Решение по делу № 12-732/2024 от 04.03.2024

№ 12-732/2024

УИД 24RS0056-01-2024-003009-48

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск                                                                                        18 июня 2024 года

Судья Центрального районного суда г. Красноярска                                          Шаравин С.Г.,

с участием представителя ООО «Артель старателей Ангара- Север»          Семерня НО

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Артель старателей Ангара- Север» Хитруна К.В. на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Росрыболовства Кобзева Ю.А. <данные изъяты> от 12.01.2024г. по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Артель старателей Ангара- Север» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.48 КоАП РФ и решение заместителя руководителя Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3 от 27.02.2024г.,

у с т а н о в и л:

12.01.2024г. заместителем начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Росрыболовства ФИО2 вынесено постановление № по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «Артель старателей Ангара- Север», которым юридическое лицо привлечено к ответственности по ч.1 ст.8.48 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением заместителя руководителя Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3 от 27.02.2024г. оставлено без изменения постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Росрыболовства ФИО2 от 12.01.2024г. по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Артель старателей Ангара- Север».

Представитель ООО «Артель старателей Ангара- Север» Хитрун К.В., не согласившись с указанным постановлением, обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление и решение отменить. Жалобу мотивирует тем, что на участке недр «<адрес> с притоками» Обществом в полном объеме выполняются мероприятия по охране водного объекта <адрес> предусмотренные проектной документацией «Разработка карьера по добыче части запасов россыпного золота в долине <адрес> с притоками» и решениями Министерства природных ресурсов и рационального природопользования Красноярского края о предоставлении водного объекта в пользование от 22.07.2020 г. (на добычные работы) и от 20.09.2020 г. (на отведение русла). Ежеквартально в Министерство подаются отчеты о выполнении условий решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В период с 15.09.2023г. по 27.10.2023 г. Обществом проведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, что подтверждается заключением (имеется в материалах дела об административном правонарушении). Ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении ни в постановлении о привлечении к ответственности объективная сторона вменяемого административного правонарушения должным образом не описана, не указано, какие конкретные меры не применяются Обществом, чем они предусмотрены и каким образом проверено и зафиксировано неприменение этих мер.

Стоянка и выгребные ямы находятся вне водоохранной зоны. Оборудование стоянки техники твердым покрытием и оборудование выгребных ям гидроизоляцией не относится к мерам по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, стоянка находится на значительном расстоянии от водного объекта и не может повлиять на загрязнение водного объекта, со стороны административного органа не доказано негативного влияния стоянки и выгребной ямы на ВБР.

Указанный административным органом в качестве дамбы объект является технологической насыпью. Высота технологической насыпи в области «прорыва» соответствует проектной (1 м.). Технологическая насыпь исключает попадание загрязняющих веществ в водный объект, несмотря на то, что в зафиксированном месте высота насыпи ниже остальной части. Со стороны административного органа не доказано негативного влияния «прорыва» на ВБР.

Согласно проектной документации «Разработка карьера по добыче части запасов россыпного золота в долине <адрес> с притоками» (том 1, стр. 14), нагорная канава и руслоотвод - не рекультивируются - по истечению 2 лет эксплуатации приобретают статус естественных водотоков (выкопировка из проекта имеется в материалах дела об административном правонарушении).

Проходка руслоотвода <адрес> произведена ООО «Артель старателей Ангара-Север» в соответствии с проектной документацией в 2018 г.

В настоящее время руслоотвод приобрел статус естественного водотока, в связи с чем, основания для изменения откосов отсутствуют. Более того, изменение откосов руслоотвода приведет к загрязнению водного объекта взвешенными веществами.

Со стороны административного органа не доказана возможность размытия откосов во время дождей и паводков, в результате чего произойдет загрязнение взвешенными веществами.

Переезд техники ООО «Артель старателей Ангара-Север» вброд не осуществляется. Для переезда через руслоотводной канал <адрес> построен мост.

