дело № 3а-64/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июня 2020 года г. Горно-Алтайск
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Имансакиповой А.О.,
при секретаре – Казаниной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лучникова М.А. к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Лучников М.А. обратился в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Требование мотивировано тем, что решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 09 октября 2018 года на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить административному истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным правилам и нормам, на территории <данные изъяты> Республики Алтай. Данное решение вступило в законную силу 12 декабря 2018 года, 27 декабря 2018 года Лучникову М.А. выдан исполнительный лист, по которому возбуждено исполнительное производство 11.01.2019 года. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, жилое помещение Лучникову М.А. не предоставлено; вынужден проживать у опекуна, в связи с чем просит взыскать в его пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 50 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Буньков А.С. поддержал заявленное административное требование по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Изучив административное исковое заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон №68-ФЗ) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).
Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Аналогичные положения закреплены в статье 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 36 которого содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
В силу пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Как следует из материалов административного дела, вступившим в законную силу 12 декабря 2018 года решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 09 октября 2018 года на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить Лучникову М.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным правилам и нормам, на территории <данные изъяты> Республики Алтай. 27 декабря 2018 года выдан исполнительный лист серии ФС №, по которому возбуждено исполнительное производство 11.01.2019 года №.
Однако из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами по делу, что в предоставленный 5-дневный срок решение суда исполнено не было, как не исполнено в настоящее время.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 23 января 2019 года с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей.
06.03.2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о возможности привлечения Министра труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации. 16.04.2019 года вынесено повторное предупреждение.
16 мая 2019 года должник получил от судебного пристава-исполнителя требование об исполнении требования исполнительного листа серии ФС № в срок до 22 мая 2019 года с предупреждением об административной ответственной по части 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
23 мая 2019 года судебным приставом-исполнителем Трашевым И.Ю. в адрес Министерства регионального развития Республики Алтай, Министерства финансов Республики Алтай направлены запросы о том обращалось ли Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в их адрес с прошением об оказании помощи в обеспечении детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями с предупреждением об административной ответственной по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ, статье 113 ФЗ «Об исполнительном производстве».
29 мая 2019 года в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Республике Алтай Решетовой А.Г. от 28 июня 2019 года Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
22.08.2019 года на депозитный счет МОСП по ИОИП и розыску от Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай поступили денежные средства в счет погашения исполнительского сбора. 23.08.2019 года данные денежные средства были распределены.
18 сентября 2019 года должнику от судебного пристава-исполнителя было направлено требование о необходимости в 5-дневный срок предоставить информацию о предпринимаемых мерах по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, на что был получен ответ от 24.09.2019 года.
04 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем в адрес Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай вновь было направлено требование о необходимости предоставить информацию о предпринимаемых мерах по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Таким образом, в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем приняты необходимые меры, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Из ответа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 24 сентября 2019 года, письменных возражений представителя административного ответчика следует, что ими предпринимаются все возможные меры для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Однако формированию специализированного жилищного фонда препятствуют дефицит земельных участков, пригодных для строительства многоквартирных жилых домов, отказ детей-сирот от получения жилья в другом районе Республики Алтай, недостаточный объем финансовых средств, низкий норматив стоимости одного квадратного метра жилого помещения в республике.
Вместе с тем, суд полагает, что действия органов исполнительной власти Республики Алтай, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта в целях своевременного исполнения решения суда, не являются достаточными и эффективными, а вышеизложенные обстоятельства - объективно исключающими возможность своевременного исполнения решения суда.
Общая продолжительность исполнения решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 09 октября 2018 года со дня возбуждения исполнительного производства – 11 января 2019 года по день рассмотрения настоящего административного дела составила 1 год 5 месяцев 18 дней.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок, согласно которой исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в которой лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения. Вместе с тем срок исполнения решения суда, составляющий 11 месяцев, может быть признан разумным (Постановление Европейского Суда по делу "К. против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу «Д. против Российской Федерации» от 04 декабря 2008 года, Постановление Европейского Суда от 12 мая 2010 года по делу «Е. против Российской Федерации», Постановление Европейского Суда по делу «К. и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 года, Постановление Европейского Суда по делу «К. и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 года).
Решение должно быть исполнено в установленный законом срок независимо от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Алтай, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений, эти обстоятельства не подтверждают наличие непреодолимых препятствий для исполнения решения суда.
Учитывая, что основанием для возложения на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обязанности предоставить Лучникову М.А. жилое помещение послужило то обстоятельство, что последний относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимая во внимание отсутствие доказательств создания административным истцом каких-либо препятствий для своевременного исполнения судебного акта, суд считает, что в данном случае длительность неисполнения решения суда является чрезмерной и не отвечает требованию разумного срока, что свидетельствует о нарушении права Лучникова М.А. на исполнение судебного акта в разумный срок, а также нарушает принцип обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта, подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Руководствуясь ст. 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пунктах 40, 46-48, 50, 55, 56, 63 Постановления от 29 марта 2016 года № 11, и позицию Европейского Суда по правам человека, учитывая то обстоятельство, что административный истец относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объективные причины задержки исполнения решения суда отсутствуют, суд с учетом продолжительности неисполнения судебного акта, в результате которого нарушены права административного истца, приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с Республики Алтай в лице финансового органа – Министерства финансов Республики Алтай в пользу Лучникова М.А. компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок.
Определяя размер компенсации за неисполнение решения суда в разумный срок, суд, принимая во внимание обстоятельства дела, продолжительность неисполнения судебного акта, комплекс мер, принятых органами, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта (в частности направление Правительством Республики Алтай писем в адрес Министерства просвещения Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о выделении дополнительных финансовых средств из федерального бюджета, предоставление жилья иным детям-сиротам, по искам которых решения суда вынесены ранее), предмет исполнения по решению суда, сложность исполнения решения, а также категорию граждан, к которой относится истец, полагает возможным с учетом принципа разумности и справедливости взыскать в пользу Лучникова М.А. компенсацию в сумме 30 000 рублей. В связи с чем административный иск в части взыскания с административного ответчика в пользу административного истца компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 рублей подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат возмещению понесенные Лучниковым М.А. расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Лучникова М.А. к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить в части.
Взыскать с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета в пользу Лучникова М.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 30 000 (тридцать тысяч) рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Перечисление суммы осуществлять по следующим реквизитам:
Получатель: Лучников М.А.
Счет № в Горно-Алтайское отделение № 8558 ПАО «Сбербанк»
Корр. счет №
ИНН/КПП банка: №
БИК: №
В остальной части административное исковое заявление Лучникова М.А. к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей оставить без удовлетворения.
Решение суда в части компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.О. Имансакипова
Мотивированное решение составлено 02 июля 2020 года.