П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
по делу 44у-276/2015
24 июня 2015 года г. Уфа
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Тарасенко М.И.,
и членов президиума Иващенко В.Г., Мустаева М.Ф., Чернявской С.А.,
Канбекова И.З., Усмановой Р.Р.
при секретаре Мулюковой З.И.,
с участием заместителя прокурора Республики Башкортостан Бикбулатовой Г.Ф.,
защитника – адвоката Шайхрамова Т.А.
рассмотрел дело по кассационной жалобе осужденного Зиазетдинова А.К. на приговор Краснокамского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Халитова Н.Х., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных решений, мотивы кассационной жалобы, выступление защитника Шайхрамова Т.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Бикбулатовой Г.Ф. об изменении судебных решений, президиум
у с т а н о в и л:
по приговору Краснокамского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2014 года
Зиазетдинов А.К.,
дата рождения, ранее судимый:
- 21 февраля 2013 года по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 160 часам обязательных работ;
- 21 августа 2013 года по пп. «а», «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 6 месяцам 12 дням лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев;
осужден в порядке особого судопроизводства по п. «в» ч. 2 ст. 163 УК РФ к 2 годам лишения свободы, по ст. 325 УК РФ к 10 месяцам исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы в доход государства, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний к 2 годам 1 месяцу лишения свободы, на основании ч. 5 ст. 74 УК РФ условное осуждение по приговору от 21 августа 2013 года отменено, на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания исчислен с 10 апреля 2014 года.
По апелляционному определению судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 августа 2014 года приговор изменен, указано об осуждении по ч. 2 ст. 325 УК РФ и применении при сложении наказаний правил ст. 71 УК РФ, в остальной части приговор оставлен без изменения.
Зиазетдинов А.К. признан виновным в совершении вымогательства с применением насилия и хищения паспорта у Ф.П.Т. Преступление совершено 8 апреля 2014 года в ... Республики Башкортостан при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный выражает несогласие с судебными решениями, считает, что суд неверно установил фактические обстоятельства по делу, нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения не является беспомощным состоянием, не согласен с осуждением по ч. 2 ст. 325 УК РФ, так как его умысел был направлен на хищение банковских карт, а не паспорта потерпевшего, суд при назначении наказания не учел возмещение морального вреда и материального ущерба, указанное обстоятельство, как указывает осужденный, повлекло назначение слишком сурового наказания. Также осужденный указывает на существенные нарушения уголовного закона при назначении наказания по ч. 2 ст. 325 УК РФ. Просит судебные решения изменить, назначенное наказание снизить.
Проверив приведенные в кассационной жалобе доводы, изучив материалы уголовного дела, президиум приходит к следующему.
Уголовное дело в отношении Зиазетдинова А.К. рассмотрено в соответствии с положениями главы 40 УПК РФ, регламентирующей особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением.
С учетом рассмотрения уголовного дела в особом порядке по добровольно заявленному ходатайству осужденного, суд правомерно указал, что обвинение, с которым согласился осужденный, полностью подтверждено доказательствами, собранными по делу.
Согласно ч. 8 ст. 316 УПК РФ, при рассмотрении дела в особом порядке описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора содержит описание преступного деяния, с обвинением в совершении которого согласился подсудимый, а также выводы суда о соблюдении условий постановления приговора без проведения судебного разбирательства. Анализ доказательств и их оценка судьей в приговоре не отражается.
Как видно из приговора, все указанные требования закона судом соблюдены.
Придя к выводу, что обвинение, с которым согласился осужденный, полностью подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, суд обоснованно пришел к решению о необходимости постановления обвинительного приговора и об осуждении Зиазетдинова А.К. за совершение преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 163 и ч. 2 ст. 325 УК РФ.
Квалификация действий осужденного является правильной.
Доводы осужденного о том, что суд незаконно признал нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения как его беспомощное состояние, судом кассационной инстанции изучены.
Установлено, что осужденному судом первой инстанции разъяснялись положения ст. 317 УПК РФ, согласно которым приговор, постановленный в соответствии со ст. 316 УПК РФ, не может быть обжалован по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 389.15 УПК РФ.
В связи с вышеизложенным, доводы осужденного в части обжалования приговора из-за несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции, подлежат отклонению.
При назначении наказания судом учтены смягчающие наказание обстоятельства в виде явки с повинной, полного признания вины, раскаяния и активного способствования раскрытию преступления.
Отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.
Изучением материалов дела установлено, что имеется расписка осужденного о том, что он обязуется возместить моральный вред и материальный ущерб (л.д. 132) и заявление потерпевшего Ф.П.Т. (л.д. 133) о том, что он не имеет претензий к Зиазетдинову А.К., так как последний вину осознал и возмещает моральный вред и материальный ущерб.
Однако, вопреки доводам осужденного, сведений о том, что моральный вред и материальный ущерб фактически возмещены потерпевшему, в материалах уголовного дела не имеется.
Таким образом, оснований для признания иных смягчающих наказание обстоятельств не установлено.
С учетом фактических обстоятельств преступления и степени общественной опасности президиум не усматривает оснований для применения к осужденному положений ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Однако судом кассационной инстанции установлено, что судами первой и апелляционной инстанции при назначении осужденному наказания по ч. 2 ст. 325 УК РФ были нарушены требования ч. 1 ст. 62 УК РФ и ч. 7 ст. 316 УПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами «и» и (или) «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 316 УПК РФ, суд назначает подсудимому наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
Санкция ч. 2 ст. 325 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.
Наказание в виде ареста до настоящего времени федеральным законодательством не введено в действие.
В связи с вышеизложенным, в санкции ч. 2 ст. 325 УК РФ наиболее строгим видом наказания являются исправительные работы.
Исходя из вышеизложенного, а также положений ч. 1 ст. 62 УК РФ и ч. 7 ст. 316 УПК РФ, и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, осужденному Зиазетдинову А.К. не могло быть назначено наказание по ч. 2 ст. 325 УК РФ (12 мес. х 2/3 = 8 мес., из 8 мес. х 2/3 = 5 мес. 10 дней) более 5 месяцев 10 дней исправительных работ.
Как следует из приговора, осужденному Зиазетдинову А.К. по ч. 2 ст. 325 УК РФ суд назначил 10 месяцев исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы.
Таким образом, назначенное осужденному наказание по ч. 2 ст. 325 УК РФ подлежит смягчению.
В связи со смягчением наказания по ч. 2 ст. 325 УК РФ, смягчению подлежит и наказание, назначенное по правилам ч. 3 ст. 69 и ст. 70 УК РФ.
Также судом кассационной инстанции установлено, что в обжалуемых судебных решениях допущены нарушения при исчислении сроков наказания и зачете времени предварительного содержания осужденного под стражей.
Суд первой инстанции, вопреки требованиям закона, исчислил срок отбывания наказания Зиазетдинову А.К. со дня его фактического задержания, тогда как в силу совокупности норм, регулирующих правила исчисления размера и начала срока отбывания наказания, а именно ч. 7 ст. 302 и п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК РФ, срок отбывания наказания лицу, содержавшемуся до постановления приговора под стражей, надлежит исчислять со дня постановления приговора с зачетом в этот срок времени содержания его под стражей со дня задержания до дня постановления приговора.
Вопреки указанным нормам закона осужденному Зиазетдинову А.К. срок наказания по приговору от 22 мая 2014 года исчислен с 10 апреля 2014 года без указания на зачет времени содержания под стражей.
Иных оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных решений президиум не установил.
На основании изложенного, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, президиум
п о с т а н о в и л:
Приговор Краснокамского районного суда от 22 мая 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 августа 2014 года в отношении осужденного Зиазетдинова А.К. изменить:
- по ч. 2 ст. 325 УК РФ наказание с 10 месяцев исправительных работ смягчить до 5 месяцев исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы в доход государства. На основании ст. 71 и ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 163 и ч. 2 ст. 325 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний назначить 2 года 10 дней лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ (с приговором от 21 августа 2013 года), по совокупности приговоров назначить наказание в виде 2 лет 4 месяцев лишения свободы;
- начало отбывания наказания Зиазетдинову А.К. исчислять с 22 мая 2014 года, зачесть в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 10 апреля до 22 мая 2014 года.
В остальной части судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий М.И. Тарасенко
Справка: судья ФИО
Апелляция: предс. и докл. ФИО
ФИО