2-1020/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2018 года |
г. Кондопога |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Паньшиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русака И. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о включении периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с уточненным иском, мотивируя требования тем, что является получателем пенсии по старости. В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ проходил военную службу на флоте в воинской части, расположенной в районе Крайнего Севера. После службы в армии был трудоустроен на территории Пудожского района Карельской АССР. При обращении в ГУ-УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ему было отказано. Полагая данный отказ необоснованным, просит включить в стаж период прохождения военной службы в районе Крайнего Севера и обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ.
Истец в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в иске, просил удовлетворить требования о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы в районе Крайнего Севера и об обязании произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пояснил, что проходил военную службу в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в воинской части, которая располагалась в районе Крайнего Севера, после, в течение 3-х месяцев был трудоустроен в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) Верещагина И.В., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагала, что отсутствуют основания для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положения ст. 19 и 39 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту и равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Частями 4, 5, 12 статьи 17 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предоставлено право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин. Право на ее установление указанным лицам предоставляется независимо от их места жительства и возраста. При этом лицам, имеющим 15-летний календарный стаж работы в районах Крайнего Севера или смешанный стаж (как в районах Крайнего севера, так и в местностях, приравненных к ним) устанавливается более высокая фиксированная выплата к страховой части пенсии, чем лицам, проработавшим 20 календарных лет только в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд РФ, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненный к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Частью 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с ч. 8 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ, в том числе установлено, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", выезда пенсионера за пределы сельской местности на новое место жительства производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Из материалов дела следует, что ХХ.ХХ.ХХ Русак И.А. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии; ему отказано в перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ.
Истцом заявлено требование о зачете периода прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Суд считает, что при разрешении спора о включении периода прохождения действительной срочной службы в специальный трудовой стаж необходимо применять законодательство, действующее в соответствующий период.
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 и действовавшего до вступления в силу Закона о пенсиях 1990 года, время службы в армии приравнивалось к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, если служба предшествовала такой работе или следовала за ней.
В период службы истца в армии по призыву действовал Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях». Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из трудовой книжки истца следует, что он в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ проходил службу в рядах Советской Армии. Аналогичные сведения подтверждаются военным билетом и архивной справкой, из которых также следует, что истец проходил службу с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ год в войсковых частях, которые дислоцировались в ........ и в .........
После службы в армии, ХХ.ХХ.ХХ истец был принят на работу электромонтером в Пудожский районный узел связи, то есть с условиями работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и в течение трех месяцев после увольнения с военной службы.
С ХХ.ХХ.ХХ истец является получателем страховой пенсии по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с изменениями и дополнениями), Мурманская область, а также г. ........ Архангельской области относится к районам Крайнего Севера, Пудожский район - к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Таким образом, в соответствии с указанными нормами и их буквальным толкованием, период прохождения службы в армии истца с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ может быть зачтен в специальный стаж.
Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, суд считает, что требование истца об обязании ответчика включить в стаж работы в районе Крайнего Севера обозначенный период подлежит удовлетворению.
Истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии ХХ.ХХ.ХХ, решением ответчика ему было отказано во включении в стаж спорного периода.
Поскольку других оснований для отказа в перерасчете пенсии истца не имеется, а с учетом спорного периода у него возникает право на перерасчет, суд приходит к выводу о том, что требование истца об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии подлежит удовлетворению с ХХ.ХХ.ХХ, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, в связи с чем, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в бюджет Кондопожского муниципального района РК государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) включить Русаку И. А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, период прохождения военной службы по призыву с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) в бюджет Кондопожского муниципального района Республики Карелия государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья |
М.А. Бахорина |
Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.