Решение по делу № 33-1816/2020 от 13.12.2019

УИД 16RS0042-03-2019-006916-50

Дело № 2-8665/2019 ~ М-6925/2019

РЎСѓРґСЊСЏ Хафизова Р .Р .               (в„– 33-1816/2020)

учет № 086г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2020 РіРѕРґР°                 РіРѕСЂРѕРґ Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составепредседательствующего Муртазина А.И.,

судей Гиниатуллиной Ф.И., Сахиповой Г.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Галиевой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 октября 2019 года, которым постановлено: исковые требования Шайдуллиной К.И., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО5, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Татарстан в пользу Шайдуллиной К.И., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО5, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Татарстан госпошлину в доход бюджета муниципального образования города Набережные Челны в размере 300 руб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Стрюковой Т.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шайдуллина К.И. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, ГАУЗ «Камский детский медицинский центр» о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечивать несовершеннолетнего ребенка ФИО7 расходными материалами к инсулиновой помпе ежемесячно, как главного распорядителя ежегодно при планировании бюджета учитывать объемы финансовых средств для обеспечения ребенка расходными материалами в объеме медицинских показаний, взыскании убытков в виде расходов на приобретение расходных материалов в размере 52 000 руб. и компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.; на ГАУЗ «Камский детский медицинский центр» своевременно выписывать рецепт на расходные материалы и медицинские препараты ребенку. В обоснование иска указав, что является матерью несовершеннолетней ФИО5, имеющей диагноз «сахарный диабет I типа», являющейся ребенком-инвалидом. 21 мая 2019 года ребенку была установлена инсулиновая помпа, к которой требуются расходные материалы в виде устройства для инфузииFlexLink 6/60 15 шт. в месяц, картриджи дляFCCU-CHEKSpiritCombo6шт. в месяц. 31 декабря 2018 года указанные расходные материалы включены в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. Так как истец не была обеспечена льготными изделиями медицинского назначения, 29 мая 2019 года она вынуждена была приобрести на личные средства расходные материалы. Увеличив требования, просила дополнительно возложить обязанность на ГАУЗ «Камский детский медицинский центр» выписать рецептурный бланк на жизненно необходимый препарат «Глюкагон» для оказания экстренной медицинской помощи, а также выписывать рецептурные бланки на препараты «инсулин Хумалог», медицинские изделия и расходные материалы к инсулиновой помпе на трехмесячный курс лечения, а также обязать ГУП «Таттехмедфарм» своевременно обслуживать рецепты, в остальной части иск оставила без изменения.

Истец Шайдуллина К.И. в судебном заседании от части исковых требований отказалась, о чем судом вынесено определение. Требования иска к Министерству здравоохранения Республики Татарстан в части обеспечения расходными материалами, взыскании компенсации морального вреда, и к ГАУЗ «Камский детский медицинский центр» о возложении обязанности своевременно выписывать рецепты в день обращения поддержала в полном объеме.

Представители ответчиков ГАУЗ «Камский детский медицинский центр», Министерства здравоохранения Республики Татарстан иск не признали.

Представитель ответчика ГУП «Таттехмедфарм» в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Судом принято решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В жалобе отмечается, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие физические и нравственные страдания, обстоятельства причинения, незаконность действий ответчика, а также причинно-следственную связь между неправомерными действиями ответчика и наступившими последствиями. Более того, в материалах дела отсутствуют документы, обосновывающие размер взыскиваемой суммы.

Истец, представитель ответчика ГАУЗ «Камский детский медицинский центр», представитель ответчика ГУП «Таттехмедфарм» в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

В силу пунктов 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторномлечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года №7 «Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет является социально значимым заболеванием.

Согласно Рекомендациям по организации обеспечения граждан, больных сахарным диабетом, которым установлены инсулиновые помпы, расходными материалами к ним, утвержденными Минздравом России, Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, в который включены расходные материалы к инсулиновой помпе:1) инфузионные наборы к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 351940) набор для введения инсулина амбулаторный;2) резервуары к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 207670) резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы.

Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1181н (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка, назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется: - лечащим врачом медицинской организации;

При выписывании рецептов на расходные материалы к инсулиновой помпе необходимо учитывать сведения технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) инсулиновой помпы, поставленной гражданину, а также усредненную ежегодную потребность в расходных материалах к инсулиновой помпе на 1 пациента, которая составляет:

1) инфузионные наборы к инсулиновой помпе - 120 - 180 штук (из расчета 1 инфузионный набор к инсулиновой помпе на 2 - 3 дня), то есть в среднем 150 штук;

2) резервуары к инсулиновой помпе - 60 - 120 штук (из расчета 1 резервуар к инсулиновой помпе - на 3 - 6 дней), то есть в среднем 90 штук.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи», к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

1) численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

2) норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Согласно статье 6.1 указанного Закона, в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:9) дети-инвалиды.

На основании статьи 6.2 указанного Закона, 1. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

    РќР° основании Приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан РѕС‚ 4 марта 2014 РіРѕРґР° в„–318 (ред. РѕС‚ 15.11.2016) «Об организации деятельности Министерства здравоохранения Р Рў РїСЂРё осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ», ГУП «Таттехмедфарм» согласно Федеральному закону РѕС‚ 12 апреля 2010 РіРѕРґР° в„– 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» обязано обеспечивать РІ каждой аптечной организации утвержденный Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё формируемый РІ установленном РёРј РїРѕСЂСЏРґРєРµ минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

В случае, если предметом закупки является поставка лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан Российской Федерации, находящихся на территории Республики Татарстан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», документы по поставке предоставляются фармацевтической организацией в порядке и сроки, установленные контрактом на организацию услуги по приемке, хранению, отпуску через пункты отпуска гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», по льготным рецептам лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания.

Согласно пункту 14.5 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2017 года № 1084 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях осуществляется обеспечение: бесплатно необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по рецептам врача (фельдшера) в рамках перечней, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Выписка рецептов на вышеуказанные лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания осуществляется врачами (фельдшерами), имеющими право на выписку указанных рецептов, в медицинских организациях, включенных в соответствующий справочник Министерством здравоохранения Республики Татарстан.

Отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, предоставляемых гражданам безвозмездно, осуществляется в специализированных аптечных организациях. Прикрепление медицинских организаций к соответствующим аптечным организациям осуществляется в порядке, определенном Министерством здравоохранения Республики Татарстан.

Категории граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета Республики Татарстан, определены Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 января 2005 года № 4 «Об утверждении Перечня категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей безвозмездно».

    Р˜Р· пункта 1.2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан РѕС‚ 17 января 2005 РіРѕРґР° в„– 4 (ред. РѕС‚ 28.05.2018) «Об утверждении Перечня категорий заболеваний, РїСЂРё амбулаторном лечении которых лекарственные средства Рё изделия медицинского назначения отпускаются РїРѕ рецептам врачей безвозмездно» следует, что информация Рѕ предоставлении мер социальной защиты (поддержки) гражданам, имеющим право РЅР° безвозмездное обеспечение лекарственными средствами, размещается РІ Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение (получение) указанной информации РІ Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется РІ соответствии СЃ Федеральным законом РѕС‚ 17 июля 1999 РіРѕРґР° в„– 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

    РЎРѕРіР»Р°СЃРЅРѕ статье 17 Федерального закона РѕС‚ 5 апреля 2013 РіРѕРґР° в„– 44-ФЗ (ред. РѕС‚ 27.06.2019) «О контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ», планы закупок формируются заказчиками РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· целей осуществления закупок, определенных СЃ учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, Р° также СЃ учетом установленных статьей 19 настоящего Федерального закона требований Рє закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (РІ том числе предельной цены товаров, работ, услуг) Рё (или) нормативных затрат РЅР° обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

План закупок формируется бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Судом установлено, что Шайдуллина К.И. является матерью несовершеннолетней ФИО5, имеющей диагноз «сахарный диабет I типа», являющейся ребенком-инвалидом.

21 мая 2019 года ребенку была установлена инсулиновая помпа, о чем свидетельствует выписка из медицинской карты стационара.

29 мая 2019 года истец обратилась в Министерство здравоохранения с заявлением об обеспечении ребенка расходными материалами в виде устройства для инфузии FlexLink 6/60 15 шт. в месяц, картриджи для FCCU-CHEKSpiritCombo 6 шт. в месяц.

В судебном заседании установлено, что после установки ребенку помпы, ГАУЗ «Камский детский медицинский центр», где ребенок состоит на учете, обратилось в Управление здравоохранения города для формирования заявки на обеспечение расходными материалами.

25 июля 2019 года ГАУЗ «Камский детский медицинский центр» выписал истцу рецепт на получение расходных материалов.

28 августа 2019 года «Камский детский медицинский центр» оказало спонсорскую помощь истцу, выделив расходные материалы к инсулиновой помпе, достаточные на период с 26 августа 2019 года по 26 сентября 2019 года.

До этого времени, с момента установки помпы и до выделения спонсорской помощи, истцом самостоятельно были приобретены расходные материалы.

Впервые, через специализированную аптечную сеть ГУП «Таттехмедфарм» истцом были получены по рецептам расходные материалы лишь 25 сентября 2019 года.

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выразившиеся в несвоевременном обеспечении Шайдуллиной К.И. указанными выше расходными материалами.

При этом суд обоснованно исходил из того, что сахарный диабет входит в Перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением № 890, при этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в Перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, у ответчиков отсутствовали основания для отказа истцу в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе и тест-полосками.

Отсутствие в Перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением № 890, инсулиновой помпы и расходных материалов к ней не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.

Доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в применении помповой инсулинотерапии, а также наличия у них противопоказаний для лечения заболевания с помощью помпы ответчиками представлено не было.

Согласно статье 151 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1101 части первой Гражданского кодекса российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действиями ответчика нарушены права Шайдуллиной К.И. на обеспечение расходными материалами, что неразрывно связано с состоянием здоровья, опасения которого за возможное ухудшение состояния своего здоровья при наличии заболевания не могли не причинить Шайдуллиной К.И. нравственных страданий.

Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом характера причиненных истцу страданий, степени вины ответчика, и в соответствии с требованиями разумности и справедливости. Оснований для изменения размера компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 октября 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33-1816/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
ГУП Таттехмедфарм
Шайдуллина К.И.
Министерство здравоохранения РТ
ГАУЗ Камский детский медицинский центр
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Гиниатуллина Ф. И.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
10.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее