Дело №2-192/2022
25RS0030-01-2021-001271-68
Мотивированное решение изготовлено 07.02.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 февраля 2022 года пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Швецовой И.С.
при секретаре Ромашкиной Е.Н.
рассмотрев гражданское дело по иску КГУП «Примтеплоэнерго» в лице Артемовского филиала тепловой узел Хасанский к Костенко Лидии Дмитриевны о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги,
установил:
КГУП «Примтеплоэнерго» в лице Артемовского филиала тепловой узел Хасанский обратился в суд с иском к Костенко Л.Д. о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги указывая на то, что предоставляют коммунальные услуги в нежилое помещение по адресу <адрес>, собственником которого является ответчик. За период с ноября 2019 года по декабрь 2020 года ответчик коммунальные услуги не оплачивал, в результате чего образовалась задолженность в размере 88308,60 рублей, пени в размере 5819,97 рублей.
Истец просит взыскать указанную задолженность, а также взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 3024 рублей.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее указывала, что услугой «отопление» не пользуется в связи с тем, что указанное помещение отключено от центрального отопления, стояки изолированы, что подтверждается актами от 11.11.2011 года, 04.08.2012 года, 04.08.2013 года, 11.11.2014 года, 22.11.2019 года, нежилое помещение ею используется под магазин,
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на помещение.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление (тепло водоснабжение).
В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 157 ЖК РФ).
Из пунктов 2, 32, 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, следует, что обязанность оплачивать коммунальные услуги возлагается на лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме и потребляющее коммунальные услуги.
Статьей 539 ГК РФ установлена обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом самовольное переоборудование помещений, демонтаж радиаторов отопления и установка альтернативных источников обогрева, не освобождает ответчика от оплаты тепловой энергии.
В силу п. п. 1, 2 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Костенко Л.Д. является собственником не жилого помещения по адресу <адрес>, пом. 1-5 (<адрес>), что подтверждается Выпиской из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что постановлением Администрации муниципального образования Хасанский район Приморского края от 13.11.2002 года № с 15.11.2002 года краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» наделено функцией по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в виде отопления (в горячей воде), горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, содержания жилого фонда, вывоза твердых бытовых отходов потребителям, расположенным на территории муниципального образования Хасанский район, а также правом сбора платежей с потребителей за оказанные жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования Хасанский район.
Согласно постановлению администрации Зарубинского городского поселения № от 08.10.2019 года, с учетом изменений, внесенных постановлением № от 27.10.2020 года, отопительный период на территории Зарубинского городского поселения начат после 20 числа со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия.
Из пункта 2 указанного постановления следует, что КГУП «Примтеплоэнерго» поставляет тепловую энергию потребителям Зарубинского городского поселения.
Согласно актам подключения к системе теплоснабжения от 28.10.2019, 29.10.2020 года жилой дом по адресу <адрес> подключен к системе теплоснабжения для предоставления тепловой энергии и теплоносителя в связи с началом отопительного сезона 2019-2020 года.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, КГУП «Примтеплоэнерго» ссылается на то, что ответчик, являясь потребителем коммунальных услуг оплату за предоставленные коммунальные услуги не производит, в связи с чем образовалась задолженность ответчика перед КГУП «Примтеплоэнерго» филиал «Артемовский» тепловой узел «Хасанский» с ноября 2019 года по декабрь 2020 года в размере 88 308,60 рублей.
Возражая по доводам иска, Костенко Л.Д. ссылается на наличие оснований для освобождения ее от обязанности по оплате тепловой энергии, поскольку фактически она не пользуется поставляемой теплоэнергией в связи с переоборудованием системы отопления, демонтажем радиаторов и установкой альтернативных источников обогрев.
Как усматривается из представленных ответчиком актов как КГУП «Примтеплоэнерго», так и администрации Зарубинского городского поседения Хасавнского муниципального района от 04.08.2010 года, 11.11.2010 года, 11.11.2014 года, 02.04.2019 года, 22.11.2019 года. 08.02.2021 года, в данном нежилом помещении, которое используется под магазин, радиаторы отопления (5 шт) не подключены к центральному отоплению, стояки, проходящие в помещении заизолированы, находятся под облицовкой стен, отопление – кондиционер.
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о надлежащем согласовании переустройства (демонтажа) отопительных приборов централизованной системы теплоснабжения МКД.
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о надлежащем согласовании переустройства (демонтажа) отопительных приборов централизованной системы теплоснабжения МКД.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Подпунктом "в" п. 35 Правил N 491, потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.
В соответствии с п.1.7 Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 23.09.2003 года «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», отключение отдельной квартиры в многоквартирном доме и перевод на индивидуальное или автономное отопление не относится к переустройству жилых помещений.
01.08.2013 года главой администрации Зарубинского городского поселения принято постановление № 151-а, согласно которому на основании ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Зарубинского городского поселения решено согласовать эксплуатацию помещений в переустроенном виде, произведенном в результате Чрезвычайных Ситуаций 1996- 2007 годов, с момента переустройства системы централизованного отопления в квартирах (согласно первоначальных актов).
На основании п.п.2,3,4 указанного постановления № 151-а КГУП «Примтеплоэнерго» исключить жилые помещения, перешедшие на иной вид отопления, из реестра потребителей тепловой энергии в соответствии с п.1 данного постановления (Приложение № 1).
Данное постановление опубликовано в установленном порядке и размещено на официальном сайте Зарубинского городского поселения.
Как следует из дополнительного списка к приложению 1 к постановлению главы Зарубинского городского поселения от 01.08.2013г. №-а Костенко Лидия Дмитриевна, как собственник нежилого помещения по адресу: <адрес>, не значится.
Обстоятельств осуществления Костенко Л.Д. демонтажа радиаторов отопления с соблюдением предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения, а также доказательств альтернативного отопления спорного нежилого помещений, согласованного в соответствии с законодательством, проекта на иное отопление нежилое помещение не представлено и судом не установлены, представленные документы не подтверждают наличие согласия органа местного самоуправления на демонтаж существующей в помещении системы отопления с обустройством альтернативного источника отопления.
Сведений о том, что многоквартирный жилой <адрес> был отключен от центрального отопления, перешел на иной вид отопления не имеется.
Отключение от централизованной системы теплоснабжение с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг возможен при определении объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды, право потребителя на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано только при соблюдении определенных условий и разрешительных процедур.
Поскольку самовольное, в нарушение установленного порядка переустройство системы отопления не влечет освобождение от уплаты за поставляемую в многоквартирный дом услугу отопления, начисление ответчику платы за указанную услугу в спорный период на основании абзаца 2 пункта 40 Правил N 354 является правомерным, в связи с чем исковые требования КГУП «Примтеплоэнерго» подлежат удовлетворению, расчет объема и стоимости поставленной тепловой энергии судом проверен и признан обоснованным.
Как следует, из представленного истцом расчета суммы задолженности ответчика перед КГУП «Примтеплоэнерго» за период с ноября 2019 года по декабрь 2020 ответчику предоставлялись коммунальные услуги по отоплению, между тем оплата ответчиком в указанный период коммунальных услуг не производилась, в результате чего образовалась задолженность на сумму 88308,60 рублей.
Как указывает ответчик, занимаемое ею вышеуказанное нежилое помещение отключено от центрального отопления, для отопления помещения используется кондиционер, стояки отопления заизолированы.
Согласно п.1.7.2 Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.
Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.
В соответствии с п.1.7 Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 23.09.2003 года «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», отключение отдельной квартиры в многоквартирном доме и перевод на индивидуальное или автономное отопление не относится к переустройству жилых помещений.
Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
01.08.2013г. главой администрации Зарубинского городского поселения принято постановление № 151-а, согласно которому на основании ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Зарубинского городского поселения решено согласовать эксплуатацию помещений в переустроенном виде, произведенном в результате Чрезвычайных Ситуаций 1996- 2007 годов, с момента переустройства системы централизованного отопления в квартирах (согласно первоначальных актов).
На основании п.п.2,3,4 указанного постановления № 151-а КГУП «Примтеплоэнерго» исключить жилые помещения, перешедшие на иной вид отопления, из реестра потребителей тепловой энергии в соответствии с п.1 данного постановления (Приложение № 1). Копию настоящего постановления направить в КГУП «Примтеплоэнерго», ООО «Благоустройство», ФГУ «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» филиал по Приморскому краю в Хасанском районе. Опубликовать (обнародовать) настоящее постановление в установленном порядке и разместить на официальном сайте Зарубинского городского поселения.
Как следует из дополнительного списка к приложению 1 к постановлению главы Зарубинского городского поселения от 01.08.2013г. № 151-а
Обстоятельств осуществления Костенко Л.Д. демонтажа радиаторов отопления с соблюдением предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения, а также доказательств альтернативного отопления спорных нежилых помещений, согласованного в соответствии с законодательством, проекта на иное отопление нежилых помещений не представлено и судом не установлены, представленные документы не подтверждают наличие согласия органа местного самоуправления на демонтаж существующей в помещении системы отопления с обустройством альтернативного источника отопления.
Сведений о том, что многоквартирный жилой <адрес> отключен от центрального отопления, перешел на иной вид отопления не имеется.
Отключение от централизованной системы теплоснабжение с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг возможен при определении объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды, право потребителя на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано только при соблюдении определенных условий и разрешительных процедур.
Поскольку самовольное, в нарушение установленного порядка переустройство системы отопления не влечет освобождение от уплаты за поставляемую в многоквартирный дом услугу отопления, начисление ответчику платы за указанную услугу в спорный период на основании абзаца 2 пункта 40 Правил N 354 является правомерным.
Костенко Л.Д. в указанный период, являясь потребителем тепловой энергии, платежи за пользование коммунальными услугами не производила, своих обязательств по внесению платы за поставленные услуги в указанное жилое помещение в нарушение ст.155 ЖК РФ надлежащим образом не исполнила, мер по погашению имеющейся задолженности в добровольном порядке на день рассмотрения иска не приняла.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Доказательства в опровержение указанных в иске обстоятельств, наличия претензий со стороны ответчика по качеству и количеству поставленной тепловой энергии, горячего водоснабжения в период с ноября 2019 по декабрь 2020 года в материалах дела отсутствуют.
Поскольку своих обязательств ответчик по оплате тепловой энергии в установленный ст.155 ЖК РФ, срок не исполнил, истец КГУП «Примтеплоэнерго» передачу коммунальных ресурсов осуществлял, ответчик имея в пользовании жилое помещение по адресу: Зарубино, <адрес>, на основании ст.ст.154,155 ЖК РФ обязана производить оплату коммунальных услуг в установленные сроки в полном объеме.
Согласно ч. 14 вышеуказанной статьи лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению платы за оказанные коммунальные услуги, истцом за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления срока оплаты, от невыплаченных сумм была начислена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.
Сумма пени за период с ноября 2019 по декабрь 2020 года составляет 5819,97 рублей.
Суд принимает представленный КГУП «Примтеплоэнерго» расчет задолженности за потребленные коммунальные услуги в качестве доказательства, поскольку произведенный расчет ответчиком не оспорен.
С учетом изложенного, суд считает требования КГУП «Примтеплоэнерго» филиал «Артемовский» тепловой район Хасанский к Костенко Л.Д. о взыскании задолженности в сумме 88308,60 рублей и пени в размере 5819,97 рублей подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
С Костенко Л.Д. подлежит взысканию государственная пошлина в пользу КГУП «Примтеплоэнерго» филиал «Артемовский» тепловой район Хасанский в размере 3024,00 руб., согласно платёжному поручению № от 26.08.2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Решил:
исковые требования КГУП «Примтеплоэнерго» в лице Артемовского филиала тепловой узел Хасанский к Костенко Лидии Дмитриевне о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги-удовлетворить.
Взыскать с Костенко Лидии Дмитриевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> в пользу КГУП «Примтеплоэнерго» в лице Артемовского филиала тепловой узел Хасанский задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 88308,60 рублей, и пени в размере 5819,97 рублей, а так же расходы по оплате госпошлины в размере 3024 рублей, а всего 97152,57 рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Судья