Дело № 2-1018/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 мая 2019 года г.Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда
в составе: председательствующего судьи Занездровой К.В.,
при секретаре Юрьевой Е.В.,
с участием: заместителя прокурора города Калининграда Чудиновой М.С.,
истца Кочеревской И.П.,
представителя ответчика Администрации МО «Городской округ «Город Калининград» Умновой Е.Н.,
представителей третьего лица ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Дрожжиной О.В., Збродовой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Калининграда, действующего в защиту интересов Кочеревской И.П., к Министерству социальной политики Калининградской области, администрации Муниципального образования «Городской округ «Город Калининград», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании права состоять на очереди нуждающихся в жилых помещениях, признании незаконным бездействия Министерства социальной политики по невключению в сводный список граждан- участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2019г., обязании включить в список и предоставить государственный жилищный сертификат за счет средств федерального бюджета,
третьи лица: Кочеревская А.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Кочеревской С.Ф. и Бартенева Т.Д., Областное государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения», Министерство финансов Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Калининграда, действующий в интересах Кочеревской И.П., обратился в суд с исковым заявлением с учетом уточнения от 19.04.2019г., к ответчикам Министерству социальной политики Калининградской области, администрации Муниципального образования «Городской округ «Город Калининград», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, соответчику Федеральному казенному учреждению «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, указав, что прокуратурой города в связи с обращением Кочеревской И.П. по вопросу отказа в предоставлении ей, как вынужденному переселенцу, и членам ее семьи, социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, удостоверяемой сертификатом, проведена проверка соблюдения федерального законодательства в деятельности Министерства социальной политики Калининградской области в ходе которой установлено, что Кочеревская И.П., ДД.ММ.ГГГГ.р., является инвалидом № группы и имеет статус вынужденного переселенца; с 2002 года по настоящее время состоит в администрации городского округа «Город Калининград» на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи два человека, с 2015г.- четыре человека.
Кочеревской И.П. в 2018 году направлено заявление о выделении сертификата; администрацией ГО «Город Калининград» она включена в списки граждан - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить сертификат в 2019 г.
Однако Министерством социальной политики Калининградской области Кочеревская И.П. с учетом членов ее семьи не была включена в сводный список граждан- участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2019г. и обеспечена государственным жилищным сертификатом.
Министерство социальной политики Калининградской области отказало Кочеревской И.П. во включении в указанный список на том основании, что она с даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в г.Калининграде изменяла место жительства дважды, в период с 2007г. по 2015г. состояла на регистрационном учете в Зеленоградском районе Калининградской области, в дальнейшем- вновь в г.Калининнграде по другому адресу.
Прокурор действия Министерства социальной политики Калининградской области считает незаконными, не основанными на положениях Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми определен конкретный перечень оснований для отказа в предоставлении социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата.
Прокурор считает, что Кочеревская И.П. с составом семьи 4 человека вправе получить за счет средств федерального бюджета социальную выплату в виде государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в 2019г., поскольку не утратила статус вынужденного переселенца и право состоять в списках нуждающихся в жилых помещениях с 28.08.2002г., решение о снятии Кочеревской И.П. с учета нуждающихся в жилых помещениях не принималось.
Допущенные Министерством социальной политики Калининградской области нарушения повлекли за собой невозможность реализации Кочеревской И.П. права на получение, как вынужденным переселенцем, за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в 2019г. с учетом членов ее семьи.
25.04.2018 в Министерство социальной политики Калининградской области прокуратурой города внесено представление, по результатам рассмотрения которого Министерством социальной политики Калининградской области указанные нарушения прав Кочеревской И.П. не устранены.
Кочеревская И.П. является инвалидом № группы и по состоянию здоровья не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, в связи с чем, обратилась в прокуратуру города с соответствующим заявлением о защите ее нарушенных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ч.4 ст.27, ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ), прокурор, с учетом уточнения от 19.04.2019г. (т.3 л.д.140-147), просил суд:
1. Признать право Кочеревской И.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в г. Калининграде с 28.08.2002г. с составом семьи 2 человека: Кочеревская И.П. и Кочеревская А.В., ДД.ММ.ГГГГ.( дочь).
2.Признать незаконным бездействие Министерства социальной политики Калининградской области по не включению Кочеревской И.П. в сводные списки на 2019 г. граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программ «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
3.Обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить Кочеревскую И.П. в сводный список на 2019 год граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы с составом семьи 4 человека: Кочеревская И.П., Кочеревская А.В. ДД.ММ.ГГГГ.р., Кочеревская С.Д. ДД.ММ.ГГГГ.р., Бартенев Т.Д. ДД.ММ.ГГГГ.р. с ДД.ММ.ГГГГ и направить после внесения изменений утвержденный список в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после утверждения.
4.Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства предоставить Кочеревской И.П., как вынужденному переселенцу, участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения с составом семьи 4 человека: Кочеревская И.П., Кочеревская А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Кочеревская С.Д. ДД.ММ.ГГГГ.р., Бартенев Т.Д. ДД.ММ.ГГГГ.р.
В судебном заседании заместитель прокурора города Калининграда Чудинова М.С. и истец Кочеревская И.П. уточненные исковые требования прокурора от 19.04.2019г. поддержали по изложенным в нем основаниям. В дополнение к указанным обстоятельствам истец пояснила, что с 2002г. по настоящее время она постоянно проживала на территории г.Калининграда. В 2016г. в связи с болезнью внука и своей болезнью временно проживала в <адрес>, но была зарегистрирована на <адрес> в <адрес>. Ее дочь Алена две недели работает в <адрес>, потом на две недели приезжает к ней в <адрес>. В настоящее время дочь Алена и внуки проживают и с ней и в <адрес>. Пока Алена проживает в Калининграде, внуки находятся с отцом в Москве. Причины, по которым истец не сообщила в администрацию об изменении места жительства, она не знает.
Представитель ответчика Администрации МО «Городской округ «Город Калининград» по доверенности Умнова Е.Н. в удовлетворении уточненных исковых требований истца не возражала, в процессе рассмотрения дела поясняла (т.2 л.д.192-193,227, т.3 л.д.139), что Кочеревская И.П. стояла на учете нуждающихся в жилых помещениях с 2002 года с двумя дочерьми Аленой и Марией. Мария выехала в <адрес>, у Алены родилось двое детей, которые являются членами семьи истца. На основании Решения Центрального районного суда г.Калининграда Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов было вынесено распоряжение о включении внуков в состав членов семьи истца. В период с 2007 года по 2015 год у истца отсутствовала постоянная регистрация в г.Калининграде. Сведения о том, что истец в данный период была зарегистрирована в Зеленоградском районе, она подала тогда, когда уже стояла на регистрационном учете по <адрес> в <адрес>. Истец в 2017,2018гг. обращалась с заявлением о включении ее в сводные списки граждан-участников подпрограммы, администрацией составлялось учетное дело и направлялось в Министерство социальной политики, при этом истец была внесена в список участников подпрограммы, утвержденный соответствующим распоряжением администрации. При проверке учетного дела Министерством социальной политики по Калининградской области было обнаружено, что у истца в период с 2007 года по 2015 год отсутствовала регистрация в г.Калининграде. Учетное дело истца из Министерства социальной политики по Калининградской области возвращалось с отказом о включении истца в сводный список ввиду ее регистрации в Зеленоградском районе Калининградской области и неправомерном учете нуждающихся в жилом помещении в администрации г.Калининграда с 2002г. Истец обращалась в Администрацию ГО «Город Калининград» о переносе сроков постановки на учет с 2015г., в удовлетворении которого администрацией было оказано. В настоящее время Кочеревская И.П. не подлежит снятию с очереди нуждающихся, т.к. площадь квартиры на <адрес>, в которой Кочеревская И.П. зарегистрирована, не учитывается, т.к. она прописана как знакомая. Из выписки из ЕГРП и сведений из БТИ следует, что у Кочеревской И.П. нет в собственности иного жилого помещения.
Представители третьего лица ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» (далее- Центр) по доверенностям Дрожжина О.В., Збродова И.И. в удовлетворении уточненных исковых требований возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (т.3 л.д.8-12), согласно которого Кочеревская И.П. состояла на учете в администрации ГО «<адрес>» в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с 28.08.2002г., и в качестве участника основного мероприятия с 04.07.2006г. Однако в период с 23.10.2007г.по 29.07.2015г. Кочеревская И.П. была зарегистрирована по месту жительства в <адрес> по адресу: <адрес>. В нарушение законодательства администрацией ГО «<адрес>» не принималось решения о снятии с жилищного учета Кочеревской И.П. в связи с ее переездом в другое муниципальное образование, что повлекло за собой возникновение спорной ситуации и может повлечь за собой нарушение прав других участников указанного мероприятия. Сводный список на 2019 год на получение жилищных сертификатов уже сформирован и утвержден подписью Министра, в связи с чем, включение в указанный список истца с составом семьи 4 человека не основан на законе по вышеизложенным обстоятельствам. Устно представители Центра в процессе рассмотрения дела поясняли (т.2 л.д.193,227,228), что истец не включена в сводный список граждан- участников подпрограммы Жилище на 2019 год в связи со сменой регистрации. Истец должна была в 2007 году сняться с очереди нуждающихся в жилых помещениях в Администрации <адрес> и встать на очередь нуждающихся в <адрес>, и в 2015 году вновь встать на очередь нуждающихся в Администрации <адрес>.
В судебное заседание представители иных ответчиков, соответчика, третьи лица не явились, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания, сведений об уважительных причинах неявки до начала судебного заседания суду не сообщили и доказательств в обоснование их наличия суду не представили.
В письменном отзыве на иск представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства по доверенности Попова О.В. (т.3 л.д.102-111) в удовлетворении требований возражала на том основании, что нахождение истца с семьей на учете нуждающихся и непринятие администрацией города Калининграда мер по снятию истца с учета при ее выезде на постоянное место жительство в другое муниципальное образование свидетельствуют о незаконности нахождения истца на учете непрерывно с 2002г. по настоящее время. Наличие у истца статуса вынужденного переселенца не является единственным условием для возложения на уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления обязательств по выдаче истцу жилищного сертификата. В связи с чем, бездействие Министерства социальной политики Калининградской области по не включению истца в сводный список нельзя признать незаконным. Кроме того, истец вправе претендовать на внеочередное предоставление социальной выплаты, исходя из времени включения в сводный список, которое осуществляется в соответствии с хронологическим порядком постановки на учет и в соответствии с бюджетной обеспеченностью субъекта Российской Федерации на данные цели. В связи с чем, требования о включении Кочеревской И.П. в сводный список на 2019 год путем изменения утвержденного списка и направления списка в течение 10 дней в Минстрой России не учитывают особенности и последовательности процедуры включения в сводный список и выдачи сертификата, а также оснований для принятия измененного списка и соответствующих решений финансового характера, установленных действующими Правилами.
В письменном отзыве на иск представитель соответчика Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по доверенности Касьяненко Т.О. (т.3 л.д.97-100) в удовлетворении исковых требований возражала по вышеуказанным основаниям. Кроме того, указала, что в 2015 году изменился состав семьи Кочеревской И.П. с 2 человек до 4 человек, однако органом местного самоуправления не был рассмотрен вопрос постановки Кочеревской И.П. на учет по новому месту жительства в соответствии с измененными условиями (новый состав семьи, другое жилое помещение). В установленном порядке не определено, нуждается ли Кочеревская И.П. и члены ее семьи в улучшении жилищных условий.
В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, посчитав причины их неявки неуважительными.
Заслушав пояснения прокурора, истца, представителя ответчика, представителей третьего лица, исследовав материалы настоящего гражданского дела, гражданского дела Ленинградского районного суда г.Калининграда №2-5508/06 по иску Аверьянова С.В. к Кочеревской И.П. о выселении, гражданского дела Центрального районного суда г.Калининграда №2-3255/2016 по иску Кочеревской И.П. к администрации ГО «Город Калининград» о признании членами семьи, материал по частной жалобе №2755 от 08.06.2018г. Министерства социальной политики Калининградской области на определение суда от 13.06.2018г., которым отказано в принятии в порядке административного судопроизводства искового заявления Министерства социальной политики Калининградской области к администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по снятию Кочеревской И.П. с учета нуждающихся в жилых помещениях в качестве вынужденных переселенцев, обязании снять с учета нуждающихся в жилых помещениях, и, дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1050, действующей до 1 января 2018г., правом на улучшение жилищных условий в рамках Подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании Закона РФ № 4530-1.
С 1 января 2018г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017г. №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации».
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017г. №1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правительством Российской Федерации постановлением от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила).
Согласно подпункту «ж» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определен Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее - Закон РФ № 4530-1).
Постановка вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Закона РФ № 4530-1).
В силу ст.ст.30,31 Жилищного кодекса РСФСР (далее- ЖК РСФСР, действующего в период возникновения спорных правоотношений и до 01.03.2005г.) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
В силу ч.1 ст.32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в т.ч. в случаях выезда на другое постоянное место жительства.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п.3 ч.1, ч.2 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Повторная постановка таких граждан на учет осуществляется на общих основаниях в соответствии с нормами ЖК РФ и нормативными актами Калининградской области, регулирующими порядок постановки лиц на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено судом и следует из материалов дела (т.2 л.д.24,25), Кочеревская И.П., ДД.ММ.ГГГГ.р., с несовершеннолетними дочерьми Креч А.В. (впоследствии- Кочеревская А.В.),ДД.ММ.ГГГГ.р., Креч М.В.,ДД.ММ.ГГГГ.р., была признана вынужденным переселенцем, что подтверждается соответствующим удостоверением от 06.08.2002г. (т.1 л.д. 15-20). Статус вынужденного переселенца продлен Кочеревской И.П. до 25.11.2019г.
По достижению совершеннолетия Кочеревской А.В., также было выдано удостоверение вынужденного переселенца от 10.04.2007г., статус которого ей продлен до 25.11.2019г.(т.3 л.д.131-137).
На основании заявления Кочеревской И.П. от 28.08.2002г. постановлением администрацией Ленинского района г.Калининграда (т.2 л.д.125) с составом семьи три человека, в т.ч. она и дочери Креч А.В., Креч М.В., была поставлена в общую очередь на получение жилой площади при администрации, а также включена в льготный список вынужденных переселенцев на основании Постановления Калининградской областной Думы от 11.09.1997г. №64 «О новой редакции Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининградской области» и Постановления Правительства РФ №845 от 08.11.2000г. (т.1 л.д. 60-66,132).
Согласно пояснениям администрации МО ГО «Город Калининград» при определении обеспеченности площадью жилого помещения учитывался метраж жилых помещений по месту регистрации детей и месту регистрации Кочеревской И.П., исходя из следующего.
С 21.03.2002г. Кочеревская И.П. была зарегистрирована составом семьи два человека – она ( как сестра) и брат Аверьянов B.C. (собственник) в квартире жилой площадью 19,4 кв.м по адресу: <адрес> (т.2 л.д.131).
Дочери Кочеревской И.П.- Кочеревская А.В.(ранее-Креч А.В.) и Креч М.В. были зарегистрированы с 11.08.2000г. в качестве племянниц в квартире жилой площадью 13,8 кв.м по адресу: <адрес> Всего по данному адресу было зарегистрировано пять человек - Креч Н.В. (собственник), ее брат Креч В.В., сестра Креч JT.B., племянницы - Кочеревская (Креч) А.В., Креч М.В. (т.2 л.д.128,135).
Исходя из суммарной площади занимаемых жилых помещений, с учетом количественного состава семьи (19,4 кв.м + 13,8 кв.м = 33,2 кв.м : 7 человек = 4,7 кв.м жилой площади на каждого члена семьи).
Таким образом, на момент постановки на льготный учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях, Кочеревская И.П. и ее дочери проживали по разным адресам и были обеспечены жилой площадью менее учетной нормы.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» членами семьи вынужденного переселенца являются проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российский Федерации вынужденным переселенцем.
Таким образом, Кочеревская И.П. составом семьи 3 человека была поставлена на льготный учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях, в нарушение указанной нормы закона.
Более того, в период времени с 2007г. по 2015г. Кочеревская И.П. снимались с регистрационного учета в г. Калининграде и переезжала на постоянное место жительства в иное муниципальное образование, зарегистрировавшись по новому месту жительства.
По данным паспортов, выписки из домовой книги, поквартирных карточек, сообщений администрации МО «Зеленоградский городской округ» (т.1 л.д.12-14, 90-91 т.2 л.д.49, 100, 150, 151, 209, 201) Кочеревская И.П. была зарегистрирована в <адрес>, <адрес> даты - ДД.ММ.ГГГГ, выписана в <адрес> по запросу 09.08.2015г.
Ее дочь Кочеревская А.В. с 15.11.2011г., также, была зарегистрирована в <адрес>, <адрес>, выписана в <адрес> по запросу 09.08.2015г.
С 29.07.2015г. по настоящее время Кочеревская И.П. зарегистрирована в <адрес>; Кочеревская А.В., Кочеревская С.Д., Бартенев Т.Д., -также зарегистрированы по указанному адресу с 21.07.2015г. по настоящее время (т.1 л.д.62-63,138).
Статьей 5 Закона Калининградской области от 11.07.2005 № 632 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (действовавшего до 22.07.2017г.) предусматривалось, что ежегодно с 1 января по 1 апреля органы местного самоуправления проводят перерегистрацию тех граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которым в текущем году предполагается предоставить жилые помещения.
Для прохождения перерегистрации гражданин обязан представить в орган, осуществляющий принятие на учет, сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении. Подтверждение сведений оформляется в следующем порядке:
- в случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, это оформляется соответствующей распиской гражданина, которой он подтверждает неизменность ранее представленных им сведений;
- в случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган, осуществляющий принятие на учет, должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учетом новых представленных документов.
04.07.2006г. Кочеревская И.П. обратилась с заявлением (т.2 л.д.112-124) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», как отнесенная к категории вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоящая на учете с 28.08.2002г., с составом семьи 2 человека: она и дочь Кочеревская А.В..
Согласно документам учетного дела (т.2 л.д.1-133) свою обязанность предоставления справок в обоснование произошедших изменений в сведениях о месте жительства Кочеревской И.П. предоставлены в администрацию только в 2015, 2016 и в 2018гг.
Обстоятельств, в силу которых Кочеревская И.П. не выполнила данную обязанность ранее, после наступления указанных изменений и доказательств в обоснование наличия уважительных причин, препятствующих истцу в подаче сведений о перемене места жительства в администрацию столь длительное время истцом не представлено.
Как указано выше, пп.3 п.1 ст.56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование.
Обязанности по передаче учетного дела для продолжения жилищного учета в другом муниципальном образовании действующее жилищное законодательство на муниципальное образование не возлагает.
В случае возвращения гражданина в муниципальное образование постановка на учет осуществляется по общим основаниям, т.е. подлежит проверке наличие оснований, необходимых, для признания гражданина нуждающимся и малоимущим в соответствии с ЖК РФ.
Согласно действующим положениям ЖК РФ право сохранять дату постановки на жилищный учет в случае изменения места жительства не предусмотрено.
Как следует из вышеуказанных Правил, в рамках основного мероприятия получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и признанные участниками основного мероприятия в порядке, установленном пунктами 19-21 Правил, которые подтвердили свое участие в основном мероприятии в планируемом году (пункт 6 Правил).
Из вышеизложенного следует, что правом на предоставление социальной выплаты обладают граждане, соответствующие условиям, установленным ЖК РФ, ФЗ РФ от 19.02.1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах».
Таким образом, нахождение Кочеревской И.П. с составом семьи два человека: она и дочь Кочеревская А.В. на учете вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации МО ГО «Город Калининград» с даты постановки на учет с 28.08.2002г. при раздельном проживании истца и членов ее семьи на дату постановки на учет и перемене места жительства истца и члена ее семьи в другое муниципальное образование в период нахождения на учете в Администрации МО «ГО «Город Калининград», является незаконным, не влечет правовых последствий в виде участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», с очередностью согласно дате постановки на учет -28.08.2002г.
При этом суд отклоняет доводы истца и прокурора о том, что в период с 28.08.2002г. по настоящее время истец фактически проживала в г.Калининграде, т.к. они опровергаются совокупностью вышеуказанных письменных доказательств. Истец в судебном заседании признала факт того, что иных письменных доказательств, опровергающих представленные документы о проживании истца и ее дочери Кочеревской А.В. в период с 2007г. по 2015г. в <адрес>, она не имеет.
Следовательно, требования истца о признании права Кочеревской И.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоять на учете вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях в г. Калининграде, с 28.08.2002г. с составом семьи 2 человека: Кочеревская И.П. и Кочеревская А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (дочь) для цели включения в сводные списки вынужденных переселенцев участников основного мероприятия, подлежат оставлению без удовлетворения.
Согласно Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, по форме согласно приложению № 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю основного мероприятия (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с органами по контролю в сфере миграции (пункт 26 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований и администрация <адрес> в установленном ими порядке формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан в пределах предусмотренных указанным органам и администрации на планируемый год средств на предоставление социальных выплат.
В соответствии с пунктом 28 Правил ответственный исполнитель основного мероприятия с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил), и на основании установленного основным мероприятием принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов и органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые в течение 15 рабочих дней со дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Распределение объема финансирования между федеральными органами осуществляется пропорционально представленным ими в соответствии с пунктом 27 Правил сведениям о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
Сводный список получателей сертификатов формируется на основании утвержденного сводного списка, сформированного в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 Правил, списков граждан, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, представленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 Правил, а также утвержденных списков граждан, указанных в подпунктах «к» и «л» пункта 5 Правил, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году (пункт 29 Правил).
Таким образом, сводные списки формируются, исходя из очередности с учетом пределов финансирования, предусмотренных государственным органам и органам местного самоуправления на планируемый год средств на предоставление социальных выплат.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Калининграда от 15.09.2016 г., вступившим в законную силу 21.10.2016г. (т.2 л.д. 172-176), по делу №2-3255/2016 по иску Кочеревской И.П. к администрации МО ГО «Город Калининград», членами семьи Кочеревской И.П. были признаны ее внуки - Кочеревская С.Д. и Бартенев Т.Д.
Данный факт был установлен с целью включения Кочеревской С.Д. и Бартенева Т.Д. в льготную очередь граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020годы (семья вынужденных переселенцев).
Кроме того, вышеуказанным решением установлено, что распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «город Калининград» от 02.03.2016г. №1042/р- КМИ в состав семьи Кочеревской И.П., ДД.ММ.ГГГГ.р., состоящей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включены зарегистрированные по адресу: <адрес>, внучка Кочеревская С.Д., ДД.ММ.ГГГГ.р. и внук Бартенев Т.Д.,ДД.ММ.ГГГГ.р. (т.2 л.д. 66-70,94,95,142-144,217).
До настоящего момента Кочеревская И.П. и члены ее семьи: дочь Кочеревская А.В., внучка Кочеревская С.Д., ДД.ММ.ГГГГ.р. и внук Бартенев Т.Д., ДД.ММ.ГГГГ.р. состоят на данном учете и с него не снимались.
Истец Кочеревская И.П. в 2016, 2017гг. обращалась с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, администрацией ГО «Город Калининград» (далее- Администрация) на нее составлялось учетное дело и направлялось в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» (далее- Центр), при этом истец была внесена в список участников подпрограммы, утвержденный соответствующим распоряжением Администрации (т.1 л.д.38-40,54-57, т.2 л.д.62-64,65).
При проверке учетного дела в 2016,2017г. Центром было обнаружено, что у истца в период с 2007 года по 2015 год отсутствовала регистрация в г.Калининграде. Учетное дело истца возвращалось Центром в адрес администрации с отказом о включении истца в сводный список ввиду ее регистрации в Зеленоградском районе Калининградской области и неправомерном учете нуждающихся в жилом помещении в администрации г.Калининграда с 2002г. (т.1 л.д.24-29,41-46, т.2 л.д.50-51,73-75)
Данные отказы о включении в сводный список граждан-участников подпрограммы истцом не обжаловались.
18.04.2018 года Кочеревская И.П. вновь подала заявление о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 28.08.2002г. с составом семьи 4 человека: она, дочь Кочеревская А.В.,ДД.ММ.ГГГГр., внучка Кочеревская С.Д., ДД.ММ.ГГГГр., внук Бартенев Т.Д., ДД.ММ.ГГГГ.р. (т.1 л.д.47-49).
Соответствующим распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 24.07.2018г. №3181/р-КМИ Кочеревская И.П. с составом семьи 4 человека была включена в список граждан- участников основного мероприятия на 2019г., исходя из даты постановки на учет 28.08.2002г.(т.1 л.д.53,58-59, т.3 л.д.83-85).
При проверке учетного дела ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» было обнаружено, что в нарушение Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Калининградской области, утвержденного постановлением областной Думы от 11.09.1997г. №64, протоколом жилищной комиссии от 29.08.2002г. №33, утвержденного постановлением Главы администрации <адрес>, Кочеревская И.П. была включена в льготную очередь на получение жилой площади, поскольку на момент включения в очередь, а именно с 21.02.2002г. Кочеревская И.П. проживала совместно с братом в <адрес>, оформленной в собственность брата, общей площадью 34,8 кв.м. и жилой площадью 19,4 кв.м., т.е. выше учетной нормы ( 8 кв.м. на одного человека).
В связи с изложенным, сообщением Центра от 17.08.2018г. №1915 учетное дело в отношении Кочеревской И.П. возвращено в администрацию с отказом о включении истца в сводный список на 2019г. в связи с отсутствием правовых оснований для включения Кочеревской И.П. в список лиц, претендующих на получение ГЖС в 2019г. с иной даты, чем дата принятия на жилищный учет (т.1 л.д. 50-52).
Как следует из вышеуказанных положений Правил оформление сертификатов гражданам категории «вынужденные переселенцы» осуществляется строго в соответствии с установленной утвержденными сводными списками граждан -участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению, жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Россиской Федерации» очередностью, которая подразумевает учет в хронологической последовательности сведений по дате постановки на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно контрольным цифрам бюджетных средств для предоставления в 2019г. специальных выплат для приобретения жилого помещения гражданами- участниками основного мероприятия по категории «вынужденные переселенцы» Калининградской области составляет 8747,3тыс.руб. или 2 сертификата (т.2 л.д.219-223).
Из сводного списка граждан-участников основного мероприятия и списка граждан- получателей сертификатов на 2019г. следует, что получателем являются лица с датой постановки на учет 02.07.2004г., 12.01.2009г.
Учитывая вышеуказанные выводы суда о незаконности нахождения истца с составом семьи два человека с 28.08.2002г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вынужденных переселенцев, учитывая, что включение в сводный список осуществляется в соответствии с очередностью, хронологическим порядком (пункт 24 Правил) постановки на учет и в соответствии с бюджетной обеспеченностью субъекта Российской Федерации на данные цели, требования истца о признании незаконным бездействия Министерства социальной политики Калининградской области по не включению Кочеревской И.П. в сводные списки на 2019 г. граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программ «Жилище» на 2015 - 2020 годы; об обязании Министерство социальной политики Калининградской области включить Кочеревскую И.П. в сводный список на 2019 год граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы с составом семьи 4 человека: Кочеревская И.П., Кочеревская А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Кочеревская С.Д. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Бартенев Т.Д. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ и направить после внесения изменений утвержденный список в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после утверждения, об обязании Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства предоставить Кочеревской И.П., как вынужденному переселенцу, участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения с составом семьи 4 человека: Кочеревская И.П., Кочеревская Алена А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Кочеревская С.Д. ДД.ММ.ГГГГ.р., Бартенев Т.Д. ДД.ММ.ГГГГ.р., как производные от первоначального требования, надлежит оставить без удовлетворения.
Кроме того, нарушение порядка включения в указанный сводный список граждан участников основного мероприятия приведет к нецелевому использованию федеральных средств.
Также, заявленные к Министерству социальной защиты Калининградской области требования о включении Кочеревской И.П. в сводный список на 2019 год и направлении утвержденного списка в течение 10 дней в Минстрой России не соответствуют действующему Порядку, не учитывают особенности и последовательность процедуры включения в сводный и список и выдачи сертификата.
Так, согласно Порядку, ответственный исполнитель основного мероприятия вправе осуществлять в порядке, предусмотренном пунктами 41-41(5) Правил, дополнительные выпуски государственных жилищных сертификатов за счет средств социальных выплат на приобретение жилых помещений, перечисленных в 2011 - 2014 годах в порядке, установленном пунктом 40(1) Правил, утвержденных настоящим постановлением, с лицевого счета получателя бюджетных средств на балансовый счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства для учета средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, которые не использованы на оплату государственных жилищных сертификатов, исключенных из единого реестра выданных сертификатов (подпункт «г» пункта 3 Постановления № 153).
Между тем, пункты 41-41(5) Правил к спорным правоотношениям не применимы.
Согласно подпункту «в» пункта 18 Правил выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем вынужденных переселенцев основного мероприятия - гражданам, указанным в подпункте «ж» пункта 5 Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Ответственный исполнитель основного мероприятия в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников основного мероприятия, после утверждения и на основании которого издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти (пункты 33 и 35 Правил).
Органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пунктов 35 и 41(5) Правил приказ о выпуске сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников основного мероприятия (пункт 36 Правил).
В свою очередь, органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика основного мероприятия для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан, что закреплено в пункте 39 Правил.
Исходя из вышеизложенного, требования прокурора не могут быть удовлетворены в связи с тем, что они не основаны на установленном Правилами порядке, а именно, срок принятия Минстроем России сводных списков получателей сертификатов в 2019 году истек 10 сентября 2018 г., у Минстроя России отсутствуют основания для принятия измененного списка и соответствующих решений финансового характера.
Также, требования прокурора о предоставлении Кочеревской И.П. государственного жилищного сертификата предъявлены к Минстрою РФ, как к ненадлежащему ответчику, поскольку предоставление социальной выплаты в форме сертификата вынужденным переселенцам осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Минстрой России, как ответственный исполнитель основного мероприятия, в соответствии с приказом о выпуске сертификатов направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечень серий и номеров сертификатов, оформление сертификата на имя гражданина-участника осуществляется органами исполнительной власти субъектов.
С учетом изложенного, в удовлетворении уточненных исковых требований прокурора города Калининграда от 19.04.2019г. надлежит отказать в полном объеме.
В силу ст. 98 ГПК РФ в случае отказа истцу в удовлетворении его исковых требований, правовых оснований для возложения на ответчика понесенных истцом при подаче иска судебных расходов не имеется.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с вышеуказанными положениями процессуального законодательства и выводами суда, расходы по оплате государственной пошлины, от которых истец был освобожден при подаче иска, не подлежат возложению на ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Калининграда, действующего в защиту интересов Кочеревской И.П. Министерству социальной политики Калининградской области, администрации Муниципального образования «Городской округ «Город Калининград», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании права Кочеревской И.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в г. Калининграде с 28.08.2002 с составом семьи 2 человека: Кочеревская И.П. и Кочеревская А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (дочь); о признании незаконным бездействия Министерства социальной политики Калининградской области по не включению Кочеревской И.П. в сводные списки на 2019г. граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программ «Жилище» на 2015 - 2020годы; обязании Министерство социальной политики Калининградской области включить Кочеревскую И.П. в сводный список на 2019год граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы с составом семьи 4 человека: Кочеревская И.П., Кочеревская А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Кочеревская С.Д. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Бартенев Т.Д. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ и направить после внесения изменений утвержденный список в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после утверждения, об обязании Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства предоставить Кочеревской И.П., как вынужденному переселенцу, участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных жилищным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения с составом семьи 4 человека: Кочеревская И.П., Кочеревская А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Кочеревская С.Д. ДД.ММ.ГГГГ.р., Бартенев Т.Д. ДД.ММ.ГГГГ.р.,- оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или представление прокурора в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08.05.2019 г.
Судья: К.В. Занездрова