Наличие следов техники не подтверждает факт прохождения техники, принадлежащей ООО «Ангара-Север», через водный объект. Кроме того, загрязнение реки путем переезда образует состав правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 8.13. КоАП РФ.

Дополнительным обстоятельством, подтверждающим применение Обществом мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, является отсутствие влияния деятельности участка золотодобычи на <адрес> (в рамках проведения проверки были отобраны пробы воды из реки до участка и после участка, загрязняющих веществ - нефти, меди, цинка, взвешенных частиц и иных не обнаружено).

Заявитель полагает, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48. КоАП РФ, что является основанием для прекращения производства по делу (п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ).

В судебном заседании представитель ООО «Артель старателей Ангара- Север» доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель Енисейского территориального управления Росрыболовства, надлежащим образом уведомленный в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении от него не поступало. При указанных обстоятельствах полагаю рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.

Суд, заслушав участника процесса, обсудив доводы жалобы, проверив представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.

ООО «Артель старателей Ангара-Север» при осуществлении хозяйственной деятельности нарушены требования природоохранного законодательства, выразившиеся в осуществлении работ по добыче золота оказывающих негативное воздействие на водные биологические ресурсы без принятия мер по предотвращению загрязнения водного объекта в результате возможного размывания грунтов, попадания загрязненной воды из прудов отстойников в водный объект, а также без осуществления компенсационных мероприятий направленных на устранение негативных последствий, посредством искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, что приводит к негативным последствиям для водных биоресурсов и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.8.48 КоАП РФ, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из представленных материалов следует, что на основании решения о проведении проверки от 16.10.2023 года, прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ООО «АС Ангара-Север» при осуществлении своей деятельности.

ООО «АС Ангара-Север» осуществляет недропользование на участке недр - <адрес> с притоками на основании лицензии . (срок действия до 30.07.2030г. с целевым назначением: для геологического изучения, разведка и добыча полезных ископаемых.

16.10.2023г. в период с 13. час. 00 мин до 17 час. 00 мин. проведено обследование участка добычи расположенного в 25 км на восток от <адрес>.

В ходе обследования установлено, что на месторождении осуществляются работы по добыче полезного ископаемого. Протяженность участка вскрыши составляет более 3 км. На участке работает один промывочный прибор. На месторождении используется замкнутая система водоснабжения. Вода на промприбор забирается насосной установкой из пруда отстойника. Открытый сброс сточных вод после промывки в водные объекты на момент обследования не выявлен. Река Шумиха заведена в руслоотводной канал, проложенный по левому борту долины.

Река <адрес> - правый приток первого порядка <адрес> (приток <адрес>), впадает на 1 км от устья. Длина реки составляет 45 км. Гидросеть представлена 30 водотоками общей протяженностью 106 км. Состав ихтиофауны включает представителей трех фаунистических комплексов: бореального пресноводного предгорного - ленок, сибирский хариус, голец сибирский, гольян обыкновенный, подкаменщики, бореального пресноводного равнинного - щука обыкновенная, елец, плотва, язь, окунь, ерш, пескарь, щиповка, сибирская; арктический пресноводный - налим. В реке проходят миграционные пути вышеперечисленных видов рыб к местам нереста, нагула и зимовки.

Правосторонний приток <адрес> — ручей без названия также заведен в руслоотводной канал, который проходит вдоль вахтового поселка, и далее по правому борту долины. В конце участка соединяется с руслоотводным каналом <адрес> и далее переходит в естественное русло.

На участке работ находится вахтовый поселок. На территории вахтового поселка расположены мобильные здания, а также деревянные постройки для проживания и питания рабочих, административные помещения, бани, туалеты. Стоянка и ремонт техники осуществляются на открытой площадке, не имеющей твердого покрытия. Выгребные ямы туалетов не имеют гидроизоляции.

Действующие пруды отстойники отделены от руслоотводного канала насыпной дамбой. В точке с координатами в дамбе имеется прорыв шириной около 3 метров, на момент обследования засыпанный грунтом.

Борта руслоотводных каналов имеют крутые высокие откосы не имеющие укрепления, что не соответствует проектной документации (в соответствии с проектом угол откоса руслоотводных каналов не должны превышать 45°). В период дождей и паводков вероятно размытие откосов в результате чего произойдет загрязнение водного объекта взвешенными веществами. Также в верхней части участка имеются следы переезда техники вброд, через руслоотводной канал <адрес>, что может вызвать нарушение путей миграции водных биологических ресурсов.

В соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 года № 380, мерами по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе:

- пп. «Б» п. 2 оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания:

- пп. «Г» п. 2 - предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;

- пп. «Е» п. 2 - выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);

- пп. «З» п. 2 - проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов, или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Исходя из обозначенных выше факторов, которые могут повлечь загрязнение водного объекта, и оказание негативного воздействия на водные биоресурсы <адрес>, а также указанных мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, выбор конкретных действий направленных на предотвращение негативного воздействия на водные биоресурсы, а также загрязнения водного объекта лежит на недропользователе.

Деятельность по добыче золота на <адрес> осуществляется в нарушение указанных требований, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Работы осуществляются без согласования с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие /бездействие/ физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина ООО «Артель старателей Ангара- Север» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.48 КоАП РФ, при обстоятельствах, изложенных в постановлении от 12.01.2024 г., подтверждается: постановлением о возбуждении прокурором дела об административном правонарушении от 09.11.2023г.; решением о проведении проверки от 16.10.2023г.; справкой по итогам обследования <адрес> на территории <адрес> от 16.10.2023г.; фототаблицей к справке; уставными документами ООО «Артель старателей Ангара- Север»; иными документами имеющимися в деле.

Данные доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ, в своей совокупности являются достаточными для вывода о виновности ООО «Артель старателей Ангара- Север» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.48 КоАП РФ. Вышеизложенные доказательства являются достоверными и допустимыми.

Событие и состав правонарушения подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами.

Субъектом правонарушения является ООО «АС Ангара-Север».

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без принятия мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения юридическим лицом, административного правонарушения.

Нарушений требований КоАП РФ при составлении протокола и вынесении постановления не установлено.

Оснований для освобождения от административной ответственности, переквалификация вменяемого правонарушения, применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

Доводы жалобы относительно отсутствия состава административного правонарушения, отсутствие объективной стороны правонарушения, полагаю несостоятельными, поскольку в постановлении указаны конкретные нарушения, действия, которые вызывают угрозу загрязнения рыбохозяйственного водного объекта загрязненными ливневыми, паводковыми водами с территории вахтового поселка, полигона отработки и прудов отстойников, а также влекут нарушение путей миграции водных биологических ресурсов.

Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.48 названного Кодекса. При этом доказательств невозможности соблюдения требований природоохранного законодательства обществом не представлено.

Доводы заявителя фактически сводятся к переоценке доказательств административного органа, которым последним дана надлежащая оценка в принятом решении.

Суд приходит к выводу, что при указанных выше обстоятельствах, юридическое лицо – ООО «Артель старателей Ангара- Север» правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Росрыболовства ФИО2 от 12.01.2024г. по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Артель старателей Ангара- Север» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.48 КоАП РФ и решения заместителя руководителя Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3 от 27.02.2024г., не имеется, в связи с чем, жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Росрыболовства ФИО2 от 12.01.2024г. по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Артель старателей Ангара- Север» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.48 КоАП РФ и решение заместителя руководителя Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3 от 27.02.2024г.,– оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Артель старателей Ангара- Север» Хитруна К.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья                                                                                                                            С.Г. Шаравин

12-732/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Артель старателей Ангара-Север"
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Шаравин Сергей Григорьевич
Статьи

8.48

Дело на сайте суда
centr.krk.sudrf.ru
05.03.2024Материалы переданы в производство судье
06.03.2024Истребованы материалы
25.03.2024Поступили истребованные материалы
18.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее