Дело № 2-1090/2020 г.
УИД 54RS0025-01-2020-001741-25
Поступило: 05.11.2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2020 года г. Куйбышев, НСО
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Гламаздиной Ю.Г.
при секретаре Бородихиной Г.Н.,
с участием прокурора Кудрявцева С.В.,
представителя ответчиков Ситниковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куйбышевского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН по Новосибирской области, ГУФСИН по Новосибирской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Куйбышевский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН по Новосибирской области, ГУФСИН по Новосибирской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий.
В обоснование иска указывает, что Куйбышевской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка в федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 2» Главного управления федеральной службы исполнения наказания по Новосибирской области, в ходе которой установлено, что в указанном следственном изоляторе не в полной мере выполняются требования законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ходе проведенной проверки прокуратурой в ФКУ СИЗО - 2 ГУФСИН России по Новосибирской области установлено, что в указанном учреждении, без учета требований п.п.14.10 СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» камеры № находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, поскольку в помещениях обозначенных камер деформация (частичное отсутствие) деревянного покрытия полов, в связи с чем, в указанных камерах требуется проведение текущего ремонта: замена деревянного покрытия полов и их покраска. В ДД.ММ.ГГГГ Куйбышевской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес администрации ФКУ СИЗО - 2 ГУФСИН России по Новосибирской области внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены, ремонт в вышеуказанных камерах следственного изолятора не произведен в виду отсутствия финансирования, денежные средства для производства ремонта у учреждения отсутствуют. ГУФСИН России по Новосибирской области, в свою очередь, в соответствии с подпунктом 2 п. 15 Положения о Главном управлении ФСИН России по Приморскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11.06.2015 № 518, осуществляет: меры по укреплению и развитию материально-технической базы Главного управления и подведомственных учреждений, материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, а согласно подпункту 1 п. 15 данного Положения обеспечивает условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в следственных изоляторах. Согласно ст. 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание. ФКУ СИЗО-2 является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом, утвержденным приказом ФСИН России от 03.02.2011 №57. Согласно п.п. 2.1 и 2.5.2 Устава предметом и целями деятельности ФКУ СИЗО-2 является содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, создание указанным лицам условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. Учреждение осуществляет материально- бытовое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, реализует исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья. Таким образом, ответчики, являясь государственными органами, в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями, должны принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ФКУ СИЗО - 2 нарушений законов, предусматривающих обязанность по созданию надлежащих условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов, исполнению санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья.
Просит суд обязать Федеральную службу Российской Федерации и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания России по Новосибирской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий в ФКУ СИЗО - 2 ГУФСИН России по Новосибирской области проведение работ по ремонту деревянного покрытия полов и их покраски в камерах №. Обязать ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств осуществить ремонт деревянного покрытия полов и их покраска в камерах №.
Представитель истца - прокурор Кудрявцев С.В. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчиков Ситникова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, согласно представленного отзыва (л.д. 111-112), кроме того полагала, что ФСИН России не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в связи с этим ФСИН России не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.
При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
При таких обстоятельствах суд считает, что ФСИН России по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем, ФСИН России следует исключить из ответчиков по данному гражданскому делу.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Ст. 1 Закона РФ № 5473-1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что одним из принципов деятельности уголовно-исполнительной системы является уважение прав человека.
По смыслу ст. 1 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее подозреваемые и обвиняемые).
В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наделяет граждан правом на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом в силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
На основании ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Ст. 8 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" наделяет следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы правами юридического лица, а также закрепляет их финансирование за счет средств федерального бюджета.
Ст. 9 Закона РФ № 5473-1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ.
В настоящем судебном заседании установлено, что Куйбышевской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований федерального закона ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области, в ходе которой выявлено, в том числе, что в камерах № половое покрытие повреждено, требует ремонта, сломаны или частично отсутствуют половые доски, кроме всего прочего образовавшиеся полости под полом могут использоваться в качестве схронов для хранения различных предметов, в том числе и запрещенных к приобретению и хранению лицам, содержащимися под стражей. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства (л.д. 49-52).
Из ответа начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное представление прокурора было рассмотрено на оперативном совещании, администрацией учреждения ремонт проводится по мере поступления материалов, заявки отправлены в ГУФСИН России по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 53-56, 57-61).
Из справки по устранению недостатков, выявленных прокуратурой при проверке ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области зам. начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для устранения недостатков проведены следующие мероприятия: направлена заявка на потребность в денежных средствах на приобретение пиломатериалов для ремонте полового покрытия (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № №); согласно указания ГУФСИН России по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с планируемой централизованной закупкой пиломатериала ГУФСИН России по Новосибирской области, для проведения ремонтных работ в учреждениях, направлена потребность дл проведения ремонта в камерах режимных корпусов № и 2 (письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх №). Денежные средства и строительные материалы в учреждение не поступали (л.д. 62).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области следует, что расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ № доведены лимиты бюджетных обязательств ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области на сумму 120000 руб. 00 коп. ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области заключило договора от ДД.ММ.ГГГГ № с ИП Закамской М.Ю. на сумму 110250 руб. 00 коп. на поставку пиломатериала в рамках капитального ремонта, кроме того ДД.ММ.ГГГГ заключило договор № с ИП Гапеевой Е.С. на сумму 9750 руб. 00 коп. на поставку гвоздей строительных в рамках капитального ремонта (л.д. 90, 91-97, 98-105).
Во исполнение договора № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области приобрело у ИП Гапеевой Е.С. гвозди строительные на сумму 9750 руб. 00 коп. (л.д. 106, 107-108).
Во исполнение договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с ИП Закамской М.Ю. произведена поставка пиломатериала обрезного хвойных пород на сумму 110250 руб. 00 коп. (л.д. 113-114).
Однако в судебное заседание представителем ответчика не представлено доказательств осуществления ремонта деревянного покрытия полов и его покраски в камерах №№, кроме того не представлено доказательств того, что данные пиломатериалы и гвозди пойдут на ремонт деревянного покрытия полов в камерах №№.
Так же в судебном заседании установлено, что финансовые средства выделены, необходимые материалы закуплены и находятся в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России. Доказательств того, что имеющихся материалов недостаточно для исполнения требований прокурора суду не представлено.
Таким образом, в настоящем судебном заседании установлено, что представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области до настоящего времени не исполнены, а именно: в камерах № не произведен ремонт деревянного покрытия полов и его покраска.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает указанные в иске сроки исполнения обязательств ответчиками обоснованными, в связи с чем возможным установить таковые в соответствии с требованиями прокурора.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Куйбышевского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░-2 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ № ░ ░░░ ░░░░ - 2 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ №№ ░ ░░░ ░░░░ - 2 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░