 указанного Федерального закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесены к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно части 2 статьи 15 данного Федерального закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 данной статьи.
В силу положений части 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункта 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, на которых размещены кладбища не могут находиться в частной собственности. Учитывая то, что земельный участок для размещения места погребения должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения, установление границ такого земельного участка с последующим его кадастровым учетом и регистрацией права муниципальной собственности необходимы для предотвращения использования территории места погребения в иных целях, возможного нарушения этических, санитарных и экологических требований, обеспечения соблюдения санитарно-защитной зоны кладбища, на территории которой установлен запрет на строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием объекта похоронного назначения.
Согласно п.23 ст. 7 Устава муниципального образования Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области, к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (л.д.13-19).
Судом установлено что, прокуратурой Межевского района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно- эпидемиологического законодательства. В ходе проведения проверки установлено, что на территории Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области функционирует два общественных кладбища, расположенных около <адрес> Межевского района Костромской области. Администрацией Георгиевского сельского поселения земельные участки, занимаемые кладбищами на кадастровый учет не поставлены, право собственности на земельные участки не зарегистрированы. Прокуратурой района в целях устранения указанных нарушений в адрес главы Георгиевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Согласно ответу администрации Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление прокуратуры, а так же информации от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора до настоящего времени не исполнены
Отсутствие в установленном законом порядке решений по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории Георгиевского сельского поселения, не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав жителей Георгиевского сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбищ, расположенных около д<адрес> Межевского района Костромской области.
При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Поскольку, отсутствие определенных границ земельных участков препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
На основании ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Межевского района к администрации Георгиевского сельского поселения удовлетворить.
Обязать администрацию Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, расположенными около д<адрес> Межевского района Костромской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в месячный срок.
Председательствующий Власов О.В. Решение не обжаловано вступило в законную силу 07.05.2018