Решение по делу № 2-1242/2020 от 09.01.2020

Дело № 2-1242/9/2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2020 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Карельского транспортного прокурора к публичному акционерному обществу «Ростелеком» о понуждении совершить определенные действия,

установил:

Карельский транспортный прокурор (далее – прокурор) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком», ответчик), в котором просит обязать ПАО «Ростелеком» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить препятствия пользования открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» участком полосы отвода железной дороги Костомукшской дистанции пути на 238 км ПК 7 направления Западно-Карельская магистраль, перегон Муезерка – Ледмозеро, демонтировав оптико-волоконный кабель связи.

Для участия в деле в качестве третьего лица было привлечено открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»).

В судебном заседании помощник Карельского транспортного прокурора Ильницкий В.А. требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении и в заявлении об изменении иска. Никто не оспаривает указанные обстоятельства.

Представитель ответчика Тароева М.А. фактически исковые требования не оспаривала, признала факт нарушения, из-за сложности с финансированием работ, ответчик не смог их ранее произвести. Судебный акт способствует выделению денежных средств ответчику. Спорный кабель обеспечивает связью Муезерский район Республики Карелия. Просит установить более разумный срок для исполнения обязанности.

Представитель ОАО «РЖД» Белоусова Ю.В. просила удовлетворить иск прокурора.

Заслушав объяснения сторон и третьего лица, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в федеральной собственности имеются: земельные участки: с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Карелия, центральная часть Кемского района, и с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Карелия, Муезерский район, перегон ст. Муезерка-платформа 254 км Октябрьской железной дороги. Указанные земельные участки предоставлены ОАО «РЖД» в аренду.

30.04.2015 ОАО «РЖД» выявило факт несанкционированного размещения и использования оптико-волоконного кабеля связи на земельном участке полосы отвода железной дороги на 238 км ПК 7 направления Западно-Карельская магистраль перегона Муезерка-Ледмозеро в пределах водопропускной железобетонной трубы, расположенной под путепроводом железнодорожной инфраструктуры, то есть в полосе отвода железных дорог. Прокладка кабеля произведена ПАО «Ростелеком» без предварительного согласования с ОАО «РЖД». Длительная претензионная работа не устранила нарушения законодательства, поэтому ОЛАО «РЖД» обратилось в органы прокуратуры. Карельская транспортная прокуратура провела проверку, которая подтвердила доводы ОАО «РЖД» о несанкционированном размещении кабеля связи на землях полосы отвода железной дороги. Представление прокурора об устранении выявленных нарушений законодательства было рассмотрено ПАО «Ростелеком», но нарушения законодательства не были устранены со ссылкой на отсутствие финансирования.

В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащего ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

Как указано в пункте 45 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.

В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

Статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (статья 2) к землям железнодорожного транспорта отнесены земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах;

Полосой отвода железных дорог признаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Статьями 4, 8 Федерального закона № 29-ФЗ от 27.02.2003 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусмотрено, что земли полосы отвода железной дороги вдоль магистральных путей являются исключительно федеральной собственностью.

В соответствии с пунктом 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские Железные дороги», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 264 от 29.04.2006, пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.

Пунктами 7, 10, 17 «Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог», утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 № 26Ц предусмотрено, что для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны:

соблюдать установленный порядок использования полосы отвода;

содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту;

не допускать загрязнения окружающей природной среды производственными стоками и другими отходами производственной деятельности железных дорог, захламления и заболачивания земель;

принимать меры по защите земли от эрозии и дефляции, осуществлять агролесомелиоративные, противопожарные и иные необходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений;

не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ;

не нарушать установленный порядок земле-, недро- и водопользования.

Размещение инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в пределах полосы отвода допускается только по согласованию с МПС России.

Условия строительства и эксплуатации указанных объектов определяются соглашением между их владельцами и железными дорогами в соответствии с нормативными актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с МПС России.

Ответственность за обеспечение установленных нормативов при строительстве и безопасность эксплуатации инженерных коммуникаций, линий электропередачи, магистральных газо-, нефтепроводов, связи и других линейных сооружений, находящихся в полосе отвода, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10).

Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить железной дороге технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.

Таким образом, земельный участок, на котором ответчик разместил кабель связи, входит в состав земельного участка, предназначенного для эксплуатации полосы отвода железной дороги, на который в установленном порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации. В связи с тем, что арендатором участка является ОАО «РЖД» именно данное юридическое лицо вправе давать или не давать согласие на использование этого земельного участка сторонними юридическими лицами.

В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного Кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Как было установлено в судебном заседании, не опровергнуто стороной ответчика, земельный участок в обозначенном месте полосы отвода занят оптико-волоконным кабелем ПАО «Ростелеком» без каких-либо законных оснований, что нарушает права ОАО «РЖД», а также увеличивает риски, связанные с обеспечением устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта.

Безопасность и качество оказываемых услуг отнесены к принципам функционирования железнодорожного транспорта подпунктом 2 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Как следует из положений пункта 1 статьи 2 названного закона, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Поскольку законные основания для размещения объектов (не согласующихся с целевым назначением земельного участка), принадлежащих ПАО «Ростелеком», на части земельного участка, входящего в полосу отвода железнодорожных путей, отсутствуют, суд признаёт исковые требования Карельского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению.

Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить решение суда в срок до 31.10.2020, считая указанный срок исполнения разумным и соизмеримым с необходимыми действиями, с учетом погодных условий зимнего, весеннего и осеннего сезонов, с учётом многолетних метеорологических наблюдений, имеющихся в свободном доступе. Суд учитывает необходимость разработки технического проекта и его финансирования. Суд принимает доводы стороны ответчика о необходимости соблюдения процедуры проведения работ, предусмотренной Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что займёт определенное время.

По мнению суда, ускоренный демонтаж кабеля без возможности одномоментного альтернативного переключения абонентов к иному источнику связи, приведёт к тому, что потребители, пользующиеся услугами связи ПАО «Ростелеком», в том числе социально-значимые объекты Муезерского района Республики Карелия (медицинские, образовательные, социальные учреждения, органы власти и т.д.) могут быть подвержены большему риску, чем риск от расположения спорного кабеля, о котором известно ОАО «РЖД» уже с 2015 года. По этой причине, суд считает, что требуемый прокурором срок носит явно неразумный характер, он определён без учёта глубины сложившихся отношений и объёма необходимых действий для исполнения решения суда.

Расходы по государственной пошлине по иску подлежат взысканию с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в соответствии со статьями 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в сумме 6000 руб. 00 коп. (абзац 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации). Суд исходит из того, что Карельский транспортный прокурор является юридическим лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины. В случае отсутствия такой льготы истец оплачивал бы госпошлину при обращении в суд в соответствии с требованиями абзаца 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

Заявленные требования Карельского транспортного прокурора удовлетворить полностью.

Обязать публичное акционерное общество «Ростелеком» в срок до 31.10.2020 устранить препятствия пользования открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» участком полосы отвода железной дороги Костомукшской дистанции пути на 238 км ПК 7 направления Западно-Карельская магистраль, перегон Муезерка – Ледмозеро, демонтировав оптико-волоконный кабель связи.

Взыскать с публичного акционерного общества «Ростелеком» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 6000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2020 года.

2-1242/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский транспортный прокурор
Ответчики
Карельский филиал ПАО "Ростелеком"
Другие
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малыгин П.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
06.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2020Передача материалов судье
22.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.01.2020Предварительное судебное заседание
12.02.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2020Дело оформлено
09.06.2020Дело передано в архив
05.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее