Решение по делу № 2а-4374/2018 от 28.06.2018

Дело № 2а-4374/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г.Казань 24 июля 2018 года

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Латыповой Д.Н.,

при секретаре судебного заседания Глибиной Е.В.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Приволжского района Султановой Л.Ф., представителя административных ответчиков МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов г.Казани», Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани Гарифуллиной Л.Т., представителя административного ответчика МУП «Водоканал» Арисовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Приволжского района г.Казани к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившееся в непринятии мер по приведению в рабочее состояние пожарных гидрантов (технических устройств, предназначенных для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приволжского района г.Казани обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившееся в непринятии мер по приведению в рабочее состояние пожарных гидрантов (технических устройств, предназначенных для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой).

В обоснование административного искового заявления, указано, что прокуратурой Приволжского района г.Казани совместно с сотрудником Пожарно-спасательной части №10-ФГКУ «7 отряд ФСП по РТ» проведена проверка по вопросу соблюдения на территории Приволжского района г.Казани законодательства о пожарной безопасности. В ходе проведенной проверки выявлены исправность 21 пожарного гидранта и 2 пожарных водоемов неисправны по следующим адресам: ул.Ново-Давликеевская, д.37 (ПГ№158); 2) ул.Ново-Давликеевская, д.83 (ПГ№164); 3) ул.Ново-Давликеевская,д.90(ПГ№172); 4) ул.Ново-Давликеевская, д.105 (ПГ№168); 5) ул.8-Ново-Давликеевская, д.6 (ПГ№141); 6) ул.Андрея Адо, д.16 (ПГ№290); 7) ул.Альтшулера, д.16 (п. Казанская Усадьба) (ПГ№120); 8) ул.Оренбургский тракт, д. 142; (ПГ№90); 9) ул.Безоблочная, д. 4 А (ПГ№262); 10) ул.Безоблочная, д. 6 А (ПГ№259); 11) ул.Столичная, д.1 (ПГ№111); 12) ул.Столичная, д.17 (ПГ№112); 13) ул.Солнечная, д.58 (Лесной городок) (ПГ№260); 14) ул.Габаши, д.3А (п. Матур) (ПГ№70); 15) ул.12-я Новосельская, д.32 (ПГ№214); 16) ул.Лазурная, д.4 (ПГ№268); 17) ул.Рауиса Гареева, д.62 - ПГ №180; 18) ул.Рауиса Гареева, д.62- ПГ №181; 19) ул.Рауиса Гареева, д.62 (ПГ №181); 20) ул.Рауса Гареева, д.62 (ПГ № 182-сован шток, нет воды); 21) ул.Ново-Давликеевская, д.90 (СОШ №129)-(ПВ№3-неисправен; 22) ул.Ферма-2, д. 79 А (ПВ №4); 23) ул.Николая Фемина (пос. Кояшлы) (ПГ№236). Кроме того, установлено отсутствие пожарных гидрантов на территории улиц Чернопрудная (от пересечения с улицей Грибная до улицы Задорная) Подорожная, Лосиная, пасечная, Задорная, 1-я Угловая, Зифа жилого массива Кояшлы.

Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220.

Указанные нарушения норм законодательства о пожарной безопасности могут привести к непоправимой трагедии - гибели людей, а также причинению вреда их здоровью.

Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Таким образом, учитывая особую значимость проведения мероприятий в указанном направлении, бездействие МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительного комитета МО г.Казани и МУП «Водоканал» является недопустимым и нарушает действующее законодательство в указанной сфере.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурору предоставлено право, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного административный истец просил:

Обязать МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» и Исполнительный комитет Муниципального образования г. Казани, МУП «Водоканал»:

привести в рабочее состояние пожарные гидранты по следующим адресам: 1) ул.Ново-Давликеевская, д.37 (ПГ№158); 2) ул.Ново-Давликеевская, д.83 (ПГ№164); 3) ул.Ново-Давликеевская,д.90(ПГ№172); 4) ул.Ново-Давликеевская, д.105 (ПГ№168); 5) ул.8-Ново-Давликеевская, д.6 (ПГ№141); 6) ул.Андрея Адо, д.16 (ПГ№290); 7) ул.Альтшулера, д.16 (п. Казанская Усадьба) (ПГ№120); 8) ул.Оренбургский тракт, д. 142; (ПГ№90); 9) ул.Безоблочная, д. 4 А (ПГ№262); 10) ул.Безоблочная, д. 6 А (ПГ№259); 11) ул.Столичная, д.1 (ПГ№111); 12) ул.Столичная, д.17 (ПГ№112); 13) ул.Солнечная, д.58 (Лесной городок) (ПГ№260); 14) ул.Габаши, д.3А (п. Матур) (ПГ№70); 15) ул.12-я Новосельская, д.32 (ПГ№214); 16) ул.Лазурная, д.4 (ПГ№268); 17) ул.Рауиса Гареева, д.62 - ПГ №180; 18) ул.Рауиса Гареева, д.62- ПГ №181; 19) ул.Рауиса Гареева, д.62 (ПГ №181); 20) ул.Рауса Гареева, д.62 (ПГ № 182-сован шток, нет воды); 21) ул.Ново-Давликеевская, д.90 (СОШ №129)-(ПВ№3-неисправен; 22) ул.Ферма-2, д. 79 А (ПВ №4); 23) ул.Николая Фемина (пос. Кояшлы) (ПГ№236),

а также установить на территории улиц Чернопрудная (от пресечения с улицей Грибная до улицы Задорная) Подорожная, Лосиная, Пасечная, Задорная, 1-я Угловая, Зифа жилого массива Кояшлы пожарные гидранты в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил требования, просил:

Признать незаконным бездействие МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» и Исполнительный комитет Муниципального образования г. Казани, выразившееся в непринятии мер по приведению в рабочее состояние пожарных гидрантов (технических устройств, предназначенных для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой) по следующим адресам:

1) ул.Ново-Давликеевская, д.37 (ПГ№158);

2) ул.Ново-Давликеевская, д.83 (ПГ№164);

3) ул.Ново-Давликеевская,д.90 (ПГ№172);

4) ул.Ново-Давликеевская, д.105 (ПГ№168),

5) ул.8-Ново-Давликеевская, д.6 (ПГ№141);

6) ул.Андрея Адо, д.16 (ПГ№290);

7) ул.Альтшулера, д.16 (п. Казанская Усадьба) (ПГ№120);

8) ул.Оренбургский тракт, д. 142; (ПГ№90);

9) ул.Безоблочная, д. 4 А (ПГ№262);

10) ул.Безоблочная, д. 6 А (ПГ№259);

11) ул.Столичная, д.1 (ПГ№111);

12) ул.Столичная, д.17 (ПГ№112);

13) ул.Солнечная, д.58 (Лесной городок) (ПГ№260);

14) ул.Габаши, д.3А (п. Матур) (ПГ№70);

15) ул.12-я Новосельская, д.32 (ПГ№214);

16) ул.Лазурная, д.4 (ПГ№268);

17) ул.Рауиса Гареева, д.62 - ПГ №180;

18) ул.Рауиса Гареева, д.62- ПГ №181;

19) ул.Рауиса Гареева, д.62 (ПГ №183);

20) ул.Рауиса Гареева, д.62 (ПГ № 182-сован шток, нет воды);

21) ул.Ново-Давликеевская, д.90 (СОШ №129);

а также по установлению на территории улиц Чернопрудная (от пресечения с улицей Грибная до улицы Задорная) Подорожная, Лосиная, Пасечная, Задорная, 1-я Угловая, Зифа жилого массива Кояшлы пожарных гидрантов в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности: п.8.6 Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178.

Обязать МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» и Исполнительный комитет Муниципального образования г. Казани, МУП «Водоканал» привести в рабочее (исправное) состояние пожарные гидранты по вышеуказанным адресам, а также установить на территории улиц Чернопрудная (от пресечения с улицей Грибная до улицы Задорная) Подорожная, Лосиная, Пасечная, Задорная, 1-я Угловая, Зифа жилого массива Кояшлы пожарных гидрантов в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности: п.8.6 Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал уточненные требования по указанным в иске основаниям.

Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, указав на отсутствие финансовых средств в бюджете на указанные в иске мероприятия.

Представитель заинтересованного лица не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Заинтересованное лицо - ФГКУ «15 отряд ФПС по РТ», представителя в судебное заседание не направило, в предусмотренном законом порядке извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Определением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 24.07.2018 производство по делу прекращено в части административных исковых требований к МУП «Водоканал».

Определением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 24.07.2018 производство по делу прекращено в части требований о:

признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившееся в непринятии мер по приведению в рабочее состояние пожарных гидрантов (технических устройств, предназначенных для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой) по следующим адресам:

1) ул.Ново-Давликеевская, д.37 (ПГ№158);

2) ул.Ново-Давликеевская, д.83 (ПГ№164);

3) ул.Ново-Давликеевская,д.90 (ПГ№172);

4) ул.Ново-Давликеевская, д.90 (СОШ №129);

5) ул.Ново-Давликеевская, д.105 (ПГ№168).

обязании Исполнительного комитета муниципального образования города Казани привести в рабочее (исправное) состояние пожарные гидранты по адресам:

1) ул.Ново-Давликеевская, д.37 (ПГ№158);

2) ул.Ново-Давликеевская, д.83 (ПГ№164);

3) ул.Ново-Давликеевская,д.90 (ПГ№172);

4) ул.Ново-Давликеевская, д.90 (СОШ №129);

5) ул.Ново-Давликеевская, д.105 (ПГ№168).

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городского округа являются вопросами местного значения (пп. 9 п. 1 ст. 14 и пп. 10 п. 1 ст. 16).

В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

На основании статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжении и водоотведении на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом «О пожарной безопасности».

В соответствии с преамбулой указанного Федерального закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в статье 1 определяет пожарную безопасность, как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, которое в частности достигается через соблюдение установленных в соответствующих правилах требований пожарной безопасности и совершения действий, направленных на пресечение нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии со статей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно статье 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

В силу статьи 68 указанного Закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2).

В соответствии с п. 1 Правил пожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно пункту 77 данных Правил руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительность отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных положений закона следует, что если иное не предусмотрено законом или договором, ответственность за надлежащее и безопасное содержание имущества несет собственник. При этом бремя содержания имущества предполагает, в том числе, принятие разумных мер по предотвращению пожароопасных ситуаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В соответствии со статьей 40 Устава муниципального образования г.Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 17 декабря 2005 года №3-5 Исполнительный комитет муниципального образования города Казани:

осуществляет управление муниципальной собственностью города Казани. Исполнительный комитет организует в границах города Казани электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией объектов коммунального хозяйства, обеспечивает устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, водоотведения.

осуществляет полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города Казани, включая создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

Из материалов дела видно, что прокуратурой Приволжского района города Казани совместно с сотрудником Пожарно-спасательной части №10 - ФГКУ «7 отряд ФСП по РТ» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности эксплуатации подземных сетей водоснабжения и водоотведения (канализации) на территории Приволжского района г.Казани.

Из письма от 14.06.2018 года №6946/ИК за подписью Д.Г.Калинкина в ответ на обращение прокурора Приволжского района г.Казани о предоставлении информации о принятых мерах по соблюдению на территории Приволжского района г.Казани законодательства о пожарной безопасности следует, что МУП «Водоканал» совместно с ФГКУ «7 отряд ФПС по Республике Татарстан» проводится проверка всех имеющихся на балансе данной организации пожарных гидрантов, составляются планы их ремонта и приведения в рабочее состояние. По информации МУП «Водоканал», указанные в письме объекты, кроме объектов, названных в пунктах 17-22 и 24, обследованы совместно с представителями пожарной части №10 и включены в план-график ремонта пожарных гидрантов на 2018 год. Объекты, указанные в пунктах 17-22 и 24, будут обследованы в ближайшее время. Сети водоснабжения на улицах Подорожная, Лосиная, Пасечная, Задорная в жилом массиве Кояшлы в муниципальную собственность г.Казани не переданы. 15.06.2018 по указанному вопросу было проведено заседание Комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г.Казани, где было принято решение №09-18кчс «О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории г.Казани» (л.д.14).

Из письма от 14.06.2018 года №851/17 за подписью А.Н.Лобова в ответ на обращение прокурора о выявлении 25 неисправных пожарных гидрантов на территории Приволжского района г.Казани следует, что Администрацией Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани в адрес балансодержателя – МУП «Водоканал» - направлено ходатайство о приведении пожарных гидрантов, указанных в перечне, в технически исправное состояние. Дополнительно информируют, что указанные перечни неисправных пожарных гидрантов пожарные части, в том числе и ПЧС №10, первоначально направляют в МУП «Водоканал». После проведения ремонтных работ МУП «Водоканал» совместно с представителем пожарной части в ходе выезда на место оформляет пообъектовую справку о приведении объекта пожаротушения по конкретному адресу в технически исправное состояние. В жилом массиве «Кояшлы» имеются действующие пожарные гидранты на ул.Матюшинская, 5,29, ул.Радиальная, 1а, которые могут быть использованы для забора воды для нужд пожаротушения. Кроме того для заправки спецтехники водой может быть использована действующая артезианская скважина, расположенная на пересечении улиц Чернопрудная и Радиальная (л.д.27).

Согласно информации начальника части ПСЧ-10 ФГКУ «7 отряд ФПС по Республике Татарстан) Р.М.Сабиткаримова: согласно федеральному закону ФЗ №69 от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», указания ФГКУ «7 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан», инструкция «Об организации взаимодействия при решении задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обмене информации федерального государственного казенного учреждения «7 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан» с диспетчерской службой муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г.Казани, ПСЧ-10 ФГКУ «7 ОФПС по РТ» провела проверку №2 наружного противопожарного водоснабжения в районе выезда ПСЧ-10Приволжского района г.Казани. Всего в районе выезда ПСЧ-10 находятся 304 пожарных гидрантов, балансодержателем 254 Пожарных гидрантов является МУП 2Водоканал» и 50 пожарных гидрантов находятся на территории объектов, 22 пожарных водоема 4 из них неисправны. По итогам проверки выявлен 21 пожарный гидрант, 17 из них балансодержателем которых является МУП «Водоканал» и 4 пожарных гидранта из общего числа за организациями. Отсутствие надлежащего противопожарного водоснабжения препятствует успешному тушению возникающих пожаров, создает угрозу жизни людей, способствует большому материальному ущербу от пожаров, рекомендовано оказать содействие в решении данного вопроса и рассмотреть на ближайшем заседании КЧС и ПБ района с привлечением МУП «Водоканал» (л.д.12).

10.07.2018 бригадой МУП «Водоканал» выполнены работы по ремонту пожарных гидрантов по улицам:

-Ново-Давликеевская, д.90 (СОШ №129-ПВ №3),

-Ново-Давликеевская, д.37 (ПГ №158),

-Ново-Давликеевская, д.83 (ПГ №164),

-Ново-Давликеевская, д.90 (ПГ №172),

-Ново-Давликеевская, д.105 (ПГ 168), данные пожарные гидранты находятся в технически исправном состоянии.

В данной информации также указано, что сети водоснабжения с находящимися на них пожарными гидрантами в жилом массиве Кояшлы, а также пожарные гидранты по улицам: Андрея Адо, д.16 (ПГ №290), Альтшулера, д.16 (ПГ №120), Безоблачная, д.4А (ПГ №262), Безоблачная, д.6А (ПГ №259), Столичная, д.1 (ПГ №111), Столичная, д.17 (ПГ №112), Солнечная, д.58 (ПГ №260), Габаши, д.3А (ПГ №70), 12-я Новосельская, д.32 (ПГ №214), Лазурная, д.4 (ПГ №268), Рауса Гареева, д.62 (ПГ №180), Рауса Гареева, д.62 (ПГ №181), Рауса Гареева, д.62 (ПГ №182), Ферма-2, д.79А (ПВ №4), Николая Фемина, д.142 (ПГ №236), Ново-Давликеевская, д.6 (ПГ №141), Оренбургский тракт, д.142 (ПГ №90) в хозяйственное ведение МУП «Водоканал» не передавались и предприятием не эксплуатируются.

Как следует из вышеуказанных положений законодательства, полномочия собственника земельного участка в рассматриваемом случае осуществляются органом местного самоуправления, на который законом возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах соответствующих территорий Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения городского поселения, городского округа, внутригородского района (пункт 9 части 1 статьи 14, пункт 10 части 1 статьи 16, пункт 4 части 1 статьи 16.2).

Доказательств обратного суду административными ответчиками не представлено, в материалах дела не имеется.

Из пояснений административных ответчиков следует, что право собственности на отдельные гидранты, указанные в административном исковом заявлении, не зарегистрировано в установленном законом порядке, сведений об эксплуатирующей организации не имеется.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

В рамках обязанности участвовать в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов поселения орган местного самоуправления осуществляет предусмотренные статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), пунктом 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года N 237, а также Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931, первичные действия по обеспечению безопасности таких сооружений, а именно: организовывает мероприятия по установлению на территории муниципального образования бесхозяйных гидротехнических сооружений, осуществляет мероприятия по выявлению и учету бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории муниципального образования; при установлении бесхозяйного гидротехнического сооружения информируют о наличии на его территории бесхозяйного гидротехнического сооружения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнического сооружения, на территории которого расположено это муниципальное образование, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; обеспечивают подготовку заявления и необходимых документов для представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомляет о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это муниципальное образование, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Частью 3 статьи 225 ГК РФ, Порядком, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931, установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, исключительно по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, как орган местного самоуправления, отвечает за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах местного самоуправления. К таковым мерам относится создание условий для забора в любое время года воды из источников водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Доказательств того, что спорные пожарные гидранты и территория, не оборудованная пожарными гидрантами, являются собственностью физических лиц, иных юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, суду не предоставлено.

Бездействие Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по устранению пожарного гидранта не соответствует требованиям законов о пожарной безопасности, неисправность гидранта и непринятие мер пожарной безопасности может привести к распространению и развитию пожара на большую площадь и гибели людей, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Доводы о том, что Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и администрации я не обязаны устранять неисправности в пожарных гидрантах, поскольку они не являются муниципальной собственностью, поэтому средства на это выделены быть не могут, суд находит необоснованными, поскольку

По смыслу приведенных норм законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, возложенные на государственные органы и органы местного самоуправления обязанности, включая обязанности собственника имущества, должны исполняться надлежащим образом вне зависимости от наличия денежных средств и завершения мероприятий по оформлению пожарных гидрантов в муниципальную собственность во избежание человеческих жертв и причинения ущерба имуществу.

Доказательств того, что пожарные гидранты, указанные в административном исковом заявлении, находятся в частной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или федеральной собственности суду административными ответчиками не было предоставлено.

Кроме того, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования. Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Статья 18 указанного Закона, устанавливающая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, не относит к полномочиям субъектов Российской Федерации обеспечение мер первичной пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах и учитывая, что спорные пожарные гидранты имеют неисправности и имеется территория, не оборудованная гидрантами, доказательств обратного не представлено, расположены они в административных границах муниципального образования города Казани, суд пришел к выводу об обоснованности требований прокурора к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани.

Поскольку обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления, то суд считает, что в данном случае надлежащим административным ответчиком по делу является Исполнительного комитета муниципального образования города Казани – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения. Создание Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани территориальных и отраслевых (функциональных) органов не освобождает его от обязанностей, установленных действующим законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Устава Муниципального образования г.Казани управление районами города Казани осуществляется руководителями территориальных органов Исполнительного комитета, назначаемыми Руководителем Исполнительного комитета.

Финансовое обеспечение деятельности территориальных органов Исполнительного комитета осуществляется по сметам доходов и расходов, являющимся составной частью бюджета города Казани.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», утвержденного решением Казанской городской Думы от 06.12.2010 № 6-2, Администрация является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, обладает статусом юридического лица с момента ее государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.

Согласно пункту 5.1 Положения, администрация использует имущество и денежные средства, выделенные ей по бюджетной смете, для достижения целей, определенных настоящим Положением.

При таких данных, судом установлено, что в соответствии с Уставом муниципального образования города Казани, утвержденным решением представительного органа муниципального образования города Казани N 3-5 от 17.12.2005, обеспечение первичных мер пожарной безопасности является полномочием ИК МО г.Казани.

В силу вышеприведенных норм МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» выступает лишь муниципальными заказчиками по контрактам, заключаемым на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в целях решения вопросов местного значения. МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» использует имущество и денежные средства, выделенные по бюджетной смете, для достижения целей, определенных Положениями.

В связи с этими обстоятельствами суд считает, что надлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям является Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, административный иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившееся в непринятии мер по приведению в рабочее состояние пожарных гидрантов (технических устройств, предназначенных для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой) по следующим адресам:

1) ул.8-Ново-Давликеевская, д.6 (ПГ№141);

2) ул.Андрея Адо, д.16 (ПГ№290);

3) ул.Альтшулера, д.16 (п. Казанская Усадьба) (ПГ№120);

4) ул.Оренбургский тракт, д. 142; (ПГ№90);

5) ул.Безоблочная, д. 4 А (ПГ№262);

6) ул.Безоблочная, д. 6 А (ПГ№259);

7) ул.Столичная, д.1 (ПГ№111);

8) ул.Столичная, д.17 (ПГ№112);

9) ул.Солнечная, д.58 (Лесной городок) (ПГ№260);

10) ул.Габаши, д.3А (п. Матур) (ПГ№70);

11) ул.12-я Новосельская, д.32 (ПГ№214);

12) ул.Лазурная, д.4 (ПГ№268);

13) ул.Рауиса Гареева, д.62 - ПГ №180;

14) ул.Рауиса Гареева, д.62- ПГ №181;

15) ул.Рауиса Гареева, д.62 (ПГ №183);

16) ул.Рауиса Гареева, д.62 (ПГ № 182-сован шток, нет воды);

17) ул.Ферма-2, д. 79 А (ПВ №4);

18) ул.Николая Фемина (пос. Кояшлы) (ПГ№236),

а также по установлению на территории улиц Чернопрудная (от пресечения с улицей Грибная до улицы Задорная) Подорожная, Лосиная, Пасечная, Задорная, 1-я Угловая, Зифа жилого массива Кояшлы пожарных гидрантов в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности: п.8.6 Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани привести в рабочее (исправное) состояние пожарные гидранты по вышеуказанным адресам, а также установить на территории улиц Чернопрудная (от пресечения с улицей Грибная до улицы Задорная) Подорожная, Лосиная, Пасечная, Задорная, 1-я Угловая, Зифа жилого массива Кояшлы пожарных гидрантов в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности: п.8.6 Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178.

В удовлетворении административных исковых требований к Администрации Приволжского и Вахитовского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан Д.Н.Латыпова

Мотивированное решение изготовлено 27.07.2018.

2а-4374/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Приволжского района города Казани
Ответчики
ИК МО г. Казани
МУП "Водоканал"
МКУ Администрация Вахитовского и Приволжского районаов ИК МО г.Казани
Другие
Пожарно-спасательная часть № 10 ФГКУ "7 отряд ФСП по РТ"
Суд
Приволжский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Дело на странице суда
privolzhsky.tat.sudrf.ru
28.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
28.06.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.06.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2018[Адм.] Судебное заседание
20.07.2018[Адм.] Судебное заседание
24.07.2018[Адм.] Судебное заседание
27.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее