Дело № 2а-3935/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2017 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Лисовской В.В.,
при секретаре Морозовой В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Молкомбинат Кунгурский» к Государственной инспекции труда в Пермском крае, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Пономареву М.Л., о признании незаконными и отмене пунктов 2, 3, 4 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
АО «Молкомбинат Кунгурский» (далее по тексту – Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Пермском крае с требованиями о признании незаконным и отмене пунктов 2, 3, 4 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с административного ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. В обоснование заявленных требований указано, что на основании распоряжения и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плановая проверка в отношении Общества, по результатам которой был составлен акт проверки и вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому директор Общества обязан устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. С актом и предписанием административный истец не согласен в силу следующего. В акте проверки в качестве нарушения трудового законодательства указано, что название должности инженера по охране труда предприятия не соответствует требованиям ФЗ № 197-ФЗ с дополнениями и изменениями от 30.06.2006 № 90-ФЗ по стоянию на 01.07.2013 и нормативных актов. Нарушены требования ст. 217 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 № 559н. Согласно п. 2 предписания директор завода АО «Молкомбинат Кунгурский» в срок до 15.06.2017 обязан наименование должности инженер по охране труда привести в соответствие с требованиями названных нормативных актов. Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Следуя указаниям данной нормы в АО «Молкомбинат Кунгурский» введена должность инженера по охране труда, промышленной безопасности и экологии, что подтверждается трудовым договором № 68 от 23.05.2017. Так как должность специалиста по охране труда не предполагает предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этой должности не обязательно должно соответствовать Квалификационной характеристике должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, предусмотренной в Едином квалификационным справочнике должностей, руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 № 559. Работодатель вправе самостоятельно определить штатное расписание, наименование должностей и трудовых функций руководителей, специалистов, служащих и рабочих, в том числе и наименование должности специалиста в сфере охраны труда. По мнению Роструда профессиональные стандарты носят рекомендательный характер. Полагает, что название должности инженер по охране труда, промышленной безопасности и экологии соответствует действующему законодательству и не требует обязательного изменения в наименование, предусмотренное в ЕКС или профессиональном стандарте. Согласно Предписанию (п. 3) директор АО «Молкомбинат Кунгурский» в срок до 25.06.2017 обязан провести обучение работников рабочих профессий молкомбината по оказанию первой помощи пострадавшим в силу требований ст. 212, 225 ТК РФ, п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29. Работодателем была разработана Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастном случае от 01.07.2016. Посредством данной инструкции работники рабочих профессий были обучены оказанию первой медицинской помощи, в связи с чем считает необоснованным требование п. 3 Предписания. Пунктом 4 предписания директор завода АО «Молкомбинат Кунгурский» в срок до 10.06.2017 обязан завести журнал учета присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехнического персонала. 11.04.2017 АО «Молкомбинат Кунгурский» был издан приказ № 207/1 о порядке присвоения группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, на основании которого утвержден перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу 1 группы по электробезопасности. Приказом был также определен порядок оформления присвоения 1 группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу путем регистрации в Протоколах. Форма журнала была предусмотрена в Приложении № 6 к Межотраслевым правилам по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок. Однако, Приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 № 327 Межотраслевые правила признаны утратившими силу. Таким образом, форма журнала на сегодняшний день не утверждена нормативными актами. Поэтому протоколы присвоения 1 группы являются допустимой формой оформления присвоения группы 1 электробезопасности для неэлектротехнического персонала.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми в соответствии со ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено должностное лицо – государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Пономарев М.Л. (л.д. 1).
Представитель административного истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики - Государственная инспекции труда в Пермском крае, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Пономарев М.Л., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили. Ранее государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Пономарев М.Л. представил возражения, из которых следует, что законом императивно установлено, что должность лица, которая введена у работодателя в целях обеспечения и соблюдения требований охраны труда должна именоваться именно специалист по охране труда. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № АО «Молкомбинат Кунгурский» сообщило о проведении обучения работников рабочих специальностей по оказанию первой помощи пострадавшим, что свидетельствует об исполнении, а, следовательно, и о согласии общества с п. 3 предписания. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № административный истец сообщил о том, что в обществе заведен журнал учета присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектрического персонала. Таким образом, Общество было согласно с п. 4 Предписания, посчитало его законным и, соответственно, его исполнило. Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, заверенные копии материалов проверки в отношении АО «Молкомбинат Кунгурский» суд считает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ организация вправе обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу положений ст. ст. 353 - 356, ст. 382 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 324, федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Основные полномочия федеральной инспекции труда определены в ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), к ним отнесены осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовка других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема, рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
В соответствии с ч. 2 ст. 360 ТК РФ, государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом абз. 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
В судебном заседании установлено, что в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права 10001244260, осуществления федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве 10001244349 «Федеральный реестр проверок», ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Пермском крае издано распоряжение № о проведении плановой выездной проверки в отношении АО «Молкомбинат Кунгурский». Срок проведения проверки установлен с 22.05.2017 по 10.06.2017.
На основании проведенной плановой выездной проверки Государственной инспекцией труда в Пермском крае подготовлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проверки в отношении АО «Молкомбинат» были установлены нарушения трудового законодательства:
- Генеральный директор АО «Молкомбинат Кунгурский» ЧВА не прошел обучение и проверку знаний по охране труда, нарушены требования ст. 225 ТК РФ, п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
- Название должности инженера по охране труда предприятия не соответствует требованиям Федерального закона № 197-ФЗ с дополнениями и изменениями от 30.06.2006 № 90-ФЗ по состоянию на 01.07.2013 и нормативных документов. Нарушены требования ст. 217 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 № 559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда".
- Не проведено обучение работников рабочих профессий молкомбината по оказанию первой помощи пострадавшим. Нарушены требования ст.ст. 212, 225 ТК РФ; п. 2.2.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постанволением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
- Не заведен журнал учета присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу. Нарушены требования ст. 212 ТК РФ, п. 1.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 (ПТЭП) и п. 2 Примечания к Приложению № 1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, увт. Приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 № 328н.
По результатам вышеуказанной проверки Государственной инспекцией труда в Пермском крае в адрес административного истца вынесено Предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому на АО «Молкомбинат Кунгурский» возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права:
1. Генеральному директору АО «Молкомбинат Кунгурский» ЧВА пройти обучение и проверку знаний по охране труда. Требования ст. 225 ТК РФ, п. 2.2.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29. Срок исполнения до 15.06.2017.
2. Наименование должности инженера по охране труда привести в соответствие требованиям Федерального закона № 197-ФЗ с дополнениями и изменениями от 30.06.2006 № 90-ФЗ по состоянию на 01.07.2013 и нормативных документов. Требования ст. 217 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 № 559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда". Срок до 25.06.2017.
3. Провести обучение работников рабочих профессий молкомбината по оказанию первой помощи пострадавшим. Требования ст.ст. 212, 225 ТК РФ; п. 2.2.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постанволением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29. Срок исполнения до 25.06.2017.
4. Завести журнал учета присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу. Требования ст. 212 ТК РФ, п. 1.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 (ПТЭП) и р. 2 Примечания к Приложению № 1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 № 328н. Срок исполнения до 10.06.2017.
Судом установлено, что 23.05.2013 между ОАО «Молкомбинат Кунгурский» (работодатель) и КЕС (работник) заключен трудовой договор №, по условиям которого работник принимается на работу в структурное подразделение Технический отдел на должность инженер по ТБ и ОТ (л.д. 36-37).
Дополнительным соглашением от 01.01.2014 между работодателем и работником заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в п. 1.2 трудового договора внесены изменения: «Работник переводится на должность Инженер по ОТ промышленной безопасности и экологии в структурном подразделении технический отдел на неопределенный срок, с 01.01.2014 /л.д. 45/.
В силу ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 года N559н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, согласно п.п. 1, 2 которого раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом, осуществляющим работы в области охраны труда, в организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности.
Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" ЕКС (далее - квалификационные характеристики), призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности работников, а также установлению единых подходов при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Разделом III названного Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 года N 559н определена должность «Специалист по охране труда», который в рамках исполнения должностных обязанностей участвует в организации и координации работ по охране труда в организации. Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда. Участвует в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации. Осуществляет контроль за соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда. Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания. Осуществляет контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты. Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проводит вводный инструктаж, контролирует проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда. Участвует в проведении контроля за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач. Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в организации в установленном порядке. Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Организовывает и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы. Организует работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, поставке средств индивидуальной и коллективной защиты, а также по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты предложений по их поставке. Проводит анализ организационной структуры, технического оснащения организации, государственных нормативных требований охраны труда, передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда. Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению. Участвует в разработке мероприятий по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда. Совместно с другими структурными подразделениями организации участвует в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков. Осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и трудового обучения школьников. Составляет и предоставляет отчет по установленной форме.
Более того, названным разделом приказа установлены знания, которыми должен обладать специалист по охране труда, а также требования к квалификации.
Таким образом, нормами законодательства императивно установлена обязанность ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, а также соответствующего требованиям, установленным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 года N 559н.
Принимая во внимание, что численность работников административного истца превышает 50 человек, на руководителе АО «Молкомбинат Кунгурский» лежит обязанность создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Материалами дела подтверждается, что должность специалиста по охране труда на момент проведения проверки была поименована Инженер по ТО промышленной безопасности и экологии, что не соответствует требованиям ст. 217 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 № 559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда".
Следовательно, инспектором труда был сделан верный вывод о нарушении административным истцом названных положений трудового законодательства РФ, что, в свою очередь, свидетельствует о законности требований инспектора труда об устранении таких нарушений в п. 2 обжалуемого предписания.
В силу ст. 212 ТК РФ Работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
Статьей 225 ТК РФ предусмотрено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, п.п. 1.1, 1.2 которого предусмотрено, что порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок) разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.
Пунктом 2.2.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций установлено, что работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
Таким образом, названными нормами права императивно установлена обязанность работодателей организовать проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим.
01.07.2016 генеральным директором АО «Молкомбинат Кунгурский» утверждена Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастном случае /л.д. 16-33/. Согласно листку ознакомления, работники ознакомлены с указанной Инструкцией 13.12.2016, один работник ознакомлен 13.01.2017 и еще одни работник ознакомлен 10.01.2017 (л.д. 34-35).
Принимая во внимание, что проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим проводится не реже одного раза в год, а последнее ознакомление с Инструкцией проведено 13.12.2016, суд приходит к выводу, что административным истцом были нарушены обязательные требования ст. 212, 225 ТК РФ, Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
В этой связи суд учитывает, что не были представлены достаточные и достоверные доказательства, в частности план проведения обучения по оказанию первой помощи на 2017 год, что привело к обоснованному выводу инспектора труда.
Более того, суд учитывает то обстоятельство, что письмом от 23.06.2017 № 133 АО «Молкомбинат Кунгурский» уведомило ГИТ в Пермском крае о проведении обучения работникам рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим. Следовательно, обществом признаны требования инспектора труда в названной части и устранены в добровольном порядке.
В силу п. 1.4.4 Приказа Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 года N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается.
Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III.
Присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже 1 раза в год.
В соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610, Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2013 года N 328н утверждены Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок" (далее по тексту Правила).
Согласно примечанию № 2 к Приложению № Правил, группа I по электробезопасности распространяется на неэлектротехнический персонал (не относящийся к электротехническому и электротехнологическому персоналу). Перечень должностей, рабочих мест, требующих отнесения производственного персонала к группе I, определяет руководитель организации (обособленного подразделения). Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале, который должен содержать фамилию, имя, отчество работника, его должность, дату присвоения группы I по электробезопасности, подпись проверяемого и проверяющего. Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение I группы проводится работником из числа электротехнического персонала, имеющего группу III по электробезопасности, назначенным распоряжением руководителя организации.
Таким образом, ведение журнала, содержащего сведения о присвоении группы 1 по электробезопасности, является обязанностью работодателя.
То обстоятельство, что Приказом Минтруда РФ от 24 июля 2013 года N 327 признано утратившим силу постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 5 января 2001 года N 3 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок", которое содержало типовую форму журнала, не свидетельствует об освобождении работодателя от обязанности оформления и ведения такого журнала.
Более того, примечанием № 2 к Приложению № 1 Правил установлено содержание такого журнала: фамилия, имя, отчество работника, его должность, дата присвоения группы I по электробезопасности, подпись проверяемого и проверяющего.
Следовательно, работодатель вправе самостоятельном утвердить форму такого журнала с соблюдением требований к обязательному содержанию сведений, вносимых в такой журнал.
Письмом от 23.06.2017 № 133 АО «Молкомбинат Кунгурский» уведомило ГИТ в Пермском крае о заведении журнала учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехнического персонала. Следовательно, обществом признаны требования инспектора труда в названной части и устранены в добровольном порядке.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о законности Предписания ГИТ в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ в обжалуемой его части пунктов 2, 3, 4.
Ссылки административного истца на решения Кунгурского городского суда Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановлений инспектора труда ГИТ в Пермяком крае о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении МНВ и АО «Молкомбинат Кунгурский», соответственно, суд во внимание не принимает, поскольку в рассматриваемом случае суд не связан выводами суда в рамках рассмотрения дел об административном правонарушении.
При этом, в силу ч. 3 ст. 64 КАС РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Следовательно, иные выводы суда по делу об административных правонарушениях в части оценки выявленных инспектором труда допущенных работодателем нарушений норм трудового законодательства, не являются обязательными для суда, рассматривающего административное исковое заявление в порядке КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное выше, что суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании предписания в обжалуемой его части незаконным и его отмене.
В силу ст. 111 КАС РФ не подлежат удовлетворению требования административного истца о взыскании с административного ответчика расходов по оплате государственной пошлины.
Из положений п.2 ч.9 ст. 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд. Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания соблюдения сроков обращения в суд лежит на административном истце.
Исходя из положений ст. 357 ТК РФ предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Из материалов дела следует, что административным истцом оспариваемое предписание получено 25.05.2017 (согласно личной подписи директора МНВ), настоящее административное исковое заявление направлено административным истцом согласно штемпелю на конверте 05.06.2017 (л.д. 51), т.е. в установленный законом срок.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Акционерного общества «Молкомбинат Кунгурский» к Государственной инспекции труда в Пермском крае, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Пономареву М.Л., о признании незаконными и отмене пунктов 2, 3, 4 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья <данные изъяты> Лисовская В.В.
<данные изъяты>