Решение по делу № 3а-19/2021 от 18.12.2020

Дело № 3а-19/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 11 февраля 2021 года

Тюменский областной суд в составе:

председательствующего судьи Осипова А.В.,

с участием представителя административного истца Кропова С.В., заинтересованного лица Дуракова А.В.,

при секретаре Юркиной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сидоровой Татьяны Александровны к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Администрации г.Тюмени, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения,

у с т а н о в и л:

Сидорова Т.А. обратилась с административным иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Администрации г.Тюмени, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости нежилого помещения в строении (Литера А) назначение нежилое, общей площадью <.......> кв.м., этаж цоколь, номера на поэтажном плане <.......> по адресу <.......> <.......>, кадастровый номер <.......> равной его рыночной стоимости в размере 9 134 000 рублей по состоянию на 01.01.2016 года на период с 01.01.2020 года до даты внесения сведений в кадастровый реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Исковые требования мотивированы тем, что Сидорова Т.А. является собственником вышеуказанного нежилого помещения с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, <.......>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.11.2020.

Кадастровая стоимость настоящего объекта недвижимости с кадастровым номером <.......> определена по состоянию на 01.01.2016 г. и составляет 13 322 360,05 рублей.

Превышение кадастровой стоимости нежилого помещения над его рыночной стоимостью на дату утверждения кадастровой стоимости нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение подлежащего уплате налога (л.д.3-4).

От представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области поступили письменные возражения на заявленные требования, просит принять решение на усмотрение суда, дело рассмотреть в отсутствие представителя Департамента, при этом указали, что при анализе отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 18.11.2020 №270-20, выполненного ООО «ОК Альянс» и представленного административным истцом, нарушений оценочного законодательства не выявлено (л.д. 12).

На административное исковое заявление от административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области поступил письменный отзыв, в котором просит принять решение по заявленному требованию на усмотрение суда, привлечь в качестве заинтересованных лиц – ООО «БИ-3», Дуракова А.В., дело рассмотреть в их отсутствие (л.д. 128-134, 154-157).

В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области просит признать Управление ненадлежащим ответчиком, решение по заявленным требованиям принять на усмотрение суда, судебное разбирательство по данному делу произвести без участия представителя Управления (л.д. 150-151).

От представителя административного ответчика Администрации города Тюмени поступил письменный отзыв, в котором просит, данное дело рассмотреть без их участия, решение принять на усмотрение суда по имеющимся в материалах дела доказательствам, копию судебного акта направить в адрес Администрации города Тюмени (л.д. 161).

В судебное заседание истец Сидорова Т.А., представители административных ответчиков Департамента имущественных отношений Тюменской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Администрации города Тюмени, представитель заинтересованного лица ООО «БИ-3», в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

На основании ч.6 ст.150, ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель административного истца Кропов С.В., заинтересованное лицо Дураков А.В. в судебном заседании просили удовлетворить требования административного искового заявления в полном объеме.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Предметом рассмотрения настоящего административного дела являются требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого объекта - нежилые помещения в строении (Литера А), назначение: нежилое, общей площадью <.......> кв.м., этаж цоколь, номера на поэтажном плане <.......>, по адресу: <.......>, <.......>, кадастровый <.......>.

В силу ч.6 ст.24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 01 января 2017 г., положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности).

В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Таким образом, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости. Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав иных лиц, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов сторон.

Как следует из материалов дела, истец являлась до 18.01.2021 (18.01.2021 зарегистрировано право собственности Дуракова А.В.) собственником нежилых помещений в строении (Литера А), общей площадью <.......> кв.м., этаж цоколь, номера на поэтажном плане <.......> по адресу: <.......>, <.......>, кадастровый <.......>, что подтверждается выпиской    из ЕГРН от <.......> (л.д.6-11).

Согласно сведениям ЕГРН, отзыву ФГБУ «ФКП Росреестра» кадастровая стоимость нежилого здания на 01 января 2016 года составляет      13 322 360,05 рублей.

В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В обоснование административных исковых требований административный истец ссылался на отчет об оценке № <.......> от 18.11.2020 года, выполненный оценщиком ООО «ОК «Альянс» (л.д. 12-97).

Согласно данному отчету, рыночная стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровый номер <.......> по состоянию на 01 января 2016 года составляет 9 134 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу разъяснений, изложенных в п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц не представлено каких-либо мотивированных возражений против данного отчета.

В силу ч.1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Оценив отчет № <.......> от 18.11.2020 года, выполненный оценщиком ООО «ОК «Альянс», в совокупности с другими представленными доказательствами и отсутствием возражений ответчиков и заинтересованного лица, суд признает указанный документ надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость нежилого сооружения, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Доказательств несоответствия вышеназванного отчета требованиям законодательства Российской Федерации, которые свидетельствовали бы о недостоверном размере итоговой величины рыночной стоимости нежилого сооружения, определенной оценщиком, суду не представлено.

Суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании средних удельных показателей, утвержденных распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 22 ноября 2016 года № 0131/16, определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как оценщиком ООО «ОК «Альянс» производилась оценка конкретного нежилого здания, принадлежащего административному истцу, с учетом его индивидуальных характеристик.

В силу ст. 403 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2019г.) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Действующее земельное законодательство предусматривает право выкупа нежилых помещений в собственность, в установленных случаях, с учетом кадастровой стоимости.

Следовательно, установление кадастровой стоимости судом в ином размере имеет правовое значение для исчисления выкупной цены, арендной платы и для целей налогообложения.

Таким образом, у административного истца имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости объекта.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости нежилых объектов недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217001:916, по состоянию на 01 января 2016 года в размере его рыночной стоимости равной 9 134 000,00 рублей. Данная кадастровая стоимость устанавливается на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости нежилого сооружения, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                    решил:

административное исковое заявление Сидоровой Татьяны Александровны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, в строении (Литера А), назначение: нежилое, общей площадью <.......> кв.м., этаж цоколь, номера на поэтажном плане <.......> по адресу <.......>, <.......>, кадастровый номер <.......> по состоянию на 01.01.2016 года в размере его рыночной стоимости равной 9 134 000 рублей.

Данная кадастровая стоимость установлена на период с 01 января                 2016 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости нежилого сооружения, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Тюменский областной суд.

Решение в окончательной форме составлено 19 февраля 2021 года.

Судья Тюменского областного суда                                                А.В. Осипов

3а-19/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сидорова Татьяна Александровна
Ответчики
Управление Росреестра по Тюменской области
Администрация города Тюмени
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области
Департамент имущественных отношений Тюменской области
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Осипов Артём Викторович
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
18.12.2020Регистрация административного искового заявления
21.12.2020Передача материалов судье
21.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2021Подготовка дела (собеседование)
21.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2021Судебное заседание
11.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее