Решение по делу № 2а-4315/2016 от 19.12.2016

Дело № 2А-403/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2017 года г.Серпухов, Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,

С участием:

Представителя административного истца Поповой Н.А. по доверенности – Алексеева С.А..,

Представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов по доверенности – Щеголевой С.О.,

Представителя заинтересованного лица ООО «Ремонтник» по доверенности - Буяльской Н.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Поповой Н. А. о признании незаконным постановления Главы городского округа Серпухов об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение

У с т а н о в и л :

Попова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Главы городского округа Серпухов от 09.11.2016 года № 2132 «Об отказе в переводе жилого помещения, кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, в нежилое помещение», просит обязать Главу городского округа Серпухов вынести постановление о разрешении перепланировки жилого помещения квартиры, кадастровый <номер>, расположенной по <адрес>, под мастерскую по ремонту одежды.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что является собственником двухкомнатной квартиры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.12.2015 года.

14.06.2016 года Попова Н.А. обратилась в проектную организацию ООО ПТМ «ЭнкиКОМ» для разработки проекта перепланировки жилого помещения (квартиры), расположенного по <адрес>, под мастерскую по ремонту одежды.

Проект перепланировки был составлен на основании выезда проектировщика по адресу расположения квартиры, в соответствии с техническим паспортом БТИ, действующими нормативами, а также положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения.

Истец указывает, что переустройство жилого помещения не влияет на ниже и выше расположенные квартиры и на конструкцию здания в целом.

В проекте указаны требования, которыми нужно руководствоваться, а именно: требованиям действующих нормативных документов по строительству, правил техники безопасности, противопожарным правилам, а также нормам проживания в квартирах выше и ниже расположенных этажей.

До обращения в проектную организацию ООО ПТМ «ЭнкиКОМ» Попова Н.А. собрала подписи 32 жильцов из 64 квартир всего дома, которые согласны с перепланировкой квартиры.

31.08.2016 года через МФЦ г.Серпухова проект перепланировки квартиры был передан в архитектурный комитет г.Серпухова. Постановлением Главы городского округа Серпухова от 09.11.2016 года № 2132 Поповой Н.А. было отказано в переводе жилого помещения в нежилое из-за несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требования законодательства, так как не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные и троллейбусные и другие оттяжки.

Административный истец не согласна с вышеуказанным постановлением и считает его незаконным, поскольку в постановлении об отказе указано, что не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы. Однако, исходя из технического паспорта квартиры, дом построен из обычного шлакоблока, в котором возможно пробивать и расширять проемы. Наглядным примером может служить то, что в этом же доме <адрес> во втором подъезде дано разрешение на перепланировку двухкомнатной квартиры, которая переведена и используется под продажу продуктов питания, в котором используется тамбурный вход без возможного устройства стационарного пандуса для подъема инвалидов.

Как усматривается из представленного истцом свидетельства о государственной регистрации права Поповой Н.А. принадлежит на праве собственности двухкомнатная квартира, кадастровый <номер>, назначение: жилое, общей площадью <данные изъяты>, этаж 1, расположенная по <адрес>.

Согласно справке от 11.03.2016 года, выданной ООО «МосОблЕИРЦ» в квартире по <адрес>, никто не зарегистрирован.

Из раздела III «Техническое описание квартиры» технического паспорта жилого помещения (квартиры) по <адрес> следует, что здание построено в 1959 году, стены здания – шлакоблочные, перекрытия – железобетонные плиты.

В соответствии с данными технического паспорта на жилой дом по <адрес>, здание построено в 1959 году, фундамент – бутовый, ленточный; наружные и внутренние капитальные стены – шлакобетонные блоки.

ООО «ЭнкиКом» производственно-Творческая Мастерская по заказу и на основании задания Поповой Н.А. на основании выезда на место и технического паспорта БТИ, выполнен проект перепланировки жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: по <адрес>, для размещения мастерской по ремонту одежды, в котором указано, что исходным объектом является двухкомнатная квартира со следующими характеристиками: наружные стены – шлакоблочные, перекрытия – ж/б плиты сборные, перегородки – гипсолитовые, оконные и дверные блоки – деревянные. Переустройство квартиры включает: уменьшение площади санузла, замена сантехприборов; оборудование отдельного входа на месте оконного проема за счет демонтажа подоконной части; демонтаж несущих перегородок; монтаж новой перегородки в санузле; демонтаж оконных блоков и установка новых из ПВХ; устройство звукоизоляции; устройство входной группы с возможностью маломобильных групп населения; монтаж козырька по металлическому каркасу с кровлей из мягкого материала. Освещение – мягкий, рассеянный свет из-под козырька, освещающий вход и ступеньки, не мешающий населению; покраска фасада здания в тон существующей фасада. В проекте указано, что переустройство квартиры, предусмотренное данным проектом, допустимо и не противоречит нормам СНиП.

Постановлением Главы города Серпухова от 03 марта 2006 года № 348 утвержден порядок согласования переустройства и перепланировки на территории города Серпухова, принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, в соответствии с которым рассмотрение вопросов о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения относится к компетенции Межведомственной комиссии по реализации жилищной политики. В соответствии с п.3.8 Порядка Администрация города может отказать в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в случае: несоблюдения условий перевода помещений (п.3.8.3); несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (п.3.8.4). Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п.3.8 настоящего Порядка (п.3.9). Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (п.3.10).

Постановлением Главы города Серпухова от 25 августа 2015 года №790 создана постоянно действующая Межведомственная комиссия по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение в муниципальном образовании «Город Серпухов Московской области», утвержден ее состав и Положение о межведомственной комиссии по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Постановлением Главы города Серпухова Московской области от 19 января 2016 года № 44 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области». В соответствии с п.15 Регламента результатами предоставления муниципальной услуги являются, в частности, уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (п.п.1). В п.34 Регламента перечислены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе: несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требования законодательства (п.п.6). Письменное решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги подписывается Главой города Серпухова и выдается заявителю с указанием причин отказа (п.35 Административного регламента).

23 сентября 2016 года на заседании Межведомственной комиссии по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области» было рассмотрено заявление Алексеева А.С. по доверенности от собственни5ка Поповой Н.А. о переводе жилого помещения, расположенного по <адрес>, в нежилое, по которому комиссией принято решение об отказе в переводе жилого помещения, кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, в нежилое на основании п.4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации (несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства – 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 - не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки.

Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 09 ноября 2016 года № 2132 «Об отказе в переводе жилого помещения, кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, в нежилое помещение» отказано Поповой Н.А. в переводе жилого помещения, кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, в нежилое помещение, в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (не допускается в станах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки) (п.1). Межведомственной комиссии по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области» выдать решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое (прилагается (п.2).

Приложением к постановлению Главы городского округа Серпухов Московской области от 09 ноября2016 года № 2132 является уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение, оформленное в адрес Поповой Н.А.

Административный истец Попова Н.А. в судебное заседание не прибыла, извещена надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.

Представитель административного истца по доверенности – Алексеев С.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, указал, что проведение работ по переустройству не влияет на конструкцию здания в целом, все соответствует нормам безопасности. Истцом собрано 32 подписи собственников помещений в многоквартирном доме о согласии проведения перепланировки квартиры. Истец лично обходила квартиры и спрашивала у жильцов являются ли они собственниками и согласны ли с проведением работ по перепланировки. В указанном доме имеется квартира на первом этаже, которая на основании соответствующего постановления переведена в нежилое помещение, которое в настоящее время используется как продуктовый магазин.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов по доверенности – Щеголева С.О. возражала против заявленных требований, указав, что оспариваемое постановление является обоснованным и законным, так как стены дома выполнены из блоков, а в соответствии с Правилами технической эксплуатации жилого фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, не допускается в стенах крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы. Кроме того. в соответствии со ст.36 ЖК РФ внешние стены здания входят в состав общего имущества. При изменении состава общего имущества необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме. В доме <адрес> две квартиры находятся в муниципальной собственности, но согласования с Комитетом по управлением имуществом г.Серпухова истцом не проводилось. Поскольку земельный участок при доме не сформирован, то земля под многоквартирным домом находится в собственности муниципального образования. В соответствии с проектом перепланировки жилого помещения предусматриваются работы по устройству входной группы в виде лестницы и навеса над крыльцом, но согласования данных работ с Комитетом по управлением имуществом г.Серпухова истцом не проводилось.

Представитель заинтересованного лица ООО «Ремонтник» по доверенности - Буяльская Н.Н. в судебном заседании находит оспариваемое постановление не подлежащим отмене, так как истцом в соответствии с положениями договора управления многоквартирным домом работы по перепланировке и переустройству данные работы должны быть согласованы с управляющей организацией. Однако в период 2015-2016 года каких-либо обращений Поповой Н.А. в адрес управляющей организации по вопросу переустройства принадлежащего ей жилого помещения.

Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами письменные материалы, исходя из фактических обстоятельств дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 этой же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

Статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1).

Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 2)

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (часть 3).

Согласно положений статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения (пункт 1); правоустанавливающие документы на переводимое помещение (пункт 2); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения) (пункт 3); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение (пункт 4); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (пункт 5) (часть 3).

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 этой статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с этой статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 этой статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений (часть 4).

В соответствии со статьей 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 23 данного Кодекса документов (пункт 1); представления документов в ненадлежащий орган (пункт 2); несоблюдения предусмотренных статьей 22 данного Кодекса условий перевода помещения (пункт 3); несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (пункт 4).

В силу части 2 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Основания отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое предусмотрены частью 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Положениями пунктов 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно подп. «в» и подп. «е» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Основанием для отказа Поповой Н.А. в переводе жилого помещения, кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, в нежилое, указаны п.4 ч.1 ст.24 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 4.2.4.9 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Правила, регулирующие вопросы эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, технической инвентаризации, содержат несколько разделов.

Административным ответчиком отказ мотивирован пунктом 4.2.4.9 Правил, который находится в разделе, регулирующем вопросы, связанные с балконами, козырьками, лоджиями, эркерами.

По смыслу положений Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 4.12 Строительных норм и правил Российской Федерации "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003, утв. Постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. № 109, Свода правил "Здания жилые многоквартирные", актуализированной редакция СНиП 31.01-2003, утвержденных Постановлением Минрегиона РФ № 778 от 24.12.2010, поскольку, внешняя стена здания является ограждающей конструкцией, то демонтаж части стены в связи с устройством дверного проема из оконного является реконструкцией объекта капитального строительства.

Согласно статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, деформации недопустимой величины строительных конструкций, повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (пункты 1, 3 и 4).

Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений закреплены в пункте 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда от 27 сентября 2003 года N 170.

В соответствии с пунктом 1.7.1 Правил переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Переоборудование жилых помещений может включать в себя: перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов.

Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п.1.7.2 Правил).

Таким образом, оспариваемый отказ в части мотивов, положенных в его основание, не может быть признан правильным.

Вместе с тем само по себе решение административного ответчика является обоснованным по иным основаниям, которые препятствуют удовлетворению заявленных требований.

При рассмотрении проекта перепланировки, переустройства и смены функционального назначения помещения – квартиры, кадастровый <номер>, расположенной по <адрес>, судом установлено, что при обустройстве в доме обособленного входа с установкой крыльца и пандуса изменится назначение ограждающей наружной стены, архитектурный фасад жилого дома, вместо стены предусмотрено оборудование отдельного входа на месте оконного проема и устройство входной группы с возможностью доступа маломобильных групп населения. Обустройство входной группы предполагает использование земельного участка, демонтаж шлакоблочной кладки подоконного пространства, что изменит не только жилое помещение административного истца и фасад жилого дома как объекта недвижимости, но приведет и к уменьшению земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В качестве обязательного условия перевода жилого помещения в нежилое помещение в соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку предусмотренные проектом перепланировки жилого помещения (квартиры) под мастерскую по ремонту одежды работы по переустройству квартиры связаны с изменением фасадной части здания, ликвидацией окна и созданием нового дверного проема на ограждающей несущей конструкции дома, устройство крыльца и пандуса, в результате чего происходит запользование общего имущества многоквартирного дома (фундамента, несущей стены здания, расположенной под окном), в результате чего изменяются параметры и конфигурация принадлежащего истцу объекта недвижимого имущества с присоединением к имуществу истца общего имущества многоквартирного дома и части земельного участка. Представленный административным истцом проект перепланировки предполагает переустройство, связанное с вмешательством в общее имущество собственников многоквартирного дома - несущую стену для устройства дверного блока для выхода непосредственно на улицу, а также земельного участка, в связи с чем будут затронуты как публичные интересы муниципального образования, так и частные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому на такую реконструкцию, переустройство, перепланировку помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Следовательно, собственник помещения не освобождается от обязанности получить согласие всех собственников помещений дома на уменьшение части общего имущества в многоквартирном доме.

При рассмотрении заявления о переводе жилых помещений в нежилые помещения и представленного пакета документов орган местного самоуправления должен убедиться в соблюдении заявителем требований жилищного законодательства уже на этапе перевода жилых помещений, так как согласно части 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о переводе жилых помещений в нежилые помещения является основанием для проведения работ с учетом проекта переустройства (перепланировки).

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных положений ЖК РФ, для производства работ по переустройству, предполагающему вмешательство в общее имущество собственников помещений в доме, т.е. его фактическое присоединение в единоличное пользование, необходимо наличие согласия всех таких собственников, чего истцом представлено не было. А при таких обстоятельствах, поскольку перевод жилого помещения в нежилое предполагает производство переустройства помещения, на которое необходимо согласие всех собственников помещений в доме, при отсутствии такого согласия невозможен и перевод помещения в категорию нежилых.

Несоблюдение требований жилищного законодательства уже на этапе перевода жилых помещений является основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение, что не лишает административного истца при выполнении требований вышеприведенных норм жилищного законодательства повторно обратиться с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое.

Довод представителя административного истца о наличии в жилом доме <адрес> нежилого помещения не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку вопрос о переводе жилого помещения, в том числе и квартиры, разрешается в индивидуальном порядке по каждому заявлению с предоставлением необходимых документов, которые должно соответствовать требованиям действующего законодательства.

Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого решения административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Поповой Н. А. о признании незаконным постановления Главы городского округа Серпухов от 09.11.2016 года № 2132 «Об отказе в переводе жилого помещения, кадастровый <номер>, расположенного по <адрес>, в нежилое помещение»; обязании вынести постановление о разрешении перепланировки жилого помещения квартиры, кадастровый <номер>, расположенной по <адрес>, под мастерскую по ремонту одежды, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 3 февраля 2017 года

2а-4315/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Н.А.
Ответчики
Глава Администрации г.о. Серпухов
Администрация г. Серпухова
Другие
ООО "Ремонтник"
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
19.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
21.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2017[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
30.01.2017[Адм.] Судебное заседание
18.01.2017[Адм.] Судебное заседание
03.02.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее